Скрыть
Она имела во чреве, и кричала от болей и мук рождения.

Святые отцы

Прочие

Ипполит Римский, сщмч. (†235)

Имея во чреве, она кричит от болей и мук рождения - это значит, что Церковь никогда не имеет покоя, рождая из сердца Слово и в то же время подвер­гаясь гонениям в мире со стороны неверных.

Об антихристе

Андрей Кесарийский, свт. (†637)

Она имела во чреве и кричала от болей и мук рождения

Утверждаем, что Церковь болит о каждом из возрождаемых водою и духом пока, как сказал Божественный Апостол, не вообразится в них Христос. Ибо отверженцы суть те, которые отпадают от истинного света и за неверие претерпевают сопутствующую их жизни смерть.

Толкование на Апокалипсис 555

Тиконий, (†IVв.)

Она имела во чреве, и кричала от болей и мук рождения

То есть чтобы своей проповедью собрать костяки народов. Она будет кричать от болей и мук рождения, пока или не соберет множество народов, или не исторгнутся из лона ее лицемеры.

Имела она плод не в утробе, но в уме, и кричала (в долине слез) от болей и мук рождения. Церковь духовно рождает и тех, кого производит на свет в муках, но и не перестает мучиться разреше­нием тех, кого рождает. Так говорит апостол: Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос! (Гал 4:19).

Фрагменты

Экумений (†VIв.)

Она имела во чреве, и кричала от болей и мук рождения. Очевидно, что о ней говорит Исайя: Прежде нежели родить в муках и прежде чем пришла скорбь родовых мук, она убежала и родила сына (Ис 66:7). И Григорий в тринадцатом слове Истолкования Песни Песней говорит: У кого беременность без соития, у того роды без осквернения и муки без мучения. Если и у столь великого пророка и у церковного учителя Дева избежала родовых мук, почему здесь кричала от болей и мук рождения? Сказанное не противоречиво. Да не будет! Ибо не может быть никакого противоречия в сказанном одним и тем же через двух.

Но ты должен понять данные слова кричит и мучается в таком смысле. До тех пор, пока ангел Божий не сказал Иосифу, что родившееся в ней есть от Духа Святого (Мф 1:20), Дева, как и подобает Ей, пребывала в унынии, краснея перед обрученным и размышляя: как бы он в самом деле не заподозрил, что она беременна от тайной связи. Итак, уныние и печаль по законам риторики Иоанн назвал криком и мучением, и неудивительно. Ибо и божественному Моисею, духовно общавшемуся с Богом и отчаявшемуся - ибо он увидел Изра­иль в пустыне, окруженный морем и врагами, - было сказано Богом: Что ты вопиешь ко Мне? (Исх 14:15). Так же и здесь видение называет криком скорб­ное состояние ума и сердца Девы.

Комментарий на Откровение

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 2-4 Она имела во чреве, и кричала от болей и мук рождения. И другое знамение явилось на небе: вот, большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадим. Хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю. Дракон сей стал перед женою, которой надлежало родить, дабы, когда она родит, пожрать ее младенца

Жена имела во чреве и кричала, так наступило время ее родов. Эти мучения - муки и труды Христианской Церкви, которые испытывает она при рождении - приобретении каждого нового члена, при обращении заблуждающихся, при раскаянии грешника [Св. Ипполит, Primasius, Kliefoth], и относятся вообще по всему времени существования Христ. Церкви. Знамение дракона Иоанн также видит на небе, что означает лишь то, что его образ был замечен на небесном своде, где явился и образ жены. Дракон, будучи морским чудовищем (Ис. 27:1), обратился в символ изображения земной силы, владыки мира. Поэтому диавол, как князь мира сего, является в Апокалипсисе под образом дракона. Это подтверждается и 9 ст., где великий дракон прямо называется своим именем, как диавол и сатана [Св. Викторин, Андрей Кесар. Hengstenberg, Kliefoth и др.]. И дальнейшие черты, которыми Иоанн описывает дракона, могут быть приложимы только лишь к диаволу и к его борьбе с Христианской Церковью. - Красный, огненный цвет дракона указывает главным образом на то, что диавол есть общий виновник гнева и зла на земле и останется таковым до конца; цвет огня означает также и силу истребительного и губительного свойства диавольской природы. - Головы диавола - дракона означают его диавольскую мудрость, мудрость века сего, а десять рогов - его могущество, как властителя всего мира. На это же самое указывают и диадемы, как царское головное украшение. - Хвост диавола - это обнаружение его существа и греховной воли, пример его греховного поступка. Поэтому небесные звезды суть небесное воинство, надземные создания, ангелы, которых увлек диавол своим примером, и не только сам по своей греховности и неповиновению отпадает от Бога, но к тому же побуждает и других Ангелов. Они, последуя ему, оставляют свое небесное жилище, свою нравственную близость к Господу Богу и все свои силы употребляют на распространения зла и греха на земле среди людей. Упоминание же о третьей части говорит не о точном математическом числе, но о числе достаточно большом, хотя и меньшем, чем то, которое осталось верным Господу. - Если под женою нужно разуметь Христианскую Церковь в ее идеале, то положение диавола перед нею нужно рассматривать как приготовление его вступить с нею в открытую борьбу; и его намерение пожрать будущего младенца можно понимать в смысле причинить развращение и нравственную гибель.

Толковая Библия

архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)

Ст.1-2: И явилось на небе великое знамение – жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд. Она имела во чреве и кричала от болей и мук рождения.

Уже во дни св. Андрея Кесарийского, как говорит он в объяснение этих приведенных слов, «некоторые под женою, облеченною в солнце, всецело разумели Пресвятую Богородицу, потерпевшую еще прежде, чем познан был Ее Божественный Сын». Но, возражая против такого мнения, св. Андрей говорит: «Как Господь наш родился задолго пред сим, то великий Мефодий, считая сказанное не соответствующим Владычнему рождению, принимает жену за Святую Церковь». И дальше он приводит подлинные слова Мефодия Патарского в объяснение этого символа. «Жена, облеченная в солнце, есть Церковь; и что для нас одежда, то для нее свет; и что для нас золото и блестящие драгоценные камни, то для нее звезды – звезды лучшие и светлейшие. Она взошла на луну. Так как от луны зависит влажность в природе, то иносказательно здесь под луною разумею баню очищаемых и освобождаемых от тления (т. е. таинство св. крещения). Она болеет, перерождая душевных в духовных, и видом и образом преобразуя их по подобию Христову». И еще далее он разъясняет: «Болящая и рождающая искупленных есть Церковь, как свидетельствует у Исаии Дух: прежде неже чревоболети ей, роди, прежде неже приити труду чревоболения, избеже и породи мужеск пол» (Ис.66:7). При этом символ луны объясняется им так: «Законный свет ночного светила луны она имеет под ногами и мирскую жизнь, подобно луне изменяющуюся». А затем о криках жены от болей рождения говорит: «Утверждаем, что Церковь болеет о каждом из возрождаемых водою и духом, пока, как сказал божественный апостол, не вообразится в нас Христос» (Гал.4:19). И поистине Церковь есть не только Тело Христа (см.: Ефес.1:22–23; 5:23), но и верная Жена Его, состоящая в неразрывном брачном союзе с Господом, Возлюбившим ее как чистейшую и непорочную Невесту Свою и омывающим ее таинствами Духа Святаго. И солнце, и луна, и звезды в видении 12-й главы – это наглядные и яркие символы такой чистоты и непорочности ее, причем венец из 12 звезд, несомненно, указывает на 12 апостолов.

Апокалипсис в перспективе XX века

Аверкий (Таушев), архиеп. (†1976)

  И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд. Она имела во чреве, и кричала от болей и мук рождения.
 

  Некоторые толковники видели в этой таинственно жене Пресвятую Богородицу, но такие выдающиеся толкователи Апокалипсиса, как св. Ипполит, св. Мефодий и св. Андрей Кесарийский, находят, что это – «Церковь, облеченная в Слою Отчее, сияющее паче солнца». Этот блеск солнечный означает также, что она обладает истинным познанием Бога, Его законов и содержит Его откровения. Луна под ногами ее – в знак того, что она превыше всего изменчивого. Св. Мефодий «луною считает иносказательно веру банею очищаемых от тления, так как от луны зависит влажное естество».

  На главе ее венец из 12 звезд в знак того, что, будучи первоначально собрана из 12 колен Израилевых, она впоследствии руководима была 12 Апостолами, составлявшими ее светоносную славу.

  «Она имела во чреве, и кричала от болей и мук рождения» – вот из чего видно, что неправильно видеть в этой жене Пресвятую Богородицу, ибо рождение от Нее Сына Божия было безболезненным. Эти муки рождения означают те трудности, которые нужно было преодолеть Церкви Христовой при утверждении ее в мире (мученичество, распространение ересей). Вместе с тем это означает, по объяснению св. Андрея, что «Церковь болит о каждом из возрождаемых водою и духом», пока, как сказал Божественный Апостол, «не изобразится в вас Христос» (Гал.4:19). «Церковь болит, говорит св. Мефодий, перерождая душевных в духовных и видом и образом преобразуя их по подобию Христову» (св. Андрей, гл.33).

Апокалипсис в учении древнего христианства

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible