Скрыть
И Ангелу Филадельфийской церкви напиши: так говорит Святый, Истинный, имеющий ключ Давидов, Который отворяет – и никто не затворит, затворяет – и никто не отворит:

Святые отцы

Прочие

Григорий, Чудотворец, свт. (†270)

Который отворяет — и никто не затворит, затворяет — и никто не отворит

Это Господь говорит, я думаю, не иначе, как в общении с Божественным Духом, ибо одна и та же сила необходима и для пророчествующих, и для слушающих пророков, и никто не может слушать пророка, если ему не дал разумения Своих речей Сам Дух, действовавший в пророках. В этом смысле содержится изречение и в Священном Писании, которое говорит, что отворить может только тот, кто затворяет, но никто другой; отворяет же затворенное, проясняя загадочные изречения, Божественное Слово.

Похвала Оригену

Викторин Петавийский, сщмч. (†304)

Ст. 7-12 И Ангелу Филадельфийской церкви напиши: так говорит Святый, Истинный, имеющий ключ Давидов, Который отворяет - и никто не затворит, затворяет - и никто не отворит: знаю твои дела; вот, Я отворил перед тобою дверь, и никто не может затворить ее; ты не много имеешь силы, и сохранил слово Мое, и не отрекся имени Моего. Вот, Я сделаю, что из сатанинского сборища, из тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, но не суть таковы, а лгут, - вот, Я сделаю то, что они придут и поклонятся пред ногами твоими, и познают, что Я возлюбил тебя. И как ты сохранил слово терпения Моего, то и Я сохраню тебя от годины искушения, которая придет на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле. Се, гряду скоро; держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего. Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего, и он уже не выйдет вон; и напишу на нем имя Бога Моего и имя града Бога Моего, нового Иерусалима, нисходящего с неба от Бога Моего, и имя Мое новое

Шестая группа [связана] с наилучшим образом жизни. [Здесь] показывается обычай святых - а именно тех, которые смиренны в этом мире, не искушены в Писании, неизменно придерживаются веры и вообще не отвращаются от нее, устрашенные какой-либо опасностью. Потому Он говорит им: Я отворил перед вами дверь. И еще: И как ты сохранил слово терпения Моего - со столь незначительными возможностями [сделать это], - то и Я сохраню тебя от годины искушения: чтобы они познали, какова слава Его, Он не дозволяет им предаться искушению. Побеждающий, - говорит, - станет столпом в храме Бога: столп - это украшение здания, то есть, кто будет упорствовать [в вере], стяжает подобное достоинство в Церкви.

Толкование на Апокалипсис

Нил Синайский, прп. (†430)

И Ангелу Филадельфийской церкви напиши: так говорит Святый, Истинный, имеющий ключ Давидов, который отворяет, - и никто не затворит, затворяет, - и никто не отворит

Демоны разными искушениями стараются заградить нам уста, чтобы мы не песнословили, не восхваляли и не славословили Творца. Но имеем надежду, как говорит девственник Иоанн, на то что Господе отверзет их и никто не сможет затворить (Откр. 3:7).

Письма на разные темы. Монаху Иоанну

Андрей Кесарийский, свт. (†637)

И Ангелу Филадельфийской церкви напиши: так говорит Святый, Истинный, имеющий ключ Давидов, который отворяет, - и никто не затворит, затворяет, - и никто не отворит

Ключем Давидовым названо царство Его, ибо ключ есть символ власти. Ключ книги псаломской и всякого пророчества есть Дух Святый, который отверзает сокровища знания. Первый ключ Христос имеет по человечеству, а второй по безначальному Божеству. А что в некоторых древних списках поставлено вместо «Давидов» слово «адов», так сим свидетельствуется власть Христа над жизнью и смертью. - Свят Он и истинен, как действительная святыня и самосущая истина.

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

И Ангелу Филадельфийской церкви напиши: так говорит Святый, Истинный, имеющий ключ Давидов, Который отворяет - и никто не затворит, затворяет - и никто не отворит

Филадельфия переводится как братская любовь. Для этой Церкви открываются двери Царства, и она получает обетование любви Божией.

Изложение Откровения

Тиконий, (†IVв.)

Имеющий ключ Давидов, иначе говоря, власть царскую. В свою очередь, Давидовым он называет ключ или потому, что Христос рожден в его роду, или потому, что сам Давид многое предрек о Христе, промыслом Которого, словно ключом, были открыты тайны закона, пророков и псалмов, что Он сам засвидетельствовал, когда сказал: надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах (Лк 24:44).

Который отворяет — и никто не затворит, затворяет — и никто не отворит

Стало очевидным, что Христос отворит своим, которые стучат [в двери], а лицемерам, стучащим и твердящим: Господи, Господи, отвори нам! (Мф 25:11), - Он затворяет двери жизни и говорит им: Не знаю, откуда вы; никогда не знал вас, делающие беззаконие (Мф 7:23).

Фрагменты

Примасий, еп. (†560)

Который отворяет — и никто не затворит, затворяет — и никто не отворит

Тайны Закона Божьего лишь силою Христа верным открываются, а от неверных сокрыты; если Он откроет, никто не закроет, если Он свяжет, никто не развяжет.

Комментарий на Откровение

Экумений (†VIв.)

так говорит Святый, Истинный

Святый - Сын Божий. Итак, этим свидетельствуют серафимы, соединяющие трех Священных в одном Господстве, что ничего нет у Слова земного и грешного, пусть и стал Он плотью. Потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его, по словам пророка Исаии (Ис 53:9). Что он Истинный по бытию и по имени, истинно и по бытию, и по именованию, - Он называется Богом, и неложно это именование. Ибо Он поистине Бог Еммануил, даже если это не по нраву для достойного проклятия Нестория. Он стал человеком, но не перестал быть Богом, и человек Он истинно, пусть даже и непереносимо это богоненавистному Евтихию. Тот, Кто Он истинно есть, Он есть, и нет в Нем ничего в относительном смысле (ката аvacpopav), как утверждают несториане, и ничего, что кажется или представляется как образ, как говорят сторонники Евтихия и проклятая и омерзительная порода манихеев.

Воистину, поскольку ключ обозначает власть, то, говоря: имеющий ключ Давидов, - он явно хочет сказать: как Давид властвовал над земным Израилем, так и Я, вдобавок к земному, [властвую] и над духовным [Израилем], пусть даже разделение образов власти определяется различием по несравнимому превосходству [одного над другим]. Ведь что за равночестие у человека по отношению к Богу? И вот что благовествовал Деве Божий ангел Гавриил о Господе: и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца (Лк 1:32-33). Итак, коль скоро Христос обрел подобие царства Давидова, то по справедливости можно назвать Его имеющим ключ Давидов.

Комментарий на Откровение

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

И Ангелу Филадельфийской церкви напиши: так говорит Святый, Истинный, имеющий ключ Давидов, Который отворяет - и никто не затворит, затворяет - и никто не отворит

Город Филадельфия - один из городов Лидии. По преданию, первым епископом Филадельфии был Димитрий, поставленный св. Иоанном. В настоящее время Филадельфия носит турецкое название Аллах-Шехр (Божий град) и имеет вид христианского города. К этой верной, сравнительно, церкви Господь обращается с откровением, исключительно содержащим в себе хвалу и одобрение. В Своем обращении к ней Господь называет Себя святым, указывая этим на внутреннейшее свойство Своей природы. В тесной связи со святостью стоит истинность, говорящая об отношении Его к миру и людям. К этим двум Своим Божественным свойствам Господь присоединяет еще новое и называет Себя имеющим ключ Давида. Обладание Иисусом Христом ключом Давида означает обладание ключом от врат небесного Иерусалима. Значит, Христу принадлежит полная власть удостоить или не удостоить блаженства вечного царства. И этот приговор никто, кроме Самого Господа, не в состоянии изменить.

архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)

Ст. 7  И Ангелу Филадельфийской, которые говорят о себе, что они церкви, напиши: так говорит Святый, Истинный, имеющий ключ Давидов, который отворяет – и никто не затворит, затворяет – и никто не отворит: 

Город Филадельфия – один из городов Лидии и, подобно Фиатире, был городом по величине своей незначительным. Но еще более, чем к Фиатире, послание к нему носит характер светлый, положительный и одобряющий. В нем совсем нет укоризн и обличения; напротив – восхваление и обещание награды. Не нужно при этом забывать, что самое название Филадельфия с греческого значит братолюбие, город братолюбцев.

...Глаголет Святый, Истинный, имеющий ключ Давидов: «Святый по употреблению в Новом Завете в применении к лицу Иисуса Христа указывает на Него как на безгрешного Богочеловека, Мессию и Сына Божия» (Жданов). Самые эти наименования близко напоминают соответствующие слова архангела Гавриила в Благовещении, когда он, возвестив Деве Марии о рождении ею Сына от Духа Свята, продолжает: Тем-же и рождаемое Свято наречется Сын Божий, и даст Ему Господь Бог престол Давида отца Его; и воцарится в дому Иаковли во веки, и Царствию Его не будет конца (Лк.1:32-33, Лк.1:35). «Совершенная святость Богочеловека служит основанием другого эпитета истинный, потому что истина (в идеальной и абсолютно чистой и полной, совершенной мере ее) доступна только (абсолютной же) святости. Ἀληθινός (истинный), по Тренчу, имеет более глубокое значение, чем синонимичное ему обычное ἀληθής. Оно исключает из понятия о предмете не одну лишь ложь или неправду, но и все мнимое, кажущееся, призрачное и выражает полное соответствие предмета со своею сущностью, идеей, именем... Поэтому, как ἀληθινός, Иисус Христос есть действительно таков, каким является в новозаветном откровении, как и в веровании Церкви, т. е. единственный и истинный Сын Божий, Мессия, Богочеловек» (проф. Жданов). Кратко сказать, «свят Он и истинен как действительная (наивысшая) Святыня и самосущая Истина».

Имеяй ключ Давидов и прочее. Как и говорили мы выше (см.: Откр.1:18), «ключом Давидовым названо царство Его, ибо ключ есть символ власти». В библейском словообороте выражение ключ дома Давидова (как прообраз сего места Апокалипсиса) мы находим еще у пророка Исаии, в 22-й главе: обличая народ за забвение о Боге и царедворца Севну – за самонадеянность и заботы только о себе, Господь, в противоположность сему, восхваляет раба Своего Елиакима, сына Хелкиина, обещая передать власть в руки его: И ключ дома Давидова возложу на рамена его; отворит он, и никто не запрет; запрет он, и никто не отворит (Ис.22:21-28). «Так с ключом дома Давидова соединяется, по языку Писания, право над входами и выходами в нем; а ключ, принадлежащий самому Давиду, сообщает обладателю наследственные права Давида, т. е. власть над крепостью Сионом, городом Иерусалимом, а вместе с тем – и над всем Израилем. Объем власти и там и тут определяется как со стороны положительной, так и отрицательной, так что от Христа как Небесного Царя и Владыки зависит – допустить или не допустить в Иерусалим» (Жданов); ясно, что власть эта является коренной и изначальною, имеющей основу свою только в Богочеловечестве, в самой воле Божественной (и дам Я Ему престол Давида, отца Его) (см.: Лк.1:32); передаются же, по изволению Его, эти ключи Царствия Небесного (см.: Мф.16:19; Мф.18:18; Откр.1:18) только по уполномочию от Него как Единого, в Себе имеющего полноту и источник этой власти.

Апокалипсис в перспективе XX века

Аверкий (Таушев), архиеп. (†1976)

  И Ангелу Филадельфийской церкви напиши: так говорит Святый, Истинный, имеющий ключ Давидов, Который отворяет – и никто не затворит, затворяет – и никто не отворит: знаю твои дела; вот, Я отворил перед тобою дверь, и никто не может затворить ее; ты не много имеешь силы, и сохранил слово Мое, и не отрекся имени Моего. Вот, Я сделаю, что из сатанинского сборища, из тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, но не суть таковы, а лгут, – вот, Я сделаю то, что они придут и поклонятся пред ногами твоими, и познают, что Я возлюбил тебя.

 

  Ангелу Филадельфийской Церкви Господь повелевает написать много утешительного и похвального. Несмотря на свою малосильность (вероятно, имеется в виду малочисленность), эта Церковь не отреклась от имени Иисусова пред лицом сатанинского сборища иудейских гонителей. За это Господь сделает так, что они придут и поклонятся перед ней, а в тяжкую годину искушения для всей вселенной она найдет защиту и охрану у Самого Господа. Поэтому задача филадельфийцев – держать только то, что они имеют, дабы кто–нибудь не восхитил венца их. Победителя Господь обещает сделать столпом в храме и написать на нем Имя Божие и имя града Божия – нового Иерусалима, и новое имя Иисусово.

 Филадельфия – второй большой город в Лидии, названный по имени своего основателя Аттала Филадельфа, царя Пергамс– кого. Этот город один из всех малоазийских городов долго сдавался туркам. Замечательно, что и в настоящее время христианство находится в Филадельфии в наиболее цветущем состоянии, превосходя все прочие города Малой Азии: здесь сохранилось многочисленное христианское население, имеющее своего епископа и 25 церквей. Жители отличаются большим гостеприимством и добротой, турки называют Филадельфию «Аллах– Шер», то есть «Божий город», и это название невольно напоминает обетование Господа: «напишу на побеждающем имя Бога Моего и имя града Бога Моего» (3:12).

  «Так говорит Святый, Истинный, имеющий ключ Давидов». – Сын Божий называет Себя имеющим ключ Давидов в смысле имеющего верховную власть в доме Давидовом, ибо ключ есть символ власти. Дом Давидов, или Царство Давидово, значит то же, что Царство Божие, прообразом которого оно являлось Ветхом Завете. Далее говорится, что если Господь благоволит кому–либо отверзть двери этого Царства, то никто не сможет тому воспрепятствовать, и наоборот. В этом заключается образное указание на твердость веры филадельфийцев, которой не могли сломить иудействующие лжеучители. Последние придут и поклонятся пред ногами филадельфийцев, то есть, по–видимому, признают себя побежденными.

Апокалипсис в учении древнего христианства

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible