Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Второзаконие 32:1
Внимай, небо, я буду говорить; и слушай, земля, слова уст моих.
Святые отцы
Василий Великий, свт. (†379)
то свидетельствуюсь вам сегодня небом и землею, что скоро потеряете землю, для наследования которой вы переходите за Иордан; не пробудете много времени на ней, но погибнете
И не один Павел, но и все вообще, кому вверено было служение слова, никогда не перестают свидетельствовать сами и призывают в свидетели даже небо и землю, потому что и теперь в их пределах совершается всякое дело, и при предстоящем испытании людей они будут находиться вместе с судимыми. Ибо сказано: Он призывает свыше небо и землю, судить народ Свой (Пс 49:4). Поэтому Моисей, собираясь предложить людям слова Божии, говорит: то свидетельствуюсь вам сегодня небом и землею. И опять, произнося песнь, говорит: Внимай, небо, я буду говорить; и слушай, земля, слова уст моих.
Феодорит Кирский, блж. (†457)
Почему поведено засвидетельствовать небу и земле?
Не потому, что они одушевлены и словесны, но потому, что объемлют собою все твари. То же сделал и пророк Исаия, ибо говорит: «слыши, небо, и внуши, земле, яко Господь возглагола» (Ис. 1:2). Так же поступил и божественный Иеремия, ибо говорит: «ужасеся небо о сем и вострепета попремногу земля, глаголет Господь» (Иер. 2:12). Поскольку законодатель призвал их во свидетельство угрозы, то справедливо говорится, что по преступлении законов они трепещут и ужасаются. Так, Иаков и Лаван холм наименовали холмом свидетельства (Быт. 31:47), а патриарх Авраам и Авимелех, царь Герарский, кладезь назвали кладезем клятвенным, потому что при нем с клятвою заключили договор (Быт. 21:31).