Кни̑ги Но́вагѡ Завѣ́та: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
И҆ рѣ́хъ а҆́зъ въ се́рдцы мое́мъ: ꙗ҆́коже слꙋ́чай безꙋ́мнагѡ, и҆ мнѣ̀ слꙋчи́тсѧ: и҆ вскꙋ́ю ᲂу҆мꙋдри́хсѧ; А҆́зъ тогда̀ и҆зли́шше глаго́лахъ въ се́рдцы мое́мъ, ꙗ҆́кѡ и҆ сїѐ сꙋета̀, поне́же безꙋ́мный ѿ и҆збы́тка глаго́летъ:
Святые отцы
- Дионисий Александрийский, сщмч. (†264)
- Григорий Нисский, свт. (†394)
- Иероним Стридонский, блж. (†420)
Прочие
Дионисий Александрийский, сщмч. (†264)
Ст. 14-15 у мудрого глаза его - в голове его, а глупый ходит во тьме; но узнал я, что одна участь постигает их всех. И сказал я в сердце моем: и меня постигнет та же участь, как и глупого: к чему же я сделался очень мудрым? И сказал я в сердце моем, что и это - суета
Дальнейшая речь в приведенных словах врачует тех, которые малодушествуют относительно настоящей жизни и считают, как смерть, так и телесные расстройства, происходящие от добродетельной жизни, чем-то тяжелым на том основании, что в этих явлениях нет никакого различия, как для мудрого, так и для безумного. Такие речи называет он словами заблуждения, тяготеющего к безумию, почему и прибавляет: понеже безумный от избытка глаголет. Безумным назвал он самого себя или всякого, кто рассуждает таким образом. Осуждая эту неуместную мысль, – почему он и высказал ее в сердце, с робостью, без сомнения, из опасения ввиду справедливого осуждения со стороны всех, имеющих выслушать его, – он разрешает возникшее при рассуждениях затруднение. Слова: вскую умудрихся были словами человека, колеблющегося и сомневающегося в том, справедливо или тщетно было предпочтение, отдаваемое мудрости, или же он со своими приобретениями ничем не отличается от безумного, так как и он, подобно безумному, подвержен в нынешнем веке одним и тем же страданиям. А посему он и говорит: излишше глаголах в сердце моем, помыслив, будто нет никакой разницы между мудрым и безумным.
Григорий Нисский, свт. (†394)
Ст. 15-16 Уведех аз, яко случай един случится всем им. И рех аз в сердцы моем: якоже случай безумнаго, и мне случится: и вскую умудрихся аз излише? глаголах в сердце моем, понеже безумный от избытка глаголет, яко и сие суета. Яко несть памяти мудраго с безумным во век, зане уже во днех грядущих вся забвена быша: и како умрет мудрый с безумным
К сему присовокупляет Екклезиаст, что признает достойным ненависти все то, к чему прежде был пристрастен, любя суетное, как благо. И говорит, что возненавидел все, над чем трудился, имея в виду настоящую жизнь; потому что трудился вовсе не для себя, но для того, кто будет по нем, и о ком, по неизвестности будущего, не возможно предузнать, как воспользуется трудами его.
На Книгу Екклесиаста.
См. также Толкование на Еккл. 2:24
Иероним Стридонский, блж. (†420)
Ст. 15-16 И сказал я в сердце моем: и меня постигнет та же участь, как и глупого: к чему же я сделался очень мудрым? И сказал я в сердце моем, что и это - суета; потому что мудрого не будут помнить вечно, как и глупого; в грядущие дни все будет забыто, и увы! мудрый умирает наравне с глупым
И сказал я в сердце своем: каков конец глупому, таковой же постигнет и меня: и для чего же я сделался мудрым? И сказал я в сердце своем, что и это суета. Ибо и мудрому, вместе с глупым, не будет памяти во век; потому что вот во дни грядущие все покроет забвение. Но каким образом умрет мудрый вместе с глупым? Сказал я: мудрый и глупый, праведный и нечестивый умрут с одинаковою участью, и с равною долею будут терпеть в этом мире всякие бедствия: какая же мне польза, что я следовал мудрости и потрудился более других? Снова обдумывая это и тщательно исследуя умом сам с собою, я нашел это мнение мое напрасным. Ибо мудрый и глупый неодинаково будут иметь память в будущем, когда настанет кончина всего, и неодинаковый будет им исход, так как один пойдет к наградам, а другой к наказанию. В этом месте Семьдесят Толковников яснее перевели смысл еврейский, хотя не удержали расположения мыслей: «и зачем я сделался мудрым? тогда излишне сказал я в сердце моем – ибо неразумный говорит излишне, – что и это суета, потому что нет памяти мудрому с глупым во век» и пр. То есть, обличая, что прежнее мнение его неразумно, засвидетельствовал, что он сказал несправедливо и заблуждался, когда прежде так думал.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
И сказал я в сердце моем: и меня постигнет та же участь, как и глупого: к чему же я сделался очень мудрым? И сказал я в сердце моем, что и это - суета
Если смерть одинаково царствует над мудрым и глупым, оставляя в удел тому и другому жизнь в шеоле, лишенную размышления, знания и мудрости (Еккл. 9:10), то значение мудрости ничтожно. Она не может дать человеку счастья.