Скрыть
В те дни люди будут искать смерти, но не найдут ее; пожелают умереть, но смерть убежит от них.

Святые отцы

Прочие

Андрей Кесарийский, свт. (†637)

В те дни люди будут искать смерти, но не найдут ее; пожелают умереть, но смерть убежит от них

И взыщут человецы смерти. - Сим указывается на мучительность страданий, так как призывание смерти свойственно людям находящимся в скорбях. - А что она не приходит, хотя они ее и желают, так сим показывается, что зависит это от определения Божия, которое горечью посылаемых бедствий считает удобным сделать ненавистным для людей грех - самую причину сих и посредство.

Тиконий, (†IVв.)

В те дни люди будут искать смерти, но не найдут ее; пожелают умереть, но смерть убежит от них

Смерть считают отдохновением. Таким образом, будут искать смерти не для того, чтобы умереть, но чтобы самим получить отдохновение от зол, пока не придет конец злой порочности. Желают, иными слова­ми, умереть, чтобы быть мертвыми для века [сего] и воскреснуть, согласно апостолу, для Бога (Рим 6:11). Апос­тол гласит: будут искать смерти, но не найдут ее. Желают обратиться к лучшему, чтобы обрести покой после воздействия греха. <…> Итак, смерть убежит, когда жизнь присутствует, и мы подлинно умираем, пока осво­бождаемся от скреп грехов.

Фрагменты

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 3-6 И из дыма вышла саранча на землю, и дана была ей власть, какую имеют земные скорпионы. И сказано было ей, чтобы не делала вреда траве земной, и никакой зелени, и никакому дереву, а только одним людям, которые не имеют печати Божией на челах своих. И дано ей не убивать их, а только мучить пять месяцев; и мучение от нее подобно мучению от скорпиона, когда ужалит человека. В те дни люди будут искать смерти, но не найдут ее; пожелают умереть, но смерть убежит от них

Из дыма вышла саранча, и земля должна была принять то, что вышло из бездны. Следовательно, сама саранча, окруженная дымом, составляла то темное облако, которое омрачило солнце и воздух и которое целиком вышло из бездны. Сходство саранчи Апокалипсиса с обыкновенною саранчою не простирается далее (кроме названия) того, что и та, и другая являются громадною массою. Саранча, значит, является здесь лишь удобным символом, которым пользовались и древние пророки, и церковные писатели Нового Завета. Этой саранче дана была власть, какая свойственна скорпионам, под которою нужно разуметь не что другое, как способность скорпионов производить весьма опасное для жизни и здоровья человека ужаление [Ewald, Ebrard, Kliefoth]. Деятельность саранчи на земле ограничивается Бож. волею, и ей прямо запрещается причинять какой-либо вред растительности, а разрешается вредить только людям, и только тем из них, которые не имеют печати Божией на своих челах. Саранча не могла при этом умерщвлять, но только причинять мучения и притом только в продолжение пяти месяцев. Принимая во внимание, что действительная саранча живет не более пяти летних месяцев, лучше всего этот пятимесячный срок деятельности саранчи считать за указание на период времени неопределенный для людей, но определенный для Бож. Промысла, каковой период будет нужен для наказания и для устрашения грешников и для явления Бож. правды пред глазами праведников. Как указание на то, что как сама саранча, так и бедствия, причиненные ею, суть орудия казни в руках Божиих, служит то замечание, что мучения от ужаления хотя и невыносимы, но не смертельны.

архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)

Ст. 4-6: И сказано было ей, чтобы не делала вреда траве земной, и никакой зелени, и никакому дереву, а только одним людям, которые не имеют печати Божией на челах своих. И дано ей не убивать их, а только мучить пять месяцев; и мучение от нее подобно мучению от скорпиона, когда ужалит человека. В те дни люди будут искать смерти, но не найдут ее; пожелают умереть, но смерть убежит от них.

Такова, в ряду других бедствий, деятельность этой саранчи. Несомненно, по назначению своему, это – все еще средство исправления. Поэтому саранче этой не дано никого убивать, а лишь мучить, и мучить на свой определенный срок: пять месяцев – тот самый период, в который и вообще живет и свирепствует в летнюю пору обыкновенная саранча. Впрочем, вполне можно согласиться в данном случае и с прот. Орловым, что здесь указывается «период времени, неопределенный для людей, но определенный и (как бы органически законченный) для Божественного Промысла, каковой период будет нужен для наказания и для устрашения грешников, и для явления Божественной правды пред глазами праведников».

Таким образом, всей этой, выпущенной из бездны, апокалиптической саранче было прямо запрещено делать какой-либо вред как траве, так и деревьям и вообще какой-либо зелени. Но зато мучения людей от нее будут жестоки и нестерпимы – что оттеняется общеизвестным представлением об ужалении скорпиона, особенно мучительным и прямо невыносимым. Страдания эти будут настолько велики, что люди захотят смерти, даже станут искать ее, но не найдут, ибо смерть убежит от них. И конечно, страдания эти могут носить тип болевых ощущений как физического, так и душевного порядка, а еще вернее – того и другого параллельно и одновременно.

В дополнение к этим ужасам пятой казни тайновидец описывает далее в наглядных и ярких чертах внешний вид саранчи.

Апокалипсис в перспективе XX века

Аверкий (Таушев), архиеп. (†1976)

  В те дни люди будут искать смерти, но не найдут ее; пожелают умереть, но смерть убежит от них.

  «Сим указывается на мучительность страданий, так как призывание смерти свойственно людям, находящимся в скорбях. А что она не приходит, хотя они ее и желают, так сим показывается, что зависит это от определения Божия, которое горечью посылаемых бедствий считает удобным сделать ненавистным для людей грех – самую причину сих и посредство» (св. Андрей, гл.26).

Апокалипсис в учении древнего христианства

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible