Скрыть
на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе,

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 20-22 быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом

«Быв утверждены на основании Апостолов и пророков»: вот на чем утверждается упование (нашего) звания! Смотри, как (апостол) смешивает всех вместе: язычников, иудеев, апостолов, пророков, Христа; и, чтобы показать тесную связь между всеми ими, представляет их всех то телом, то зданием. «Быв утверждены», – говорит, – «на основании Апостолов и пророков», т. е. апостолы и пророки служат основанием здания. Апостолов же ставит прежде, – хотя они были после пророков, – чтобы показать этим, что и те и другие одинаково служат основанием, что все составляет одно здание и имеет один корень. Но помни, что и язычники своим основанием имели патриархов. Представляя это под образом здания, апостол гораздо определеннее выражает (мысль о соединении язычников и иудеев), чем если бы подставил это под образом привития. Затем (апостол) присовокупляет: «имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем», показывая, что Христос все содержит, так как краеугольным камнем называется то, что поддерживает и стены и основания. «На Котором все здание». Заметь, как апостол соединяет это: иногда представляет Его свыше содержащим и властвующим над всем телом, иногда же снизу носящим на Себе все здание, – главным основанием. (Апостол) для того и сказал выше: «Дабы создать одного нового человека» (Еф. 2:15), чтобы показать, что Он Собою собственно соединил об стены здания, и, с другой стороны, что в Нем все воссозданы. «Рожденный», – сказано (о Нем), – «прежде всякой твари» (Кол. 1:15), т. е. Он все носит. «На котором все здание, слагаясь»: таким образом, на что бы ты ни указал, на кровлю ли, на стены ли, или на что другое, Он все носит. В другом месте он называет (Христа) основанием: «Ибо никто не может положить другого основания», – говорит, – «кроме положенного, которое есть Иисус Христос» (1Кор. 3:11). «На Котором» (ἐν ᾧ), – говорит, – «все здание, слагаясь». Здесь еще яснее оттеняет и показывает, что не иначе можно сделаться (храмом Божьим), как проводя жизнь со всем вниманием. «Возрастает», – говорит, – «в святой храм в Господе, на котором и вы устрояетесь». Очень часто (апостол) говорит о созидании: «в святой храм, в жилище Божье Духом». Для чего же происходило это созидание? Для того чтобы в этом храме обитал сам Бог. Каждый из вас, и все вы вместе, есть храм, и обитает как в теле Христовом, обитает как в храме духовном. Поэтому (апостол) не сказал: вход, но: «имеем доступ» (ст. 18), т. е. не сами собою мы пришли, но приведены Им. «Никто», – сказал (Спаситель), – «не приходит к Отцу, как только через Меня»; и в другом месте: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Иоан. 14:6). «Слагаясь стройно, возрастает в святой храм».

(Апостол) опять возвращается к прежде приведенному им примеру и соединяет их с (ветхозаветными) святыми, и (самих святых в свою очередь) не допускает разъединяться с Христом. Значит, домостроительство спасения нашего началось еще до пришествия (Христа); значит, имея это в виду, Павел и сказал: «как мудрый строитель, положил основание» (1Кор. 3:10), и в другом месте: «Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос». Видишь ли, что примеры нужно понимать не просто, но должно отыскивать в них подразумеваемое? (Апостол) говорит здесь при помощи примеров, как и Христос, когда представлял Отца земледельцем, а Себя корнем.

Беседы на Послание к Ефесянам

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 20-22 быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом

Всякое здание, воздвигнутое на основании апостолов и пророков, может обозначать не только нас, но и небесные силы, так что они все одинаково являются жилищем Божиим в Духе. Ибо, говорят, было бы несообразно, чтобы здание, сложенное и устроенное из людей, возрастало в Господе в святой храм и было жилищем Божиим в Духе, а ангелы и некоторые блаженные силы, на небесах служащие Богу, были бы удалены от такого счастья.

Комментарий на Послание к Ефесянам

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе

На краеугольном, говорит, камне, то есть Христе, все здание, именно − все верующие, соединенные органически и безраздельно, растут и восполняются, чтобы стать храмами Божиими. И поставлю жилище Мое среди вас, говорит, и буду ходить среди вас (Лев. 26:11-12). Ибо и вообще Церковь (έκκλησία), то есть собрание всех верующих, есть храм Божий, и в частности каждый человек. В Господе же сказано вместо − благодатью Господа, а не нашими трудами. А словом слагаясь показывает, что не иначе можем сложиться в храм Божий, как ведя такую жизнь, которая соответствует краеугольному камню.

Толкование на послание к Ефесянам святого апостола Павла

Феофан Затворник, свт. (†1894)

о Немже всяко создание составляемо растет в церковь святую о Господе

Всяко создание − не тварь, а здание −— οικοδομη. Составляемо συναρμολογουμενη — сгармонировываемо, стройнослагаемо будучи. Растет − все более и более возвышается. В церковь − в храм − ναον. Представляет Апостол общую мысль о Церкви − растущей, сравнивая ее со зданием. Как здание, принимая накладку − слой за слоем, все увеличивается и идет к концу и завершению, по плану, для него составленному; так Церковь Божия, принимая в себя лица и народы и их преобразовывая по своей норме, идет к своей полноте и совершенству, пока завершится и станет храмом Богу совершенным, не требующим уже дополнения и надстроивания.

О Немже − о краеугольном, который есть Иисус Христос, ибо в Церкви все от Него, по Его плану, Его силою и действием. Всяко создание − прямее все здание, как одно целое, ибо у Апостола речь об одном здании, а не о многих построениях. Составляемо − сгармонировываемо будучи. Не как попало набрасываются поступающие материалы, а размещаются по одному плану, и здание выходит стройно, где всякому свое место. «Этим указывается на тщательность (внимание и верность плану) наздания» (Экумений). Указывается и на разные части здания, кои все сочетаваются воедино о том же краеугольном Иисусе Христе. «На что бы ты ни указал − на кровлю ли, на стены ли, или на что другое, Он все содержит, все носит на Себе» (святой Златоуст). Это то же, что ниже без метафоры говорит он: и Той дал есть овы убо Апостолы, овы же пророки… овы же пастыри и учители к совершению святых… в созидание тела Христова (Еф. 4, 11). В другом месте и святых, то есть верующих, составляющих корпус здания, Апостол распределяет, как распределены у нас разные органы тела, где всякий член свое имеет значение и свое дело. В Церкви Божией все сгармонировано, но она разнообразна в частях, и никак нельзя говорить, что в ней все, как один, и всякий, как все. Где все одинаковы и равны, там какая гармония?! Под этим только условием, что в Церкви члены разны и угармонировываются, она и растет, − растет, будучи стройно составляема.

Поступает сначала сырой материал, который в своем природном виде негож в здание. Потому прежде он переделывается и подводится под характер здания, а потом полагается в самое здание. Посредством этих надкладок здание и растет. Лица отдельные и целые народы, призванные проповедию, претворяются благодатию Святого Духа и таким образом сливаются с целостию − Церкви.

Растет. И при Апостолах говорилось: растет; и доселе − не иначе можно говорить как растет. И до скончания века будет она расти. Здание еще не кончено; кончится в конце веков. И те, которые отошли в другую жизнь, в Церкви суть, и те, которые живут, в Церкви суть. Апостол не полагает разделения между ними. Церковь одна. Можно представлять себе только, что земная Церковь готовит материал, а само здание, в отделку, строится на небе. Ерма в видении видел строение храма. Одни приносили материал, другие строили. Строители, получа принесенное, смотрят, гоже ли то и куда гоже. Если гоже, кладут на должное место, а если негоже, бросают прочь; и оно, хоть тут же валяется, но в здание не поступает. Это точный образ того, что бывает с отходящими отсюда. Когда здание кончится, все эти кругом валяющиеся камни прибраны будут в другое место, а дотоле все еще они около. Участь не решена.

Растет в церковь святую, в храм святый. Все идет к тому, чтобы наконец Бог был всяческая во всех. А дотоле Церковь разве не целое здание, без кровли, окон и дверей? Как обитать в таком здании? А в Церкви Бог обитает, как обетовал: вселюся в них и похожду (2Кор. 6, 16). Посему-то Апостол и употребил слово растет, представляя Церковь зданием живым, которое все уже имеет необходимое для своего существования и жизни. Как дерево, например, самое еще маленькое, все имеет для жизни; но потом растет, не новые части приобретая, а увеличиваясь и расширяясь в каждой своей, уже имеемой, части. Так и Церковь теперь есть целое здание, жилое, но увеличивается, пока придет в меру храма, как он задуман Богом.

Церковь − Храм свят, потому что все его члены святы, Духом Святым освящены и ревнуют быть святыми, и потому, что в нем живет Святой Бог. О Господе: и свят храм о Господе, и растет он о Господе, и стройно сочетавается о Господе. В Церкви все о Господе, за что ни возьмись, как сказал святой Златоуст. Святой Павел и в начале сказал: о Немже, разумея Господа, и в конце прибавил о Господе, чтоб внимание наше держать все на Нем едином. Как ни прекрасно здание храма, но, засмотревшись на него, не забывай о храмоздателе. Почему и не распространяется здесь в изъяснении подробностей построения храма. Цель у него напечатлеть ефесянам, что и они включены в общее здание, но не за что другое, как ради веры в Господа и верности Ему. И они сближены со всеми, но о Господе.

Послание святого апостола Павла к Ефесянам, истолкованное святителем Феофаном

Николай Варжанский, мч. (†1918)

О единой истинной Церкви и о сектах


Сектанты говорят: Баптисты признают «духовное единство в общении святых». которое существует между всеми, истинно рожденными от Бога, как бы ни были различны и не похожи их церковный строй и отношения (Б. 1910, 24, 187).

Православный ответ: Еф.2:20,21-22: «Бывши утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святой храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом».
Сектанты же требуют разных камней и разной кладки. Порядки должны быть согласные с апостольскими: Флп.3:17; Гал.2:19.

Оружие правды


О единой истинной Церкви и о сектах


Сектанты говорят: Баптист 1910 г., 23, 178; «есть видимая местная церковь, и есть невидимая, вселенская церковь. В последнем смысле слово это означает лишь умственное представление, которое не имеет реального бытия во времени или пространстве, или исторического факта, но означает лишь идеальное общество без организации, без действия, и без корпоративного бытия. ... изречение Иисуса: «На сем камне создам Церковь Мою» (Мф.16:18). Также: «чтобы чрез Церковь создалась известною многоразличная премудрость Божия» (Еф.3:10). «Он – глава Церкви, которая есть Тело Его» (Кол.1:18). «К торжествующему собору и Церкви первенцев, написанных на небесах». (Евр.12:23). Эти и некоторые другие места, надо полагать, относятся не к какому либо местному собранию верующих, но к вселенскому обществу верующих»...

«Такой вещи, как вселенская Церковь на земле, заключающейся в одном большом обществе, вовсе не существует».

Православный ответ: У баптистов Церковь «умственное представление» – фантазия, выдумка, а у нас действительность со дня сошествия Святого Духа.

У баптистов она не имеет реального бытия, не действительна, у христиан – живые камни, возрастающее в дом духовный (1Пет.2:5) для созидания самих себя в любви (Еф.4:16).

У баптистов она без места, а у христиан – Иудея и Еллада (1Кор.12:13). Иерусалим и Македония, Россия и Япония исповедуют едиными устами Господа. У баптистов – нет ее во времени, а у христиан она приобретенная кровью страданий от сошествия Святого Духа «во все роды, от века и до века» (Еф.3:21) и «во вся дни до скончания века» (Мф.28:20).

У баптистов не имеет «исторического факта», а у нас, по книге Деяний Апостольских, Церковь со дня сошествия Святого Духа и проповеди Петра, приложившей около 3,000.

У баптистов без организации, а у христиан на основании Апостолов и пророков на краеугольном камне – Христе, Церковь стройно организована во святой Божий храм (Еф.2:20-21;4:11-16; 1Кор.12).

У баптистов – «без действия», т.е. без жизни благодатной, а у нас вся жизнь Церкви во Христе и со Христом, «при действии в свою меру каждого члена получает приращение для созидания самого себя в любви» (Еф.4:16).

У баптистов, по их признанию, «без корпоративного бытия», т.е. без живых существ, а у нас со Христом, Богоматерью, Ангелами, угодниками и верующими, живущими здесь на земле и у Господа на небесах.

Оружие правды

Марий Викторин (†IVв.)

на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе

Христос − не только краеугольный камень, но первое и главное основание, на котором держится все и которое соединяет два в одно. Эти два: либо высшие души, уже пребывающие со Христом, и те души, которые здесь святы и причастны тайнам Христовым; либо все те души Христовы, в том числе души язычников, которых объединяет краеугольный камень − Христос.

Все собранные вместе души и все люди, ставшие через Христа духовными, слагают в месте обитания Бога как бы святой храм, чтобы всем им стать храмом для Христа Бога, ибо Христос пребывает в них всех, а во Христе − Бог.

Комментарий на Послание к Ефесянам

Сергей Васильевич Кохомский (†XIXв.)

(Ст. 21–22) На котором (краеугольном камне – Христе) все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом.


Сектанты много говорят о том, что христианин есть храм Божий, и Духе Божий живет в нем (Рим.8:91Кор.3:162Кор.6:16), – и на этом (будто бы) основании отвергают потребность в храмах, создаваемых человеческими руками. Но они упускают, что, по учению апостолов, храмом духовным и домом Божиим является прежде всего Церковь, собрание верующих (1Петр.2:51Тим.3:15), а потом уже и отдельные христиане, но не иначе, как под тем условием, чтобы они были истинными членами великого храма – Церкви, напаялись Духом Христовым, в ней обитающим, и только действием Духа устроились в жилище Божие. В разбираемых словах ап. Павла ясно различается, с одной стороны, возрастание стройно слагающегося святого храма – Церкви (Еф.2:21), а с другой стороны, устроение Божия жилища в отдельных верующих, в читателях настоящего послания («и вы устрояетесь в жилище Божие» Еф.2:22). И в самом деле, краеугольный камень – один, Христос, и на Нем свойственно созидаться не множеству отдельных храмов или домов Божиих, а единому, дому Божию, который и есть Церковь; а потом уже, по подобию этого последнего и по мере принадлежности к нему, и отдельные члены его делаются обиталищем Божества (ср. Ин.14:23). В чем же открывается единение Церкви, как не в общественных молитвах и священнодействиях, и где это единение торжествуется, как не в местах священных христианских собраний? Таким образом, рукотворенные храмы являются и знамениями, и средствами единения с Церковью отдельных верующих, чрез которое только и могут они устроиться в Божие жилище.

Примечания к Апостолу и Апокалипсису в обличение штундистов и подобных им сектантов

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 21-22 на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом

Благодаря тому, что у Церкви есть такое надежное основание как краеугольный камень − Христос, все здание или, как правильнее, все строение (πᾶσα οἰκοδομὴ) идет вполне успешно: во Христе все слагается вполне гармонично, всему отводится надлежащее место. В конце концов Церковь, постоянно возрастая, должна стать истинным храмом, который в Господе, т. е. во Христе станет святым (в настоящее время в Церкви есть еще и грешники). Под возрастанием Церкви можно разуметь и увеличение числа членов Церкви, и духовное их усовершенствование. − На котором − т. е. на краеугольном камне. − И вы устрояетесь − точнее: соустрояетесь (συν­οικοδομεῖσθε), т. е. вместе со многими другими церквами христиане ефесские становятся жилищем Божиим, благодаря действию в них Святого Духа.

См. также Толкование на Еф. 2:11

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

2.17. и пришед благовествовал мир вам, дальним и близким,

2.18. потому что чрез Него и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе.

2.19. Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу,

2.20. бывши утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем,

2.21. на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святой храм в Господе,

2.22. на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом.

2.17-22 Близость Христиан к Богу открывается в сожительстве со святыми, в сыновстве Богу и в том, что Он Сам духовно-таинственно вселяется в сердца верующих, становящихся как бы храмом, краеугольным камнем которого служит Христос, а устроителем – Св. Дух, Который действовал и в пророках и в Апостолах, различно потрудившихся над устроением Церкви, как здания Божия. Вместе с основанием общего величественного храма, который созидают из себя, как новые, так и все Христиане, славящие Господа, Апостол указывает здесь и отдельное создание себя каждым в храм Божий, о чем он прямее говорить в другом послании: «не весте ли, яко храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас» (1Кор. 3:16, 17). – Собранность всех Христиан в общем духовном храме славы Божией – показывает и их взаимность родственную и близость их к Богу такую, более которой нельзя и представить. Вместе с величием этого духовного образа весьма важна и его практическая приложимость в отношении к величественному Ефесскому храму богини Артемиды, не возвышавшему, а понижавшему дух своих почитателей, полных вражды и всяких недобрых чувств. Но изъяснению блаж. Феофилакта, Апостол употребляет три сравнения для определения близости Христиан к Богу: они близки как сограждане, как члены одной семьи и как части здания между собою. «Мы соделались согражданами не просто Иудеев, но мужей великих своею святостию, каковы Авраам, Моисей, Илия. Вот в какой город мы записаны, вот где явимся мы некогда», говорит св. Иоанн Златоуст. В другом месте Апостол говорит, что града сего художник и содетель есть Бог (Евр. 11:10). «Верующие одного имеют Владыку, и, где бы они ни жили, все суть сограждане» (Амвросиаст). «Мысль о домашних привела к мысли о доме. Церковь Божия и в Ветхом и в Новом Завете представляется под образом здания – дома или храма: Церковь – храм веры. Апостолы – ближе к нам, и осязательно видели истину, пророки – дальше, и истину видели вдали, в образах. Посему Апостолы и поставлены впереди. Апостолы с пророками рукою проповеди берут души и народы и, полагая их в здание Церкви, сочетавают с нею. Так камень на камень налагается, и здание высится. В основание положены Апостолы и пророки, а вы восполняете прочее здание» (Преосв. Феофан). «Апостол присовокупил: сущу краеугольну, чтоб показать, что Христос все содержит, ибо краеугольным камнем называется то, что поддерживает и стены и основание, на чем утверждается все здание. Он все носит на Себе, все содержит». На что бы ты ни указал – на кровлю ли, на стены ли, или на что другое, Он все содержит, все носит в Себе». «Храм этот, в котором Бог обитает, как в теле, есть каждый из вас и все вы вместе». А блаж. Иероним пишет: «Если всяко создание составляемо растет в Церковь святую о Господе, то, не щадя трудов, надо стараться о том, чтобы соделаться камнями живыми, со всех сторон обтесанными, обчищенными и отполированными: тогда созиждемся в храм и будем жилищем Богу». По взгляду преосв. Феофана, «здесь о Церкви сказано все, чему мы веруем: что она едина, будучи утверждена на едином краеугольном камне, что она святая, как Духом Святым созидаемая, что она вселенская, как обнимающая все времена и народы (14), и апостольская, на основании Апостолов созданная ((ср.;Еф.2:14;2:20)).

Толковый Апостол. Часть II. Объяснение первых семи посланий святого Апостола Павла

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О церкви Христовой.

 

Мф.16:18. Чтобы быть членом Церкви, созданной «на сем камне», должно соблюдать все, что заповедано Господом: Мф.28:20; утверждать в этом должен был и сам «камень» Петр: Лк.22:32; здание Церкви должно быть полно и законно: Еф.1:23; 2:20-22; а не самочинным сборищем: Откр.3:9.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


О церкви.

Мф.28:20. Слова Иисуса Христа о вечности пребывания Его в Церкви с апостолами и их преемниками и со всеми, кто верует в Него по слову их: Ин.17:20-21, удостоверяют нас в том, что Церковь Христова никогда не может погрязнуть в заблуждениях и потерять истинное разумение Евангельского учения о составе и цели её: Мф.16:18; Деян.16:4-5; 20:17-28; Еф.1:22-23; 2:20-21.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

священник Николай Рудинский (†1937)

2:20 быв утверждены на основании апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем,
2:21 на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе,

 

2:20–21. Мысль о домашних, Своих Богу, привела Апостола к мысли о доме, как месте жительства. Апостол и останавливается на этой мысли, чтобы возвести еще на большую степень близости к Богу, в какую поставлены язычники верою. Верующие – Свои Богу и потому еще, что Он живет в них. Таким образом, они – жилище Его.

Как же они делаются домом Божьим? Дом Божий – храм веры. Веру основали и утвердили на земле Апостолы, опираясь на пророков, которые возвещали истину, но в гаданиях. Апостолы же осязательно видели истину, поэтому и поставлены впереди пророков. Те, и другие, проповедуя слово истины ближним и дальним, некоторых из них, при помощи Духа Божия, обращали ко Христу, и таким образом приготовляли из них материал для храма Божия, надстраивая (в слав. наздани) из него храм – на себе. Но Апостолы и пророки только привлекали к вере во Христа Господа. Основа же Церкви – краеугольный камень, фундамент всего здания – Господь. В Церкви все от Него, не исключая самих Апостолов и пророков (Златоуст). На этом краеугольном камне, здание Церкви Божьей – святой храм надстраивается, возрастает из обращающихся верою ко Христу, и притом гармонично, по определенному плану в ней различаются Апостолы, пророки, пастыри и учители, и будет расти до конца веков. Она состоит из умерших в вере, и живых – верующих, так как для всех она одна. Можно думать, что земная Церковь готовит материал, а само здание – в отделку. Строится на небе Святой храм в Господе – Церковь, возрастает не как мертвое здание, а живое, которое уже имеет все необходимое для своего существования и жизни. И теперь здесь, на земле, Церковь – целое здание, жилое, но увеличивается, пока придет в полную меру храма, как он задуман Богом. Церковь ––святой храм, потому что в нем живет Бог, и все истинные члены его святы, освящены Духом Святым и стремятся быть святыми. Все это совершается Господом. Так созидается Вселенская Церковь Господом. Он – основа всей Церкви, фундаментом ее служат Апостольское и пророческое служение, по вере в исповедание их входят в состав Церкви верующие, и Церковь растет, расширяется до меры ее возраста. Подобно ей растут и частные Церкви, как Ефесская.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible