Скрыть
и наложили на них руки и отдали их под стражу до утра; ибо уже был вечер.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 1-3 Когда они говорили к народу, к ним приступили священники и начальники стражи при храме и саддукеи, досадуя на то, что они учат народ и проповедуют в Иисусе воскресение из мертвых; и наложили на них руки и отдали их под стражу до утра; ибо уже был вечер

Еще не отдохнули (апостолы) от прежних искушений, а уже тотчас впали в другие. И смотри, как это устрояется. Сначала они были осмеяны все вместе: это – не малое искушение; а потом сами верховные впадают в опасности. Но эти два (события) произошли не сряду одно за другим и не просто; а сначала (апостолы) прославились в речах, потом сделали великое чудо, и затем уже, по допущению Божию, с дерзно­вением вступают в борьбу. Ты же заметь, прошу тебя, как те, которые при Христе искали предателя, теперь уже сами на­лагают руки, сделавшись после креста более дерзкими и более бесстыдными. Так-то грех, пока только еще рождается, бывает несколько стыдлив; но когда совершится, тогда делает бес­стыднейшими тех, которые совершают его. Но для чего же приходит и воевода? Ведь сказано: «к ним приступили священники и начальники стражи при храме». Для того, чтобы опять представить государ­ственным преступлением то, что происходило, и наказать за это, не как за (дело) частное: так везде они стараются посту­пать. «Досадуя на то, что они учат народ» (ст. 2). Они досадовали не только на то, что (апостолы) учили, но и на то, что говорили, что (Христос) не только сам воскрес, но что и мы воскре­снем чрез Него. «Досадуя на то, что они учат народ», сказано, «и проповедуют в Иисусе воскресение из мертвых» (ст. 2). Воскресение Его было так действенно, что и для других Он соделался виновником воскресения. «И наложили на них руки и отдали их под стражу до утра; ибо уже был вечер» (ст. 3). О, бесстыдство! Еще прежней кровью были исполнены их руки, а они тем не удо­вольствовались, но снова наложили их, чтобы обагрить другою кровью. Или, может быть, они и боялись, так как учеников было уже много, и поэтому явился вместе с ними воевода: «ибо уже», сказано, «был вечер». Итак, они это делали и стерегли (апо­столов), желая ослабить их, а апостолам эта отсрочка времени придавала более смелости. И смотри, кто подвергается задер­жанию: это – верховные из апостолов, которые таким образом и для прочих послужили указанием, чтобы они впредь не искали друг друга и не домогались быть вместе.

Гомилии на Деяния Апостолов

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 1-3 Глаголющым же им к людем, наидоша на них священницы и воевода церковный и саддукеи, Жаляще си, за еже учити им люди, и возвещати о Иисусе воскресение мертвых: И возложиша на них руки, и положиша их в соблюдение до утрия: бе бо вечер уже

Еще не успели апостолы вздохнуть от прежних искушений, и впадают в другие. И смотри, как располагаются события. Сначала апостолы осмеяны все вместе; потом впадают в опасности, но не вдруг. Прежде они оправдываются в народных собраниях и совершают после этого великое чудо; потом уже, после того, как стали смелее, вступают, по допущению Божию, в подвиги. А ты обрати взор свой на преуспеяния иудеев в лукавстве и бесстыдстве. Прежде при Христе они искали человека, который бы предал Его; теперь уже сами налагают руки, сделавшись после креста дерзновеннее и бесстыднее. А с ними, говорится, и воевода церковный. Это для того, чтобы такою обстановкою придать делу характер публичного обвинения и выдать его, как бы не свое. Так стараются делать они всегда. И положиша в соблюдение до утрия. Так поступали иудеи с апостолами и стерегли их, желая смирить их; между тем продленное время сделало апостолов более неустрашимыми.

Толкование на Деяния святых Апостолов

Онуфрий (Гагалюк), сщмч. (†1938)

Ст. 3-4 и наложили на них руки и отдали их под стражу до утра; ибо уже был вечер. Многие же из слушавших слово уверовали; и было число таковых людей около пяти тысяч

В борьбе с Христовой Церковью главнейшим орудием у неверов является внешнее насилие. Несомненно, это самое сильное и верное средство у безбожия. Пропаганда неверия, рассчитанная лишь на свободное преклонение пред безбожием, не имеет никакого успеха.

Под влиянием страха многие из христиан стыдятся открыто исповедовать свою веру, тогда как они охотно посещали бы храмы Божии, если бы были уверены, что свободно могут верить. Только внешнее насилие побуждает робких и слабых пастырей отрекаться от святого православия, чего бы не было с ними, если бы их только призывали к измене Церкви… Кроме запугивания слабых христиан, насилие хочет достигнуть ослабления веры и другим способом, именно – через заключение в тюрьмы и даже казни христиан, особенно их главных руководителей – епископов и священников. Неверие хочет выставить в униженном свете христианскую веру, показать ее кажущееся бессилие… Так думали книжники и фарисеи, арестовавшие апостолов Петра и Иоанна… Вот, как бы говорят они уверовавшим через апостольскую проповедь людям, мы ваших вождей христианских – апостолов, за которыми вы идете, которым кланяетесь и чтите, их мы на ваших глазах – в тюрьмы, а если нужно, то и убьем, как убили их главного вождя – Иисуса Назарея! Где же сила вашей христианской веры: смотрите, как жалки и ничтожны ваши учителя – руководители! А смотрите, как мы могущественны, – идите за нами! Да, эта сторона внешнего насилия имеет большое значение, едва ли не самое главное в руках неверия… Однако история и жизнь показывают всю призрачность этих, по-видимому, сильных средств неверия… Иудейские начальники приказывают арестовать апостолов, их сажают в тюрьму. Что же слушатели? Разбежались ли, усомнились ли в правде апостольской? О, нет! Несмотря на этот внешний террор, многие из слышавших апостольские речи уверовали, и таких оказалось немало – около пяти тысяч! Что же привлекло их? Какая сила побудила их идти на явную опасность – пострадать за веру, ибо они видели, что и учителя их страдают? Сила эта – истина Христова. Люди стремятся к истине, хотя бы они были грязны духовно и находились в заблуждениях. Искра Божия живет в каждом человеке – это влечение к Богу, святости, добру, красоте, истине. И когда человек находит эту истину, настоящую истину, он тянется к ней неудержимо, не обращая внимания ни на угрозы, ни насмешки над ним. Что угрозы и презрение, когда он своим существом знает, как драгоценна ему эта найденная им жемчужина – Христова истина!

А страдания, насмешки и тюрьма над служителями Христовыми достигают совершенно не тех результатов, которые думают достичь слуги неверия… Верующие пастыри Христовы открыто идут на уничижение, и на узы, и даже на смерть – значит, они не боятся всего этого, значит, они действительно веруют в Бога и будущую жизнь. А если так, то позволительно усомниться в самом неверии: сильно ли оно само, если прибегает не к силе слова, а к насилию! Со стороны верующих пастырей мы видим одно лишь убеждение и никакого намека на сопротивление или подстрекательство преданных им верующих чад к какому-нибудь даже маленькому протесту!

Последователи Христа Бога не лживые поддельные христиане, которые сами употребляют насилие, обман и всякие подстрекательства (католики, униаты, обновленцы и им подобные), а православные христиане идут в мир с истиной Христовой: ее они противопоставляют неверию, убеждая, что все, кто стремится к истине, найдут ее и примут ее. И этим они стремятся подражать своему Божественному Учителю, Который говорил на суде Пилату: Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего (Ин. 18:37).

В защиту христианской веры. Размышления на избранные места Священного Писания

Д.П. Боголепов, проф. (†1880)

Глава 4. 1 Когда они говорили к народу, к ним приступили священники и начальники стражи при храме и саддукеи, 2 досадуя на то, что они учат народ и проповедуют в Иисусе воскресение из мертвых; 3 и наложили на них руки и отдали их под стражу до утра; ибо уже был вечер. 4 Многие же из слушавших слово уверовали; и было число таковых людей около пяти тысяч.

Глава 4: 1–4. Чудо исцеления апостолом Петром хромого при дверях храма и речь, произнесенная им после того к народу в притворе Соломоновом, имели два совершенно противоположных действия: возбуждение веры в Христа в одних и преследование проповедников Христа от других. Многие из слушавших слово Петра уверовали; и было число таковых людей около пяти тысяч человек, а священники и начальники стражи при храме и саддукеи... наложили на апостолов руки и отдали их под стражу.

Три разряда действующих лиц указывается при взятии апостолов под стражу: представители иудейской иерархии, блюститель внешнего порядка при храме и саддукеи. Причин же или побуждений взятия апостолов под стражу указывается две: самый факт, что апостолы учат народ, и потом предмет учения – воскресение из мертвых. Что касается последнего побуждения, то очевидно, что им руководились власти саддукейского направления, которое, как известно, отвергало бытие духовного мира и с ним вместе воскресение из мертвых. Принадлежавшие к этой ереси были в то время люди большею частию сильные и властные; даже сам глава иудейской иерархии – первосвященник был саддукей (5, 17). В настоящем случае их раздражало то, что апостолы, проповедуя воскресение Иисуса Христа, этим самым вообще учат о воскресении из мертвых. Это раздражало их как саддукеев, но как члены синедриона и вообще иудейской иерархии они досадовали и на то, что вообще апостолы учат народ. В этом отношении они сходились со всеми священниками. Последние видели в учительстве простых людей предвосхищение прав, им только принадлежащих, ущерб своему авторитету, как народных учителей и руководителей в делах веры, опасность потерять свое религиозно-нравственное влияние на народ. Блюститель же внешнего порядка в том, что простые люди в одной из пристроек храма собирают вокруг себя толпы народа и учат, мог видеть и нарушение внешнего благочиния и порядка, и опасность народного возбуждения в каком бы то ни было смысле со стороны проповедников.

Д.П. Боголепов, проф. Толковый Апостол

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

3. И наложили на них руки, и отдали их под стражу до утра; ибо уже был вечер.

Наложили на них руки и пр.: кажется, такой поступок с апостолами показывает, что священники, начальники стражи и саддукеи действовали по распоряжению или, по крайней мере, не без соизволения властей народных, тем более, что на другой день собрался целый синедрион для формального суда над апостолами. И в самом деле, в виду такого быстрого умножения членов нового христианского общества, в виду того сочувствия, с каким народ относился к апостолам (Деян.2:47), в виду того, что апостолы проповедуют о воскресении распятого ими ненавистного им Иисуса (о чем они не могли не знать), могли ли они равнодушно отнестись к проповедникам нового учения, и – убийцы Господа – могли ли они оставить в покое учеников Его? Вот почему представляется вероятным, что взятие Петра и Иоанна было сделано по распоряжению властей народных; чудо исцеления хромого и речь Петра к народу были лишь внешним поводом к сему.

Отдали их под стражу: вероятно, в темницу (ср. Деян.5:18).

До утра, ибо был уже вечер: апостолы исцелили хромого, идя в храм на молитву в час девятый (в третьем часу пополудни); должно было несколько времени пройти между исцелением хромого и речью Петра к народу; сам речь, которой, вероятно, только сущность, по обычаю излагает писатель, продолжалась, конечно, немало времени, так что взятие апостолов последовало только вечером, когда поздно было собирать синедрион, а особой надобности спешить не было.

Толковый Апостол. Деяния Апостолов.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 1-3 Когда они говорили к народу, к ним приступили священники и начальники стражи при храме и саддукеи, досадуя на то, что они учат народ и проповедуют в Иисусе воскресение из мертвых; и наложили на них руки и отдали их под стражу до утра; ибо уже был вечер

Когда они говорили, следовательно, речь апостолов была прервана священниками.

Приступили священники и начальники стражи - oi iereΐV kai o strathgoV tou ierou… Определенные члены греческого подлинника указывают здесь на «определенных священников», проходивших в ту неделю чреду служения при храме (ср. Лк. 1:5). Священники вступаются здесь из досады на то, что апостолы, не имея, по их мнению, законного уполномочения, учат народ во храме.

Начальники стражи, состоявшей из левитов и наблюдавшей за благочинием, тишиной и порядком в храме, особенно во время богослужения. Это был тоже священник.

Саддукеи - участвуют во взятии апостолов из досады на их учение о воскресении мертвых, коего они, как известно, не признавали.

Хотя в качестве первой меры против нарушения апостолами спокойствия в храме было вполне достаточно простого устранения их из храма или просто запрещения говорить, однако на деле видим гораздо большее. Священники и прочие, пришедшие с ними, наложили на апостолов руки и заключили под стражу до утра. Это заставляет думать, что деятельность и личность апостолов уже обратили на себя беспокойное внимание властей, и последнее событие во храме послужило лишь достаточным поводом к представлению их на высший суд.

Уже был вечер. Апостолы шли на молитву в час 9-й (по-нашему третий пополудни). Значительное время могло пройти между исцелением хромого и речью Петра к народу, пока разгласилось чудо и сбежался народ. Могла затянуться и самая речь Петра, быть может, изложенная Дееписателем лишь в краткой своей сущности. Понятно отсюда, что и взятие апостолов произошло в такое время вечера, когда Синедрион было бы трудно собирать, да и излишня была такая спешность: достаточно было сделать то, что было сделано - заключить под стражу до утра.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible