Кни̑ги Но́вагѡ Завѣ́та: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
И҆ венїамі́нꙋ речѐ: возлю́бленный гдⷭ҇емъ ᲂу҆пова́ѧй всели́тсѧ (въ не́мъ), и҆ бг҃ъ ѡ҆сѣнѧ́етъ є҆го̀ во всѧ̑ дни̑, и҆ посредѣ̀ ра́менъ є҆гѡ̀ почѝ.
Святые отцы
Прочие
Ефрем Сирин, прп. (†373)
И Вениамину рече: возлюбленный Господем уповаяй вселится [в Нем], и Бог осеняет его во вся дни, и посреде рамен Его почи
Возлюбленный Господем вселится спокойно. Сим указывается на тот покой, в какой, потомок Вениаминов, Павел приведен был откровением, бывшим ему на пути в Дамаск. Осенит его весь день, и посреде рамен его почиет. Сим указуется на тот глас, который осенил Павла с неба, и показал ему мысленные небеса. И сие согласно с тем, что Бог сказал о Павле Анании: он пронесет имя Мое пред языки, яко сосуд избран Ми есть (Деян.9:15). Удел Вениаминов был в пределах Иерусалима, Еммануил осенял его весь день, когда, пригвожденный ко кресту на горе Голгофе, до вечера простирал руки Свои.
Феодорит Кирский, блж. (†457)
33:12 И Вениамину рече: возлюбленный Господем уповаяй вселится [в Нем], и Бог осеняет его во вся дни, и посреде рамен Его почи.
Почему Вениамина, который был последним, поставил на четвертом месте?
В колене Вениаминовом была столица, а в ней построен храм. Посему справедливо Моисей наряду со священническим коленом поставил и священное место. Это же предрекает и само благословение. Ибо говорит: «возлюбленный Господем уповаяй вселится», – но показывает и причину упования: «и Господь осеняет его во вся дни, и посреде рамен его почи», – потому что, находясь близ божественного храма, колено сие всегда пользовалось Божественным попечением. А сие «посреде рамен почи» сказал Моисей о Боге, Который, повелев создать Себе храм в Иерусалиме, в нем являл Свое присутствие.
После сих колен благословляет Иосифа и двум коленам вместе произносит благословение: «от благословения Господня земля его, от красот небесных и росы, и от бездн источников низу, и во время плодов солнечных обращений, и от схождений месячных, и от верха гор начала, и от верха холмов вечных» (Втор. 33:13-15). Испрашивает ему благ, даруемых с неба, и плодов, приносимых землею, которые орошают дожди, питают росы, а в зрелость приводит солнце по круговращениям годовых времен и месяцев, приносят же плоды сии не только земные равнины, но и горы. А в подтверждение благословения воспоминает Бога, явившегося в купине. Говорит же, что Иосиф получил право первородства, а посему колено его прияло два жребия и из одного соделалось двумя коленами, потому что первородные получают двойную часть. И изображая могущество сих колен, уподобляет их единорогу и юнцу (Втор. 33:17), и Ефрема предпоставляет Манассии, согласно с благословением праотца.
А Завулону и Иссахару, первому, как населяющему приморскую страну, второму же, как живущему по соседству с ним, обещает и победу в бранях, и Божественную помощь, и блага, доставляемые морем. Ибо говорит: «языки потребят; и призовут тамо, и пожрут жертву правды; яко богатство морское воздоит их, и купли от язык при мори живущих» (Втор. 33:19), – потому что живущие близ моря пользуются не собственными только плодами, но и благами, всюду приносимыми. Гада уподобляет Моисей льву (Втор. 33:20), потому что и патриарх Иаков сказал так: «Гад, искушение искусит его; он же искусит того при ногах» (Быт. 49:19). Дана наименовал «скимном, искочившим от Васана» (Втор. 33:22), потому что потомки его, сделав нечаянное нападение на город Лаиссу, взяли его, умертвили жителей, а город обратили в собственное свое поселение. Неффалиму возвещает обилие с земли и с моря, потому что и его колено жило неподалеку от моря, имея с юга Галилею. Сие сказали и пророк, и евангелист: «страно Завулоня и земле Неффалимля, и прочии при мори живущии, Галилеа язык, людие седящии во тьме видеша свет велий» (Ис. 9:1-2; Мф. 4:15-16). А слова «насыщение приятных» (Втор. 33:23) Симмах перевел «насыщение благоволением», что имеет тот же смысл, потому что благоугодное удобоприемлемо. Также и Асиру испрашивает Моисей плодоносия земли и обилия с моря, ибо сказанное «омочит в елей ногу свою; железо и медь сапог его будет» (Втор. 33:24-25) означает обилие благ.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
О Вениамине сказал: возлюбленный Господом обитает у Него безопасно, Бог покровительствует ему всякий день, и он покоится между раменами Его
В выражении «и Он покоится между раменами Его» некоторые комментаторы видят предуказание на храм Иерусалимский, построенный в уделе Вениамина, на горе Мориа, между вершинами Сиона и Масличной горы.