Скрыть
Он сказал: Господь пришел от Синая, открылся им от Сеира, воссиял от горы Фарана и шел со тьмами святых; одесную Его огнь закона.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

и рече: Господь от­ Синаи прииде, и явися от­ Сиира нам, и при­­спе от­ горы Фарани, и прииде со тмами святых, одесную его ангели с ним

Господь от Синаи прииде. Там Господь явился мне, когда послал меня. И явися от Сиира нам, а после того явился и всему народу в пустыне от горы Фарани тьмы святых с Ним, то есть, окрест Его, одесную и ошуюю, были Ангелы, когда дал нам закон.

Толкование на книгу Второзаконие

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 2-3  Он сказал: Господь пришел от Синая, открылся им от Сеира, воссиял от горы Фарана и шел со тьмами святых; одесную Его огнь закона. Истинно Он любит народ [Свой]; все святые его в руке Твоей, и они припали к стопам Твоим, чтобы внимать словам Твоим. 
Ст. 5-11  И он был царь Израиля, когда собирались главы народа вместе с коленами Израилевыми. Да живет Рувим и да не умирает, и [Симеон] да не будет малочислен! Но об Иуде сказал сие: услыши, Господи, глас Иуды и приведи его к народу его; руками своими да защитит он себя, и Ты будь помощником против врагов его. И о Левии сказал: туммим Твой и урим Твой на святом муже Твоем, которого Ты искусил в Массе, с которым Ты препирался при водах Меривы, который говорит об отце своем и матери своей: «я на них не смотрю», и братьев своих не признает, и сыновей своих не знает; ибо они, левиты, слова Твои хранят и завет Твой соблюдают, учат законам Твоим Иакова и заповедям Твоим Израиля, возлагают курение пред лице Твое и всесожжения на жертвенник Твой; благослови, Господи, силу его и о деле рук его благоволи, порази чресла восстающих на него и ненавидящих его, чтобы они не могли стоять.

Ст. 2-3  и рече́: Госпо́дь от­ Сина́и прiи́де, и яви́ся от­ Сии́ра на́мъ, и при­­спѣ́ от­ горы́ Фара́ни, и прiи́де со тма́ми святы́хъ, одесну́ю Его́ а́нгели съ ни́мъ,
и пощадѣ́ лю́ди Своя́: и вси́ освяще́н­нiи подъ рука́ми Тво­и́ми, и сі́и подъ Тобо́ю су́ть. 

Ст. 5-11  и бу́детъ въ Воз­лю́блен­нѣмъ кня́зь, собра́в­шымся князе́мъ людски́мъ ку́пно съ племены́ Изра́илевыми. Да живе́тъ Руви́мъ, и да не у́мретъ, и Симео́нъ да бу́детъ мно́гъ число́мъ. И сiе́ Иу́дѣ: услы́ши, Го́споди, гла́съ Иу́динъ и въ лю́ди его́ вни́ди: ру́цѣ его́ побо́рютъ по не́мъ, и помо́щникъ на враги́ его́ да бу́деши. И Леві́ю рече́: дади́те Леві́ю явле́н­ная Его́, и и́стину Его́ му́жу преподо́бну, его́же искуси́ша Искуше́нiемъ, укори́ша его́ у воды́ Пререка́нiя: глаго́ляй отцу́ сво­ему́ и ма́тери сво­е́й: не ви́дѣхъ тебе́: и бра́тiи сво­ея́ не позна́, и сыно́въ сво­и́хъ не увѣ́дѣ: сохрани́ словеса́ Твоя́ и завѣ́тъ Тво́й соблюде́: явя́тъ оправда́нiя Твоя́ Иа́кову и зако́нъ Тво́й Изра́илю: воз­ложа́тъ ѳимiа́мъ во гнѣ́вѣ Тво­е́мъ всегда́ на олта́рь Тво́й: благослови́, Го́споди, крѣ́пость его́ и дѣла́ руку́ его́ прiими́: порази́ чресла́ воста́в­шихъ на него́ враго́въ его́, и ненави́дящiи его́ да не воста́нутъ.

Как должно разуметь благословения коленам израильским?


Сперва напомнил пророк о Богоявлении, бывшем на горе Синае, и говорит: «Господь от Синаи прииде, и явися от Сиира нам, и возгореся от горы Фарони со тьмами кадис, одесную Его ангели с Ним». И в пустыне Фаран, и в Сиире израильтяне видели Божественное о них промышление. Под словом «кадис» разумеет здесь Моисей не пустыню, но то, что значит сие слово; а на еврейском языке «кадис» значит святое. Поэтому говорит он, что многие тьмы святых ангелов были со Святым Владыкою, когда сподобил Он израильтян Своего промышления. По необходимости же присовокупил Моисей: «и вси освященнии под рукама Его, и сии под Тобою суть». Ибо хотя и невидимы по естеству, но под Твоим пребывают владычеством, потому что Тебя имеют Творцом. Но предсказывает, что Избравший ныне Израиля вскоре после сего призовет и все народы и Сам будет Князем и Царем израильтян и прочих народов. Ибо говорит: «будет в возлюбленнем князь, собравшимся людям купно с племени Израилевыми». Сказав это, Моисей благословляет сперва Рувима и разрешает его от клятвы отеческой, преступлению пред отцом противопоставляя братолюбие (ему же, как законодателю, позволительно было проклятие переменить в благословение). «Да живет Рувим, и да не умрет, и да будет мног числом». Поскольку отец сказал «яко вода да не воскипиши» (Быт. 49:4), т. е. не будешь иметь в себе горячности к многочадию, то Моисей справедливо обещал ему множество потомков. Потом, преступая порядок, произносит благословение Иуде ради происшедшего от него по плоти Владыки; «яве бо, – говорит божественный апостол, – яко от колена Иудова воссия Господь наш» (Евр. 7:14). Предсказывает же и Давидово царствование, ибо говорит: «услыши, Господи, глас Иудин и в люди его вниди; руце его поборют по нем, и помощник на враги его да будеши».

Так, благословив колено царственное, переходит к колену священническому: «дадите Левию явленная его, и истину его мужу преподобну». На перси священнику возлагалось слово, и оно заключало в себе явление и истину, потому что чрез него открывалось многое. Сочетавается же с явленным истина по причине нелживости являемого. «Егоже искусиша искушением, укориша его у воды пререкания». Моисей напоминает бывшее с ним и с братом его. «Глаголяй отцу своему и матери своей: не видех тебе; и братии своея не позна, и сынов своих не у веде; сохрани словеса твоя, и завет твой соблюде». Сие слово дает разуметь совершенство иереев. Ибо иерею надлежит пренебрегать всем житейским и пребывать в божественном священнослужении. Посему-то не уделил левитам жребия и узаконил не иметь собственность, но получать от народа начатки и десятины, чтобы, освободившись от житейских забот, могли они свято совершать порученные им священнодействия. Так, например, Аарону, первому архиерею, не дозволено предать погребению умерших детей. Говорит же Моисей так: «усовершив себя, явят оправдания Твоя Иакову и закон Твой Израилю; возложат фимиам во гневе Твоем всегда на олтарь Твой». Сие и было, когда народ подвергался наказанию. Ибо Аарон, принесши фимиам, остановил ниспосланную свыше смерть. Потом Моисей испрашивает им Божественное благословение: «благослови, Господи, крепость его и дела руку его приими», – потому что священнослужащим нужна и телесная сила, чтобы не было препятствия их ревности. «Порази чресла восставших на него врагов его, и ненавидящии его да не востанут». Сим обуздывает дерзость мучительствующих, но вместе и напоминает, что потерпели Корей, Дафан и Авирон, воздвигшие мятеж против иереев.

Толкование на книгу Второзаконие

Максим Исповедник, прп. (†662)

и рече: Господь от­ Синаи прииде, и явися от­ Сиира нам, и при­­спе от­ горы Фарани, и прииде со тмами святых, одесную его ангели с ним

Подвижник, стойко выдержавший испытание искушениями, очистившийся воспитанием своего тела и обретший совершенство радением о возвышенных умозрениях, удостаивается божественного утешения. Ибо Моисей говорит: Господь от Синая прииде - то есть из искушений, и явися от Сеира нам - то есть из телесных трудов, и приспе от горы Фарани, и прииде со тмами святых - то есть от горы веры со тьмами святых ведений.

Главы о богословии.

Флавий Патерий (†Vв.)

Он сказал: Господь пришел от Синая, открылся им от Сеира, воссиял от горы Фарана и шел со тьмами святых; одесную Его огнь закона

Что подразумевается под шуйцей, как не те негодные, которые должны быть поставлены ошуюю? Ибо десницей Божией называются избранные. Одесную Бога – огнь закона, ибо избранные никогда с холодным сердцем не слушают заповеди небесные, но возжигают в сердцах своих пламень внутренней любви. Слово обращено к уху, а душа их, в гневе на самое себя, изнутри сожигается сладостным пламенем.

Изъяснение Ветхого и Нового Заветов.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Он сказал: Господь пришел от Синая, открылся им от Сеира, воссиял от горы Фарана и шел со тьмами святых; одесную Его огнь закона

Имеются в виду моменты чудесного проявления всемогущества, премудрости и благости божественной во время путешествия евреев из Египта в Ханаан.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible