Скрыть
И҆ по се́мъ ви́дѣхъ четы́ри а҆́гг҃лы стоѧ́щыѧ на четы́рехъ ᲂу҆́глѣхъ землѝ, держа́щыѧ четы́ри вѣ́тры зє́мскїѧ, да не ды́шетъ вѣ́тръ на зе́млю, ни на мо́ре, ни на всѧ́ко дре́во.

Святые отцы

Прочие

Андрей Кесарийский, свт. (†637)

И после сего видел я четырех Ангелов, стоящих на четырех углах земли, держащих четыре ветра земли, чтобы не дул ветер ни на землю, ни на море, ни на какое дерево

Хотя некоторые, разумея под четырьмя Божественными Ангелами то, что подвергающимся бедствиям никоим образом невозможно избежать гнева ни на земле, ни на море, и относят сие к случившемуся с Иудеями прежде от Римлян, но мы думаем, что все это в сильнейшей степени произойдет в пришествие антихриста и не в Иудейской, в частности, земле, а во всей, по четырем углам которой, говорит, будут стоять Ангелы, как совершители служения предназначенного им Богом, но для нас неизвестного. - Удержание ветров явно свидетельствует о разрушении подчинения твари и неизбежности зла, потому что все растущее на земле прозябает и питается ветрами, при содействии их же плавают и по морю.

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

И после сего видел я четырех ангелов, стоящих на четырех углах земли, держащих четыре ветра земли, чтобы не дул ветер ни на землю, ни на море, ни на какое дерево

Здесь имеются в виду четыре главные царства: Ассирийское, Персидское, Греческое и Римское. <…> Некоторым образом удушая всех своим могуществом, они никому не позволяли дышать свободно, по своей воле. Под землей здесь имеются в виду различные провинции, под морем - острова, под деревьями - люди самых разных характеров и занятий. Иначе все это можно понять следующим образом: четыре ангела, равно как и четыре ветра, толкуются согласно пророчеству Даниила: Вот, четыре ветра небесных боролись на великом море, и четыре больших зверя вышли из моря (Дан 7:2-3).

Изложение Откровения

Экумений (†VIв.)

И после сего видел я четырех ангелов, стоящих на четырех углах земли, держащих четыре ветра земли, чтобы не дул ветер ни на землю, ни на море, ни на какое дерево

Очевидно, здесь речь у евангелиста идет о том, что выпало иудеям во время войны с римлянами, каковое случилось с ними вследствие распятия Господа и бесчинства по отношению к Нему. Ведь четыре ангела, держащих четыре угла земли иудеев, несут стражу, дабы никто из иудеев, подлежащих гибели, не бежал, возможно, наводя на них страх бегства, или раздоры, или неуместную тоску по родине, женам и близким, - и это-то образно обозначено как то, что они держат четыре стороны Иудеи.

А что они держат четыре ветра, чтобы не дул ветер ни на землю, ни на море, ни на какое дерево, означает, что никакой для них не будет на войне передышки, и никакого утоления печалей, ни пешим воинам на земле, ни воюющим на море - ибо многие сражались на море, согласно Иосифу [Флавию], - ни, разумеется, тем, кто рассчитывает на хлебопашество и сельское поприще. Ибо невзгоды охватили всех сразу, поскольку города были сожжены, земля оскудела, насаждения были опустошены. Все это тщательно рассматривает Иосиф в истории завоевания Иерусалима.

Комментарий на Откровение

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

И после сего видел я четырех Ангелов, стоящих на четырех углах земли, держащих четыре ветра земли, чтобы не дул ветер ни на землю, ни на море, ни на какое дерево

Первое видение второго порядка говорит о выделении праведных из среды нечестивых при общемировых бедствиях приближающегося конца мира. - Сначала пред пророческим взором Иоанна раскрывается картина спокойного исторического развития христианского Мира под образом четырех Ангелов, удерживающих ветры от их разрушительных действий. Это во всяком случае Ангелы добрые, а не злые, как полагает Андрей Кесар., и их образ указывает на то, что христианство представляет собою в истории несравненно большую гарантию мира и спокойствия, чем языческие религии.

архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)

Ст. 1-3: И после сего видел я четырех Ангелов, стоящих на четырех углах земли, держащих четыре ветра земли, чтобы не дул ветер ни на землю, ни на море, ни на какое дерево. И видел я иного Ангела, восходящего от востока солнца и имеющего печать Бога живого. И воскликнул он громким голосом к четырем Ангелам, которым дано вредить земле и морю, говоря: не делайте вреда ни земле, ни морю, ни деревам, доколе не положим печати на челах рабов Бога нашего.

В четырех ветрах, которые удерживаются четырьмя ангелами, нельзя не видеть соответствия четырем коням со всадниками их. И здесь, и там пред нами равное число, и притом силы, подразумеваемые в тех и других, имеют определенно мировое значение и с характером явно стихийным. И только там, в видениях с конями, силы эти и действия, как кони, вводятся со стороны и посылаются в мир и уже затем входят в кругооборот жизнедеятельности его. Здесь же они уже есть и как бы рвутся, сами стремятся вторгнуться в него, но их задерживают и не пускают ангелы Божии.

И видех... Ангела восходяща от восхода солнца. Ангел этот не только светлый и добрый, но и налагающий печать на избранных Божиих. И он идет с востока: так важен восток в деле веры христианской. Так, Писание и Самого Господа именует Восток свыше (Лк.1:78). И потому-то от дней апостольских обращаемся мы в храмах наших к востоку как символу сияния для нас и света дневного, и света истины. Имуща печать Бога живаго. На себе ли или у себя имел печать этот ангел? Так как далее он говорит о наложении этой печати на людей, на рабов Божиих, то нужно думать, что для них была эта, упоминаемая во 2-м стихе, печать у него.

Не вредите... Дóндеже запечатлеем рабы Бога нашего на челех их. «Что некогда было открыто Иезекиилю о муже, облеченном в подир, т. е. в длинную льняную одежду, и налагающем печать на лица стенящих (Иез.9:4), чтобы с неправедными не погубить и праведных (ибо и ангелам неизвестны сокровенные добродетели святых), то же самое открывается теперь и блаженному Иоанну, когда высшим святым силам повелевается не делать ничего согрешающим до тех пор, пока не познают они служителей истины, отличенных запечатлением. Хотя отчасти сие случилось и прежде, когда уверовавшие во Христа в числе многих тысяч, как говорит о количестве их великий Иаков блаженному Павлу, избегли опустошения Иерусалима римлянами, но преимущественно сбудется сие, как упомянуто, во времена пришествия антихристова, когда печать Животворящего Креста отличит неверных от верных, непосрамленно и с дерзновением пред ними носящих знамение Христово. Поэтому ангел и сказал:

Не вредите ни земли, ни моря, ни древес... Тварь, как бывшая ради нас, делается причастницею бедствий во времена нашего наказания, равно как и радуется со святыми, когда они прославляются. Отсюда получается, что и добродетельные нуждаются пред наступлением напастей в ангельской помощи и в силе данной нам печати духа, которая, однако, обнаруживает свою силу настолько, насколько мы сами показываем свою деятельность. Если же некоторые остаются без помощи, так единственно по причине своего нежелания». Итак, печать эта имеет быть «отличием и преимуществом избранных рабов Божиих, указанием на их близость к Богу и на покровительство Божие к ним. Поэтому нужно сказать, что печать эта есть отображение на лучших и избраннейших членах христианской Церкви той Божественной благодати, которая, преображая их душу, преобразит и их внешний вид – чело (ср.: Быт.4:15). Но трудно сказать, будет ли это состояние отмечено и каким-либо внешним знаком».

Четырем Ангелам... дано вредить земле и морю. Собственно говоря, самый вред, по данному символу, происходит от четырех ветров, которые в деятельности своей ангелами или выпускаются, или задерживаются и природу которых мы признали стихийною. Во всяком случае, «изображение здесь добрых ангелов как руководителей вредными действиями стихий вполне согласно со Священным Писанием (см.: Пс.103:4). В данном случае добрые ангелы должны удерживать вредные действия ветров до тех пор, пока явившийся ангел вместе со своими сослужителями не положит печати на рабов Божиих... Самые слова ангела, приводимые здесь, нужно понимать как повеление Божие, передаваемое по чиноначалию одними ангелами другим».

Апокалипсис в перспективе XX века

Аверкий (Таушев), архиеп. (†1976)

  И после сего видел я четырех Ангелов, стоящих на четырех углах земли, держащих четыре ветра земли, чтобы не дул ветер ни на землю, ни на море, ни на какое дерево.

     Эти четыре Ангела явились, очевидно, как исполнители кары Божией над вселенной. Одна из задач, поставленных им: «удержание ветров». Как объясняет св. Андрей Кесарийский, это «явно свидетельствует о разрушении подчинения твари и неизбежности зла, потому что все растущее на земле прозябает и питается ветрами; при содействии их же плавают и по морю. (…) Мы думаем, что все это в сильнейшей степени произойдет в пришествие антихриста и не в иудейской, в частности, земле, а во всей, по четырем углам которой, говорит, будут стоять Ангелы как совершители служения, предназначенного им Богом, но для нас неизвестного» (св. Андрей, гл.19).

Апокалипсис в учении древнего христианства

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible