Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
И бу́детъ а́ще услы́шитъ словеса́ кля́твы сея́ и похва́лится въ се́рдцы свое́мъ, глаго́ля: преподо́бно мнѣ́ да бу́детъ, я́ко въ прельще́нiи се́рдца моего́ пойду́, да не погуби́тъ грѣ́шникъ безгрѣ́шнаго :
Святые отцы
Прочие
Феодорит Кирский, блж. (†457)
29:19 И будет аще услышит словеса клятвы сея и похвалится в сердцы своем, глаголя: преподобно мне да будет, яко в прельщении сердца моего пойду, да не погубит грешник безгрешнаго [с собою]:
Как должно разуметь сказанное: аще услышит кто словеса клятвы сея и похвалится в сердцы своем, глаголя: преподобно мне да будет, яко в прельщении сердца моего пойду?
В сих словах описывается человек, который идет вопреки заповедям Божиим. Ибо многие преступают Божественный закон по нерадению, а многие пренебрегают заповеди по самомнению и кичливости. Сего-то человека изобразил здесь Моисей, как избравшего путь противный и предпочетшего путь ложный прямому, и угрожает ему конечною гибелью, чтобы для видящих и слышащих послужил примером наказанного нечестия. Научая же израильтян, что известно Богу все, содеваемое втайне, присовокупил: «Господеви Богу нашему, вам же явленная и чадом вашим» (Втор. 29:29), – т. е. как вы знаете, что делается открыто, так Мне явны и сами движения помыслов. Вводит же слово и о покаянии. Ибо говорит: «Если, преступив Божественные заповеди, подпадешь сим клятвам и, соделавшись пленником, понесешь на себе иго рабства, а потом, водясь целомудренным помыслом, разыщешь причины рабства и умилостивишь Законоположника, то Он по милосердию возвратит тебя и снова даст тебе отеческую землю» (Втор. 30:1, 5). Сие исполнялось неоднократно, что ясно показывают книга Судей, история Царей и Паралипоменон. Напоследок же, когда израильтяне вознеистовствовали против Спасителя, рассеяны они по всей земле и по морю, и по истечении четырехсот лет не было еще возвращения.
Но Бог показал и нетрудность хранения законов. Ибо говорит: «заповедь сия, юже Аз заповедаю тебе днесь, не тяжка есть, ниже далече есть от тебе; не на небеси есть, глаголя: кто взыдет от нас на небо и возьмет ю нам, и услышавше ю сотворим ? ниже об ону страну моря есть, глаголяй: кто приидет нам на ону страну моря и возьмет ю нам, и услышану ю сотворит, и сотворим?» (Втор. 30:11-13), – т. е. не нужно тебе крыл для летания, кораблей для плавания, чтобы научиться, что тебе делать. «Близ тебе есть глагол зело, во устех твоих и в сердцы твоем и в руку твоею, творити его» (Втор. 30:14). Словом же «уста» означает изучение Божественных словес, словом «сердце» – душевную ревность, а словом «руки» – деятельное исполнение заповедей. Сим свидетельством воспользовался и божественный Павел. Ибо говорит: «аще исповеси усты твоими Господа Иисуса и веруеши в сердцы твоем, яко Бог Того воздвиже из мертвых, спасешися; сердцем бо веруется в правду, усты же исповедуется во спасение» (Рим. 10:9-10). Законодатель определил и воздаяние за исполнение и за нарушение законов – жизнь и смерть.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
такого человека, который, услышав слова проклятия сего, похвалялся бы в сердце своем, говоря: «я буду счастлив, несмотря на то, что буду ходить по произволу сердца моего»; и пропадет таким образом сытый с голодным
«И пропадет таким образом сытый с голодным» по греко-славянскому тексту: «Да не погубит грешник безгрешного с собою», что более гармонирует с началом стиха.