Скрыть
Прочие же люди, которые не умерли от этих язв, не раскаялись в делах рук своих, так чтобы не поклоняться бесам и золотым, серебряным, медным, каменным и деревянным идолам, которые не могут ни видеть, ни слышать, ни ходить.

Святые отцы

Прочие

Андрей Кесарийский, свт. (†637)

Ст. 20-21 Прочие же люди, которые не умерли от этих язв, не раскаялись в делах рук своих, так чтобы не поклоняться бесам и золотым, серебряным, медным, каменным и деревянным идолам, которые не могут ни видеть, ни слышать, ни ходить. И не раскаялись они в убийствах своих, ни в чародействах своих, ни в блудодеянии своем ни в воровстве своем

И прочие от человек, иже не вреждени быша. - И сие вполне согласуется со сказанным ранее. Ибо, упомянув, что сими тремя язвами истреблена третья часть людей, добавляет далее, что тому же подвергнутся и все те, которые удостоившись пощады и сего не потерпев, остались нераскаянными и не отказались от идолослужения, убийств, прелюбодеяния, воровства и чародейства. И так явно из сего, что грех постигнет весь мир: ибо среди не познавших истины народов преобладают и неистовствуют самые разнородные заблуждения: одни поклоняются идолам, другие - твари вместо Творца, а иные, исповедуя свое ведение о Боге, делами от Него удаляются и, окружив себя образами благочестия, силы Его отвергаются и работают мамоне своим сребролюбием, которое порицает Божественный Апостол, говоря: «лихоимание есть идолослужение» (Кол. 3, 5). - Да будет же, чтобы мы, показуя чистоту и искренность веры в Бога своими делами, не услышали тот страшный голос, который говорит: «аминь глаголю вам: не вем вас» (Матф. 25, 12), и потом: «отступите от Меня все делатели неправды» (Лук. 13, 27), но чтоб услышали такой блаженный и вожделенный глас: «прiидите благословеннiи Отца Моего, наследуйте уготованное вам царство от сложенiя мiра» (Матф. 25, 34) благодатью, человеколюбием и щедротами Христа Бога нашего, волею за нас потерпевшего крест; с Ним Отцу со Святым и Животворящим Духом, слава ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

Прочие же люди, которые не умерли от этих язв, не раскаялись в делах рук своих, так чтобы не поклоняться бесам и золотым, серебряным, медным, каменным и деревянным идолам, которые не могут ни видеть, ни слышать, ни ходить

Поскольку Иоанн уже описал лжехристиан и еретиков, то теперь, чтобы очертить все тело дьявола, обращает­ся к ошибкам язычников, которым ничто не способно помочь спастись от этих язв, поскольку, по всей видимости, они по-прежнему пребы­вают в своей языческой испорченно­сти. Эти преследования не подтолк­нут язычников к обращению, они умрут в своем неверии.

Изложение Откровения

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 20-21 Прочие же люди, которые не умерли от этих язв, не раскаялись в делах рук своих, так чтобы не поклоняться бесам и золотым, серебряным, медным, каменным и деревянным идолам, которые не могут ни видеть, ни слышать, ни ходить. И не раскаялись они в убийствах своих, ни в чародействах своих, ни в блудодеянии своем, ни в воровстве своем

Иоанн говорит, что прочие люди, т.е. оставшиеся в живых после казней, не раскаялись. Здесь речь идет, очевидно, об одних нечестивых, о праведниках же умалчивается. Но умалчивается лишь постольку, поскольку они не нуждались в призыве к покаянию, однако же и они могли подвергаться некоторому действию казней, как подвергались казням и евреи вместе с египтянами. - Среди грехов упоминается идолопоклонство. Возможно ли оно в последнее время, когда Евангелие будет проповедано уже всей твари? Несомненно возможно. Тогда будет отступление от веры, тогда под влиянием злых духов начнется новое идолопоклонство, новое идолослужение, тогда будут изобретены новые божества и устроены новые кумиры для поклонения. Тогда первым и более распространенным кумиром будет идол антихриста (XIII:14).

архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)

Ст. 20-21: Прочие же люди, которые не умерли от этих язв, не раскаялись в делах рук своих, так чтобы не поклоняться бесам и золотым, серебряным, медным, каменным и деревянным идолам, которые не могут ни видеть, ни слышать, ни ходить; и не раскаялись они в убийствах своих, ни в чародействах своих, ни в блудодеянии своем, ни в воровстве своем.

Прочие люди – это, конечно, те, которые остались в живых после этих казней, поражавших столь великое множество людей. И конечно же, разумеются здесь только нечестивцы, о коих одних дальше и ведется вся речь. О праведниках пока не упоминается при этих казнях ни словом. А поэтому и делать о них выводы в ту или другую сторону – участия или неучастия их в страданиях от поражавших грешников казней, безусловно, преждевременно. Нераскаянность грешников приурочивается, как к самому явному и бесспорно преступному для сознания общечеловеческого, к делам рук их. В ряду этих дел перечисляются в конце такие грехи, как убийство, воровство, блудодеяние, чародейство (которое, очевидно, станет в ту пору таким же частым и типичным грехом, как и пороки, называемые перед ним). Все эти беззакония в понимании их совершенно ясны и не нуждаются ни в каких аллегорических толкованиях. Но к числу этих грехов присоединяется и идолопоклонство, и притом не в той его, так сказать, прикладной стороне, когда, как у Исаии, обличается приготовление кумиров руками же самого делателя (см.: Ис.44-я гл.), но в основной своей стороне: именно как благоговейное почитание истуканов, которые не видят, не слышат, ни ходят. Спрашивается: неужели идолопоклонство это сохранится и до последних времен, когда оно явно уже и теперь выходит из практики наличного человечества? Ответ, конечно, должен быть положительный: да, будет. Будет, прежде всего, как почти такая же измена почитанию Истинного Бога, идолопоклонство тонкое – в виде тех страстей, и в особенности в виде того страшного, все проникающего собой эгоизма, который подготовит почву и для самообожения антихриста, каковое ап. Павел указывает как один из характерных и важнейших признаков его. Но будет и идолопоклонство грубое, буквальное, когда вновь люди начнут поклоняться самодельным нарочитым чтилищам (ап. Павел), и их-то ближе всего и разумеет ап. Иоанн Богослов в своем обличительном отзыве о нераскаянности тех последних поколений человечества. И это вполне понятно. Ведь и в древнем греко-римском идолопоклонстве, как читаем мы в житиях святых, огромную роль играли бесы – тем ореолом чудесности, какой они придавали излюбленным ими капищам и идолам. Но ведь последнее время будет нарочито и по преимуществу временем обольщений, как и чародейства. И в этой общей атмосфере обмана так естественно лукавым духам еще больше применять свои ухищрения к обольщению новым идолопоклонством тех, кто своим нравственным состоянием, порчей сердца своего утратит способность различать в видениях и знамениях чудесного типа истинное от ложного. И потому-то апостол и ставит рядом поклонение бесам и идолам.

Апокалипсис в перспективе XX века

Аверкий (Таушев), архиеп. (†1976)

  Прочие же люди, которые не умерли от этих язв, не раскаялись в делах рук своих, так чтобы не поклоняться бесам и золотым, серебряным, медным, каменным и деревянным идолам, которые не могут ни видеть, ни слышать, ни ходить. И не раскаялись они в убийствах своих, ни в чародействах своих, ни в блудодеянии своем, ни в воровстве своем.

  Таково будет перед кончиной мира всеобщее ожесточение и окамененное нечувствие. Это и теперь уже наблюдается.

Апокалипсис в учении древнего христианства

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible