Скрыть
А коли змій побачив, що додолу він скинений, то став переслідувати жінку, що вродила хлоп́я.

Святые отцы

Прочие

Андрей Кесарийский, свт. (†637)

Ст. 13-14 Когда же дракон увидел, что низвержен на землю, начал преследовать жену, которая родила младенца мужеского пола. И даны были жене два крыла большого орла, чтоб она летела в пустыню в свое место от лица змея, и там питалась в продолжение времени, времен и полвремени

Когда диавол, боровшийся со Христом, после Крещения был побежден, и вооружившийся на Святых Апостолов был посрамлен, уразумев, что чрез смерть они получили жизнь, и когда был осужден жить на земле, вращаться на ней подобно змию и питаться ею, т. е. земными мудрованиями и помышлениями, тогда снова начал преследовать Церковь, неослабленную удовольствиями и рождавшую мужеский пол, - людей Божиих. Но с первых времен ей даны любовь к Богу и ближнему, охраняющий и содействующий промысл ради нас Распятаго и два, означаемые крыльями орла, Завета, дабы перенесясь ими на высоту в пустыню, она воспиталась в жительстве чуждом всякого удовольствия. И так всегда, особенно же в пришествие антихриста, который будет, как многократно говорилось, владычествовать назначенное время - три с половиною года. В то, быть может, время избегнут от него и укрывающиеся в пустыне чувственной - горах, пропастях и пещерах.

Толкование на Апокалипсис 555

Примасий, еп. (†560)

Когда же дракон увидел, что низвержен на землю, начал преследовать жену, которая родила младенца мужеского пола

Как мы сказали выше, дьявол несет в себе безысходную ненависть к Церк­ви, ибо чем чувствительнее его поражение и изгнание, тем настойчи­вее он продолжает множить свои козни.

Комментарий на Откровение

Экумений (†VIв.)

Когда же дракон увидел, что низвержен на землю, начал преследовать жену, которая родила младенца мужеского пола

Когда увидел дракон, в каких дурных обстоятельствах он оказался и что исторгнут он из ангельской славы, то люто возненавидел он людей и Жену, Которая родила Спасителя их, и стал преследовать, чтобы убить Ее. Преследовал жену, потому что знал, что Рожденный от Нее слишком велик, чтобы быть плененным. Он завидовал людям, что они спасены Господом, поскольку, в то время как он сам, не имея возможности обратной перемены, был извержен с небес, люди с помощью добродетели возносятся от земли к небесам.

Комментарий на Откровение

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 13-14 Когда же дракон увидел, что низвержен на землю, начал преследовать жену, которая родила младенца мужеского пола. И даны были жене два крыла большого орла, чтоб она летела в пустыню в свое место от лица змея, и там питалась в продолжение времени, времен и полвремени

Описавши небесное поражение дракона-диавола и небесную радость по поводу этого события, Иоанн (13 ст.) снова возвращается к бегству жены (6 ст.) и дополняет его описание некоторыми новыми чертами. Жена спасается в пустыню при посредстве двух крыльев великого орла. Эти крылья, нужные жене для быстрого бегства от дракона, так же имеют символическое значение, как и сама жена. Господь Бог берет (ср. Исх 19:4; Втор 32:11) под Свое покровительство Свою Церковь и дает ей два крыла Своего всемогущества и благости. Христианская Церковь, пользуясь ветхозаветным законом и новозаветною благодатью, может достигать совершенства своих членов. И в пустыне мира среди жизненных условий, даже во времена антихриста, христиане могут и должны удаляться от соблазнов мира и стремиться к небесному. Значит, Церковь (христиане) убегает в пустыню в свое место не столько для того, чтобы обезопасить себя от преследования дракона, сколько для того, чтобы питаться в продолжение 3 1/2 лет, жить возвышенною жизнью, пользуясь учением и таинствами, данными от Господа Бога. Срок 3 1/2 года (ср. Дан 7:25; 12:7) ближе всего относится к последнему времени антихриста, времени проповеднической деятельности двух свидетелей (XI:3), хотя бегство жены в пустыню обозначает ее постоянное отношение к жизненным земным условиям. Так можно рассуждать потому, что антихристианское время 3 1/2 года должно быть принимаемо как типичное, когда особенно будет заметно то, что в большем размере совершается всегда.

архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)

Ст. 12-14: Когда же дракон увидел, что низвержен на землю, начал преследовать жену, которая родила младенца мужеского пола. И даны были жене два крыла большого орла, чтоб она летела в пустыню в свое место от лица змия и там питалась в продолжение времени, времен и полвремени.

Содержание этих двух стихов представляет собой как бы повторение и некоторое раскрытие сказанного уже в 6-м стихе, и все указанное там относится и сюда. Нового здесь дается, во-первых, то, что преследование жены, родившей младенца мужеского пола, мотивируется тем, что дракон увидел низвержение свое на землю. В этом можно усматривать указание на то, что враждебная деятельность сатаны именно и вызывается победоносным подвижничеством необозримого сонма истинных, деятельно осуществляющих заповеди Господни, христиан (младенец мужеского пола указывает именно на такое активное, деятельное начало в их духовной жизни). И из житий святых мы знаем, что злоба врага непременно направлялась на каждого из них, включительно до личных вредоносных явлений его к ним и всяческой, вплоть до физической, борьбы против них; как, с другой стороны, подвижники эти, в особенности пустынники, нарочито выбирали именно такие условия жизни, даже такие нарочитые, отмеченные воздействием злой силы, места (см. житие Алипия Столпника), где борьба эта становилась особенно жестокой и лютой и где они в этой борьбе являлись берущими в грудь свою все стрелы врага борцами за весь немощный род человеческий.

Второе. Далее, новым является еще указание на то, как должна была спасаться жена от преследования своего врага, удаляясь в пустыню: ей даны были два крыла большого орла, на коих она улетела в пустыню. По общему мнению св. отцов, под этими двумя крылами разумеются два Завета – Ветхий и Новый, коими спасалась Церковь Божия от порабощения диаволом и погружения в ложь и чувственность язычества, «дабы, – говорит св. Андрей Кесарийский, – переносясь ими на высоту, в пустыню, она воспиталась в жительстве, чуждом всякого удовольствия. И так это, – добавляет он, – всегда, в особенности же в пришествие антихриста, который будет, как многократно говорилось, владычествовать назначенное время – три с половиною года. В то, быть может, время избегнут от него и укрывающиеся в пустыне чувственной – горах, пропастях и пещерах».

Пустыня эта определяется еще, по тексту Апокалипсиса, как место свое, или, как сказано в стихе 6-м, где приготовлено было для нее (Церкви) место от Бога.

Когда мы читаем о своем месте для Церкви, да еще уготованном от Бога, то, конечно, первое представление о смысле этих слов будет необходимо пространственным: где-то на земном шаре, в каком-нибудь из континентов или островов его. Однако это понимание не единственное из возможных, даже при уклонении в толковании слов этих от аллегорий. Место может быть для Церкви – в истории ее; место может быть в народах или государствах, в той или иной принадлежности строя их. Наконец, мы знаем, что в каком-то месте пребывал и пребывает и ныне пророк Илия с Енохом, не разлучаясь с телом; кто же может сомневаться в том, что, если понадобилось бы, всемогущество Божие могло бы и там устроить и тысячи, и миллионы верных чад Церкви Своей? Но, конечно, самым естественным и подходящим представляется понимание наиболее простое, а таким все же нельзя считать представление о такой или иной земной пустыне: песчаной ли или каменистой пустыне типа Древнего Египта и Палестины с Аравией, таежной ли пустыне древнерусских подвижников или в виде каких-нибудь пещер, затворов или необитаемых островов, вроде Соловецких – времен Зосимы и Савватия. Заметим еще: сказано – в свое место от лица змия; может быть, и в сочетании этих слов тоже дается какое-то таинственное, для нашего понимания пока недоступное, указание. Ведь антихрист станет тогда бесспорным, все и всех подчинившим себе, владыкой всего земного шара, всех государств и народов, и все средства жизни будут находиться в руках его. А вот Церковь Христова тогда окажется в совершенно особом, как бы отрезанном и отделенном от всего мира и в то же время – недоступном для богопротивника, месте. И могут питаться воздержные чада ее, как уже сказали, хлебом, чудесно посылаемым от Бога или чем-нибудь вроде снытки, какою питался три года преп. Серафим, а также и некоторым из верных последователей своих рекомендовал питаться. Поистине, и в этом случае должны мы сказать: «У Бога путей много», и какой изберет Он – судить трудно.

Апокалипсис в перспективе XX века

Аверкий (Таушев), архиеп. (†1976)

 Когда же дракон увидел, что низвержен на землю, начал преследовать жену, которая родила младенца мужеского пола. И даны были жене два крыла большого орла, чтобы она летела в пустыню в свое место от лица змия и там питалась в продолжение времени, времен и полвремени.

  Диавол не перестанет гнать Церковь, но Церковь, имеющая два орлиных крыла – Ветхий и Новый Завет – скроется от диавола в пустыню, под которой можно понимать и духовную и чувственную пустыню, в которую скрывались и скрываются истинные христиане–подвижники. Святой Андрей Кесарийский говорит: «И так всегда, особенно же в пришествие антихриста, который будет, как многократно говорилось, владычествовать назначенное время – три с половиною года. В то, быть может, время избегнут от него и укрывающиеся в пустыне чувственной – горах, пропастях и пещерах» (гл. 35).,

Апокалипсис в учении древнего христианства

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible