Скрыть
Когда же я возвратился в Иерусалим и молился в храме, пришел я в исступление,

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 17-30 Когда же я возвратился в Иерусалим и молился в храме, пришел я в исступление, и увидел Его, и Он сказал мне: поспеши и выйди скорее из Иерусалима, потому что здесь не примут твоего свидетельства о Мне. Я сказал: Господи! им известно, что я верующих в Тебя заключал в темницы и бил в синагогах, и когда проливалась кровь Стефана, свидетеля Твоего, я там стоял, одобрял убиение его и стерег одежды побивавших его. И Он сказал мне: иди; Я пошлю тебя далеко к язычникам. До этого слова слушали его; а за сим подняли крик, говоря: истреби от земли такого! ибо ему не должно жить. Между тем как они кричали, метали одежды и бросали пыль на воздух, тысяченачальник повелел ввести его в крепость, приказав бичевать его, чтобы узнать, по какой причине так кричали против него. Но когда растянули его ремнями, Павел сказал стоявшему сотнику: разве вам позволено бичевать Римского гражданина, да и без суда? Услышав это, сотник подошел и донес тысяченачальнику, говоря: смотри, что ты хочешь делать? этот человек - Римский гражданин. Тогда тысяченачальник, подойдя к нему, сказал: скажи мне, ты Римский гражданин? Он сказал: да. Тысяченачальник отвечал: я за большие деньги приобрел это гражданство. Павел же сказал: а я и родился в нем. Тогда тотчас отступили от него хотевшие пытать его. А тысяченачальник, узнав, что он Римский гражданин, испугался, что связал его. На другой день, желая достоверно узнать, в чем обвиняют его Иудеи, освободил его от оков и повелел собраться первосвященникам и всему синедриону и, выведя Павла, поставил его перед ними

Смотри, как (Павел) сам себя подвергает опасно­стям: «когда же я», говорит, «возвратился в Иерусалим», т.е. после того видения я опять прибыл в Иерусалим. «И молился в храме, пришел я в исступление, и увидел Его, и Он сказал мне: поспеши и выйди скорее из Иерусалима, потому что здесь не примут твоего свидетельства о Мне». Смотри, и это не осталось без свидетельства, кото­рое заключается в самом событии. Сказал (Господь): «не примут твоего свидетельства», и действительно не приняли. По всем соображениям надобно было ожидать, что они примут: «им известно», говорит, «что я верующих в Тебя заключал в темницы и бил»; поэтому самому им следо­вало принять; и, однако, они не приняли. Потому и было от­крыто ему «в исступление», что они не примут (свидетельства). Здесь он изъясняет два предмета: то, что они безответны, так как преследовали его несправедливо и неразумно; и то, что Христос есть Бог, так как Он предсказывает неожи­данное, не взирая на прошедшее, но предвидя будущее. Как же (Господь) говорил, что (Павел) пронесет «имя Мое перед народами и царями и сынами Израилевыми» (Деян. 9:15)? «Возвещать», сказал Он, а не убедит непременно; в других местах иудеи убеж­дались, а здесь нет. Где преимущественно должны были бы убеждаться, зная прежнюю его ревность, там и не убеждались. «И когда проливалась кровь Стефана, свидетеля Твоего, я там стоял, одобрял убиение его и стерег одежды побивавших его». Смотри, чем он оканчивает речь свою: самым сильным доводом; говорит, что сам он был гонителем (христиан), и не только гнал, но тысячью рук уби­вал Стефана. Здесь он напомнил им о самом бесчеловеч­ном убийстве. Тогда они уже не вытерпели, после такого об­личения их и исполнения пророчества. Велика ревность, сильно обличение, дерзновенна речь свидетелей Христовой истины! Иудеи уже не могли дослушать всей речи, но, воспламенившись гне­вом, громко закричали. «И Он сказал мне: иди; Я пошлю тебя далеко к язычникам. До этого слова слушали его; а за сим подняли крик, говоря: истреби от земли такого! ибо ему не должно жить. Между тем как они кричали, метали одежды и бросали пыль на воздух, тысяченачальник повелел ввести его в крепость, приказав бичевать его, чтобы узнать, по какой причине так кричали против него» (ст. 21-24). Тысяченачальнику следовало узнать, в чем дело, и притом от них самих; а он, не сделав ничего такого, приказывает бить его. «Тысяченачальник повелел ввести его в крепость, приказав бичевать его, чтобы узнать, по какой причине так кричали против него». Ему следовало спросить самих кричавших, что из ска­занного (Павлом) они находили преступным; а он просто поль­зуется своею властью и действует в угодность им: не о том он заботился, чтобы поступить справедливо, но о том, как бы утолить гнев их, совершенно несправедливый. «Но когда растянули его ремнями, Павел сказал стоявшему сотнику: разве вам позволено бичевать Римского гражданина, да и без суда?» (ст. 25) Не ложь сказал Павел, назвав себя римлянином, – да не будет, – он дей­ствительно был римлянин. Потому тысяченачальник и устра­шился, услышав это. Чего же, скажут, он устрашился? «Разве вам позволено»: из-за другого он боялся, чтобы самого не схватили и не подвергли еще большему наказанию. И, смотри, не просто гово­рит, но: «разве вам позволено?» Две вины: (наказывают) без суда и притом римлянина. Удостоившиеся называться этим именем пользовались тогда великими преимуществами; и не все удостаи­вались его. Со времен Адриана, говорят, все (римские поддан­ные) стали называться римлянами; а прежде было не так. Он назвал себя римлянином для того, чтобы избежать бичевания, так как если бы его бичевали, то он подвергся бы презрению; а, сказавши это, он привел их в великий страх. Если бы би­чевали его, то дело приняло бы другой оборот, и даже убили бы его; а теперь вышло не так. Смотри, как Бог попускает совершаться многому и человеческими средствами, как в этом случае, так и в других. Тысяченачальник своим ответом: «я за большие деньги приобрел это гражданство» показывает, что он подозревал, не есть ли это один предлог со стороны Павла, называющего себя римлянином; может быть, он заклю­чал так по наружной простоте Павла. «Услышав это, сотник подошел и донес тысяченачальнику, говоря: смотри, что ты хочешь делать? этот человек – Римский гражданин. Тогда тысяченачальник, подойдя к нему, сказал: скажи мне, ты Римский гражданин? Он сказал: да. Тысяченачальник отвечал: я за большие деньги приобрел это гражданство. Павел же сказал: а я и родился в нем. Тогда тотчас отступили от него хотевшие пытать его. А тысяченачальник, узнав, что он Римский гражданин, испугался, что связал его» (ст. 26-29). «А я и родился в нем», говорит Павел; следовательно, и отец его был римлянин. Что же произошло от этого? Сняв с него оковы, тысяченачальник отвел его к иудеям. Итак, не ложь сказал он, назвав себя римлянином; он и пользу получил от этого, освободился от уз; а каким образом, послушай. «На другой день, желая достоверно узнать, в чем обвиняют его Иудеи, освободил его от оков и повелел собраться первосвященникам и всему синедриону и, выведя Павла, поставил его перед ними» (ст. 30). Уже не пред тысяченачальником только, но пред собранием и всем народом говорит речь.

Но обратимся к вышесказанному. «Молился в храме», говорит (Павел), «пришел я в исступление». Чтобы показать, что это не был призрак воображения, прибавляет: «молился». «Поспеши и выйди скорее из Иерусалима», говорит (Господь), «потому что здесь не примут твоего свидетельства о Мне». Отсюда видно, что он удалился не из страха по причине опасностей, но потому, что не приняли свидетельства его. Для чего же он сказал: «им известно, что я верующих в Тебя заключал в темницы»? Этим он не противоречил Христу, – да не будет, – но хотел получить наставление в столь чудном деле. «Иди», говорит (Господь), «Я пошлю тебя далеко к язычникам». Смотри: Христос не дал ему наставления, что должен он де­лать, но только повелел идти, и он повинуется: так он был послушлив! «А за сим подняли крик, говоря», говорит (писатель), «истреби от земли такого! ибо ему не должно жить». О, дерзость! Скорее вам не должно жить, а не ему, который во всем пови­нуется Богу. О, нечестивцы и человекоубийцы! «Метали одежды», говорит, «и бросали пыль на воздух»: делают это для того, чтобы произвести большее смятение, или для того, чтобы устра­шить начальника. И смотри: они не указывают вины его, потому что ничего сказать не могли, но думают подействовать криком, между тем как следовало бы спросить обвинителей. «А тысяченачальник испугался», говорит, «узнав, что он Римский гражданин». Следова­тельно, не ложь сказал Павел, назвав себя римлянином. «Освободил его от оков», говорит, «и, выведя Павла, поставил его перед ними». Это следовало сделать в самом начале, не связывать и не прика­зывать бичевать, но оставить его, как не сделавшего ничего такого, за что бы связывать. «И, выведя Павла, поставил его перед ними». Это привело иудеев в великое недоумение.

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

Ст. 17-24 Когда же я возвратился в Иерусалим и молился в храме, пришел я в исступление, и увидел Его, и Он сказал мне: поспеши и выйди скорее из Иерусалима, потому что здесь не примут твоего свидетельства о Мне. Я сказал: Господи! им известно, что я верующих в Тебя заключал в темницы и бил в синагогах, и когда проливалась кровь Стефана, свидетеля Твоего, я там стоял, одобрял убиение его и стерег одежды побивавших его. И Он сказал мне: иди; Я пошлю тебя далеко к язычникам. До этого слова слушали его; а за сим подняли крик, говоря: истреби от земли такого! ибо ему не должно жить. Между тем как они кричали, метали одежды и бросали пыль на воздух, тысяченачальник повелел ввести его в крепость, приказав бичевать его, чтобы узнать, по какой причине так кричали против него

Во время страдания Господа один первосвященник, сходя с трона, разрывает одежды (Мф. 26:65), так как тогда ветхозаветное священство должно было быть заменено новым. Теперь же, когда после убийства апостолов весь народ должен был быть лишен славы Царства, все снимают одежды и с криком бросают пыль на воздух, как говорит псалом: Гордыня ненавидящих Тебя непрестанно поднимается (Пс. 73:23).

Изложение Деяний Апостолов

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 15-18 Яко будеши ему свидетель у всех человеков о сих, яже видел еси и слышал. И ныне что медлиши? востав крестися, и омый грехи твоя, призвав имя Господа Иисуса. Бысть же возвратившумися во Иерусалим, и молящумися в церкви, быти во изступлении, И видети его глаголюща ми: потщися, и изыди скоро из Иерусалима, зане не приимут свидетельства твоего, еже о Мне

Яко будеши ему свидетель, по той причине, что ты не изменишь тому и не забудешь того, что видел и слышал. Яже видел еси и слышал. Господь убеждает Савла посредством того и другого чувства, то есть, посредством зрения и слуха. Будеши свидетель у всех человеков, не единоплеменников только, но и иноплеменников; потому что свидетели на то и свидетели, чтобы свидетельствовать не пред теми, которые знают, но пред теми, которые не знают. Но это - и великое пророчество; и посмотри, - оно исполнилось; потому что своими делами, своими страданиями, своими словами Павел действительно стал свидетелем у всех людей.

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

17. Когда же я возвратился в Иерусалим, и молился в храме, пришел я в исступление.
18. И увидел Его, и Он сказал мне: поспеши и выйди скорее из Иерусалима, потому что здесь не примут твоего свидетельства о Мне.
19. Я сказал: Господи! им известно, что я верующих в Тебя заключал в темницы и бил в синагогах;
20. И когда проливалась кровь Стефана, свидетеля Твоего, я там стоял, одобрял убиение его, и стерег одежды побивавших его.
21. И Он сказал мне: иди; Я пошлю тебя далеко к язычникам.


 К повествованию о своем обращении апостол, сообразно цели своей речи, присовокупляет повествование о явлении ему Господа в Иерусалиме, о котором не упоминает дееписатель, ни сам Павел в других своих речах и посланиях. Это случилось тогда, когда Павел возвратился в Иерусалим, проведя долгое время в Аравии, куда он отправился из Дамаска после своего обращения (см. прим. к Деян.9:26). Все это повествование, видимо, направлено Павлом к защите себя против обвинения, будто он враг закона, храма и народа (Деян.20:28). Апостол поставляет на вид, что это новое явление ему, прежде гонимого им, имело место в Иерусалиме и именно в храме, во время его молитвы здесь; следовательно, и по обращении в христианство он не разрывал связи ни с Иерусалимом, ни с храмом и его законным богослужением. Что он не враг народа, а сердечно любит его, это указывается Павлом в том обстоятельстве, что когда Господь повелевал ему удалиться из Иерусалима, он противостоял сему и изъявлял надежду, что слово его будет действенно именно в Иерусалиме, так как здесь известно было его прежнее отношение к христианству, и только вторичное настойчивое повеление Господа заставило его оставить Иерусалим. Если он пошел с проповедью к язычникам, то по непосредственному повелению самого Господа, выраженному прямо ему, как прежде, при его обращении, выражено оно было ему через Ананию. Таким образом, это клевета на него, будто он враг закона и храма и народа сего.
– В исступление: см. прим. к Деян.10:10.
– Поспеши и выйди: это совершенно согласно с указанием самого Павла, что по возвращении из Аравии, когда он был в Иерусалиме, был там недолго (Гал.1:18). – : см. прим. к Деян.8:3.
– Когда проливалась кровь Стефана и пр.: см. прим. к Деян.7:58 – Деян.8:1.
– Я пошлю тебя и пр.: исполнение сего последовало, когда Павел с Варнавой Духом посланы были с проповедью в языческие страны (Деян.13:1 и дал.), и когда с тех пор доселе Павел не раз прошел с проповедью о Христе и Сирию и Малую Азию и Македонию и Грецию.

Толковый Апостол. Деяния Апостолов.

Сергей Васильевич Кохомский (†XIXв.)

Когда же я возвратился в Иерусалим и молился в храме, пришел я в исступление, и увидел Его, и Он сказал мне: поспеши и выйди скорее из Иерусалима, потому что здесь не примут твоего свидетельства о Мне.


В этом месте ап. Павел повествует, что он молился в Иерусалимском храме, пришел в благодатный восторг (изступлении) и увидел Самого Христа, Который и повелел ему выйти из Иерусалима и направляться с проповедью к язычникам. Итак, даже ветхозаветный храм, уже обреченный на гибель, уже лишенный прежнего значения (воссиял уже свет новозаветной истины), продолжает служить для апостолов местом молитвы и даже местом Божественных видений и откровений. См. выше, Деян.3:1.

Примечания к Апостолу и Апокалипсису в обличение штундистов и подобных им сектантов

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 17-21 Когда же я возвратился в Иерусалим и молился в храме, пришел я в исступление, и увидел Его, и Он сказал мне: поспеши и выйди скорее из Иерусалима, потому что здесь не примут твоего свидетельства о Мне. Я сказал: Господи! им известно, что я верующих в Тебя заключал в темницы и бил в синагогах, и когда проливалась кровь Стефана, свидетеля Твоего, я там стоял, одобрял убиение его и стерег одежды побивавших его. И Он сказал мне: иди; Я пошлю тебя далеко к язычникам

К рассказу о своем обращении апостол присоединяет и рассказ о бывшем ему видении в храме, после того как он, уже обращенный, возвратился в Иерусалим из Аравии (см. к Деян. 9:26). Об этом явлении Господа не упоминает ни Дееписатель, ни сам Павел в других своих речах и посланиях. Но в данном месте этот рассказ как нельзя лучше был уместен и шел прямо к цели. Он хотел им показать, что и по обращении в христианство он не разрывал связи ни с Иерусалимом, ни с храмом и его законным Богослужением, уважение к которым могло лишь еще более санкционироваться этим явлением ему Господа именно в храме и во время молитвы здесь. Что он, далее, не враг народа, достаточно доказывается трогательною подробностью беседы его с Господом, повелению Которого - уйти из Иерусалима - он пытался противопоставить ревностное желание проповедать Его Имя именно в Иерусалиме (19-20 ст.). Так достаточно ясно и убедительно опровергнута клевета, будто он враг закона, народа и храма. И в то же время так ясно и убедительно указывался и всем другим тот путь, которым надо было идти. До сего времени Павла не прерывали, хотя в толпе, вероятно, росло возбуждение уже от самого бессилия опровергнуть столь резкую убедительность его слов. Возбуждение прорвалось со всею злобою, когда Павел закончил повелением ему Господа - идти из Иерусалима и, по причине ожесточения иудеев, проповедовать язычникам. Эта мысль, означавшая, что Бог оставляет иудеев, представляется величайшим преступлением в их глазах, и толпа снова приходит в неистовство, требуя смерти Павла.

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

17. Когда же я возвратился в Иерусалим и молился в храме, пришел я в исступление,

18. и увидел Его, и Он сказал мне: поспеши и выйди скорее из Иерусалима, потому что здесь не примут твоего свидетельства о Мне.



Сказание Павла о явлении ему Господа в храме Иерусалимском нигде в другом месте не находится, хотя о явлении ему Господа говорится и в других местах, и притом с сообщением о необычайности в то время его состояния, подобного экстазу, в котором он был и здесь, сравн.(Деян.9:12). Откровение в исступлении было Павлу потому (говорит святой Иоанн Златоуст), что они (Иудеи) не примут его свидетельства. Здесь он изъясняет два предмета: то, что они безответны, ибо преследовали его несправедливо и неразумно, и то, что Христос есть Бог, ибо Он предсказывал неожиданное, невзирая на прошедшее, но предвидя будущее. По мнению преосвященного Михаила, «это случилось тогда, когда Павел возвратился в Иерусалим, проведши долгое время в Аравии, куда он отправился из Дамаска, после своего обращения. Все это повествование направлено Павлом к защищению себя против обвинения, будто он враг закона, храма и народа. Апостол поставляет на вид, что это новое явление ему имело место в Иерусалиме и именно в храме во время его молитвы; следовательно, и по обращении в христианство он не разрывал связи ни с Иерусалимом, ни с храмом, ни с законным Богослужением. Таким образом, это клевета на него, будто он враг закона и храма и народа сего».

Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

Об общественной молитве.

Мф.6:6. Этими словами Господь отвергает не общественную, а лицемерную молитву, что видно из предыдущего 5 стиха. Не только св. Апостолы, молившиеся в храме (Лк.24:53; Деян.22:17–18), но и бедная вдова удостоилась похвалы за пожертвование на храм при его посещении (Мк.12:44). Вышел мытарь оправданным в грехах после молитвы не дома, а в храме (Лк.18:10–14).

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


О храме.
 

Мф.21:12-13. Господь выгнал торжников и менял, превративших храм в бойкий рынок для собственной наживы. Торговля свечами беспорядка не производит и идет в пользу самого храма «дома молитвы»: Мф.21:13; для пребывания верующих людей: Лк.24:53; Деян.3:1;22:17-18. Храм не есть жилище обыкновенных людей, а жилище Самого Бога: Мф.23:21; 3Цар.8:13; Пс.5:8;25:8; здесь Бог открывается людям: Иез.37:27, Исх.29:43.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


О храмах.

Мф.21:21-23. Иис. Христос приходил в храм не для одного учения, но и для молитвы. Лк.2:41-46. Храм Господь назвал «домом молитвы для всех народов»: Мк.11:17. Апостолы «пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога»: Лк.24:53, Апостол Павел молился в храме: Деян.22:17 и учил: «будьте подражателями мне, как я Христу»: 1Кор.11:1.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible