Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
но сы́на нелюби́мыя за пе́рвенца да призна́етъ, и да́стъ ему́ сугу́бо от всего́, е́же обря́щется ему́, я́ко се́й е́сть нача́ло ча́дъ его́, и сему́ досто́итъ пе́рвенство.
Святые отцы
Прочие
Ефрем Сирин, прп. (†373)
Ст. 15, 17 Аще будут мужу две жены, едина от них люба, а другая не люба… но первенцем должен признать сына нелюбимой и дать ему двойную часть из всего, что у него найдется, ибо он есть начаток силы его, ему принадлежит право первородства
Жена любимая изображает собою синагогу, которая в дом Божий введена первая, как возлюбленная, а жена не любимая есть дщерь язычников и у нее сын перворожденный; потому что сыны Церкви суть первые во царствии, и им дана сугубая часть - учение Апостолов и Пророков, по сказанному в законе, что первенец должен получить двойную часть, хотя бы он был сыном и нелюбимой жены, а только сыном старшим.
Георгий Константинович Властов (†1899)
Ст. 15-17 Если у кого будут две жены – одна любимая, а другая нелюбимая, и как любимая, так и нелюбимая родят ему сыновей, и первенцем будет сын нелюбимой, то, при разделе сыновьям своим имения своего, он не может сыну жены любимой дать первенство пред первородным сыном нелюбимой; но первенцем должен признать сына нелюбимой [и] дать ему двойную часть из всего, что у него найдется, ибо он есть начаток силы его, ему принадлежит право первородства
Стих 17-й ясно указывает нам, что первородный по гражданскому праву израильтян получал двойную часть наследства. Мы здесь напоминаем, что по право имеет основание в глубокой древности, и следы его есть в кн. Бытия в благословении Иакова. (Ср. пр. 2-е гл. 48 кн. Бытия). Первородный имел три преимущества перед братьями: право священнодействия (ср. Исх.13, пр. 1-е), первенство над ними (Исх. XXVII, 29, 87) и двойную часть наследства. Отстранив от первородства Рувима,Иаков (Быт.49) передает первенство Иуде и дает Иосифу, первородному от Рахили, двойную часть наследства, признавая Ефрема и Манасию равноправными с дядями их (Быт.48:6). Призвание же к священству колена Левиина было еще скрыто от него. При последующем развитии жизни народа израильского, отдельным семьям запрещено было священнодействовать (см. Исх.28:1 всю кн. Левита Числ.3, 3, 6, 16, Вт. 12, 5, 13 et passim); семьи входили в состав колен и целого народа, у которого поставлялись в утвержденном законом порядке старейшины и судьи. За первенцами оставалось только гражданское право на двойную долю наследства, и право это не могло быть отнято по произволу отца. Первенец хотя бы от нелюбимой жены получал двойную долю наследства.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
но первенцем должен признать сына нелюбимой и дать ему двойную часть из всего, что у него найдется, ибо он есть начаток силы его, ему принадлежит право первородства
Первородный получал двойную часть наследства, по смерти отца входил в права и полномочия старшего в семье. До централизации еврейского богослужения при скинии и выделения на служение Иегове Левиина колена первородный имел, кроме того, право совершения патриархального богослужения в своем роде.