Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Книга Варуха 3:4
Господи Вседержителю, Боже Израиля! услышь молитву умерших Израиля и сынов их, согрешивших пред Тобою, которые не послушали гласа Господа Бога своего, за то и постигли нас бедствия.
Святые отцы
Прочие
Феодорит Кирский, блж. (†457)
Ст. 4 Господи Вседержителю, Боже Израиля! услышь молитву умерших Израиля и сынов их, согрешивших пред Тобою, которые не послушали гласа Господа Бога своего, за то и постигли нас бедствия.
Пророческое слово ясно показывает бессмертие души. «И сынов согрешивших пред Тобою». Сам Ты сказал: «кто будет есть кислый виноград, у того на зубах и оскомина будет» (Иер.31:30); посему обрати взор на юных, которые непричастны греху, и не помяни отеческих согрешений.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Господи Вседержителю, Боже Израиля! услышь молитву умерших Израиля и сынов их, согрешивших пред Тобою, которые не послушали гласа Господа Бога своего, за то и постигли нас бедствия.
«Умершие». Что иудеи верили в молитвы умерших за живых — это видно из книг Маккавейских (2Мак XV:14). Впрочем арх. Антонин предполагает возможным, что греческий переводчик смешал стоявшее в подлиннике слово metei = «малолюдные» (ср. Ис XLI:14) со словом metei (от другого корня), означающее «умершие».
См. также Толкование на Вар. 3:1
Иоанн (Смолин), прот. (†1927)
Мф.12:31, 32. Господь ясно различает прощение грехов в сем веке от прощения в будущем; первое дается через пастырей: Мф.16:19; Мф.18:18; а второе непосредственно по молитвам членов церкви земной: Сир.7:36; Тов.4:17; и небесной: Вар.3:4, 5; 2Мак.12:43–45.
Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими
Мф.22:30-32. Если Сам Бог сказал: «Я, Бог Авраама, Исаака. Бог не есть Бог мертвых, но живых», если Иисус Христос засвидетельствовал, что мертвые воскреснут Лк.20:37; и, наконец, если апостол говорит, что живем или умираем – всегда Господни: Рим.14:8, то как же не верить в воскресение мертвых? а если верить, то нельзя оставлять без нашей молитвы прежде нас умерших близких нам людей: 1Тим.2:1; Вар.3:4-5; Сир.7:36; Тов.4:17.
Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими
Мк.8:36-37. Умерший за себя выкупа дать не может и не сам за себя он молится, а другие за него это делают по слову Спасителя: Мф.7:7; молитва с милосердием полезна не только умершему, но и ходатаям за него: Мф.25:34-35. Примеры молитвы и приношений об умерших видны из Писания: Тов.4:17; 2Мак.12:43-44; Сир.7:36; Вар.3:4-5. Только хула на Духа Святаго не может быть прощена ни в сем, ни в будущем веке: Мф.12:32. Бог и мертвых считает живыми: Мф.22:32; Рим.14:8.
Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими
Лк.16:24-26. «Великую пропасть» для прощения грехов готовят себе хулители на Духа Святого: Мф.12:31; Церковь молится не за таких умерших хульников, а за скончавшихся с верою и покаянием, но не успевших принести плоды достойного покаяния: Рим.14:8, Вар.3:4-5; Иер.16:6-7; Сир.7:36; Тов.4:17; 2Мак.12:43-45; Стало быть, «пропасть» не безусловная; переход через нее был (1Пет.3:19;4:6) и возможен (Откр.1:18). «Хотящие» сами не могут перейти из ада в рай, но властию Иисуса Христа могут (Еф.4:8-9).
Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими