Скрыть
Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 9-11 Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо

И после того, как сказал им о том, что всего страшнее, – чтобы они опять не стали спрашивать Его, – «поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их» (ст. 9). Видишь ли, что они про­поведали и исполнили евангелие? Поистине, великое дело Он даровал им! Где, говорит, вы боялись, в Иерусалиме, там сначала проповедуйте, а потом – даже до края земли. Затем опять удостоверение в сказанном: «в глазах их», говорит (писа­тель), и облако взяло Его. Они не видели, когда Он воскрес, но видели, когда облако взяло Его, так как и здесь зрение могло постигнуть не все. Воскресения они увидели конец, но не видели начала; а вознесения увидели начало, но не видели конца. Излишне было видеть начало воскресения, когда присутствовал сам возвещавший его, и когда гроб показывал, что Его там нет; а что последовало за вознесением, то надобно было узнать из слова. Так как глаза не могли проникнуть в высоту и пока­зать, вознесся ли Он точно на небо, или – только как бы на небо, то смотри, что совершается. Что это был именно Иисус, они знали из того, что Он беседовал с ними, – так как зрением, по дальности расстояния, они не могли уже распозна­вать Его; а что Он взимается на небо, это уже объяснили им сами ангелы. Смотри, как устраивается, чтобы не все известно было от Духа, но (нечто) – и от зрения. Для чего же облако взяло Его? И это служит знаком, что Он вознесся на небо. Не огонь, не колесница огненная, как было с Илиею, но облако взяло Его; а это было символом неба. Так и пророк гово­рит: облака делаешь колесницею Своею (Пс. 103:3), – хотя это сказано об Отце. Поэтому выражение: облако взяло значит: на символе Божественной силы, так как на облаке нигде не пред­ставляется никакая другая сила. Послушай опять, что говорит другой пророк: Господь восседит на облаке легком (Ис. 19:1).

Это случилось тогда, когда вопрос касался предмета важного, когда ученики были очень внимательны к тому, что говорилось, когда они были возбуждены и не дремали. И на горе (синайской), когда Моисей вошел в мрак (Исх. 24:15), облако было также ради Христа, а не ради Моисея. (Христос) не сказал только: Я отхожу, чтобы ученики опять не стали сетовать; но вместе с тем сказал: Я посылаю Духа. А что Он отходил на небо, это они видели своими глазами. О, какого видения удостоились они! И когда, сказано, они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо (ст. 10, 11). Употребляют слово указа­тельное: Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо (ст. 11). Опять свет­лый образ! Некие ангелы, облекшись в человеческий образ, внезапно предстали и говорят: мужи Галилейские. Потому самому, что сказали: мужи Галилейские, они уже казались ученикам достойными веры. А если бы не это было их целью, то к чему бы им нужно было указывать ученикам на их отече­ство, им известное? И самым видом своим они привлекли к себе учеников и показывали, что они – с неба. Почему же не сам Христос говорит это ученикам, но ангелы? Он сам обо всем беседовал с ними прежде, так что через ангелов только напоминает им то, что они уже слышали. И не сказали (ангелы): кого вы видели вознесенным, но: кого видели восходящим на небо, - чтобы показать, что Его вознесение есть восшествие; а плоти свойственно быть вознесенной. Поэтому гово­рят: вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, – не послан будет, но придет. Где же меньшинство (Сына)? Облако взяло Его. Прекрасно, – так как Он сам восшел на облако, почему восшедший есть Тот же самый, Который и нисшел (Еф. 4:10). Но ты смотри, как одно говорится применительно к их мыслям, а другое – сообразно с достоинством Божиим. Впрочем, и ум смотревших теперь возвысился; Господь даровал им не малое познание второго пришествия. Слова: придет таким же образом означают то, что Он придет с телом, – так как это они желали услышать, и что опять придет на суд таким же образом, – на облаке. Вдруг предстали им, сказано, два мужа в белой одежде. Почему сказано: мужа? Потому, что (ангелы) приняли совершенный образ мужей, чтобы (ученики) не испугались. И сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Такими словами они и обнаруживают приветли­вость, и не позволяют им тотчас же ожидать Его возвращения. Что важнее, о том они говорят, а о менее важном умалчивают. Что Он придет таким же образом, и что Его должно ожи­дать с неба, это говорят; а когда, о том умалчивают. Таким образом они отвлекли учеников от того зрелища и обратили их к своей речи, чтобы ученики, не имея уже возможности видеть Христа, не подумали, что Он не вознесся, но остано­вились мыслью на их словах. Если и прежде ученики гово­рили: куда Ты идешь? (Ин. 13:36), то тем больше сказали бы теперь. Не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? Столько знали они Его кротость, что и после страданий спрашивают Его: не в сие ли время, Господи, восстановляешь? Правда, Он уже прежде сказал им: смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец, и Иерусалим еще не будет пленен (Мф. 24:6); но теперь они спрашивают о царствии, а не о кончине. Впрочем, после воскресения Он уже не продолжительное простирает к ним слово. Они спрашивают, полагая, что и сами окажутся в славе, если это сбудется; но Он не объявил, устроит ли (это цар­ство), или нет. Для чего им нужно было знать о том? Поэтому-то, убоявшись, они уже не сказали: какой признак Твоего пришествия и кончины века? (Мф. 24:3) но: восстановляешь Ты царство Израилю? Они думали, что оно уже открылось; между тем, Он и в притчах показал, что оно не близко; и когда спро­сили Его, то отвечал не на вопрос, а следующее: примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый. Смотри: не сказал, что (Дух) будет послан, но: «сойдет», – чтобы показать Его равночест­ность. Как же ты, духоборец, дерзаешь называть Его тварью? И будете Мне свидетелями. Сделал намек на вознесение, – или лучше, и теперь снова напомнил им о том, о чем они уже слышали раньше. Уже было показано, что Он восшел на небо. Облако, сказано, мрак под ногами Его (Пс. 96:2; 17:10); а это и значат слова: и облако взяло Его, то есть, Владыку неба. Как колесница царская указывает царя, так и к Нему по­слана была царская колесница, чтобы ученики не говорили ничего скорбного и не потерпели того же, что Елисей, растерзавший ризу, когда учитель его вознесся. Что же говорят (ангелы)? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом. Притом (сказано): предстали им два мужа. Так и следовало, потому что при устах двух или трех свидетелей будет твердо всякое слово (2Кор. 13:1). Так именно они и говорят. В белой, сказано, одежде. Как прежде при гробе (жены) уже видели ангела в одеждах блистающих (Лк. 24:4), который и возвестил им то, о чем они думали, так и свидетелем вознесения Христова является ангел. Впрочем, об этом, как и о воскресении, многократно предсказывали и пророки.

Ангелы везде являются вестниками, например, при рождестве Христовом, опять при (благовещении) Марии, как и при воскресении; так точно – и при вознесении; да и при втором пришествии ангелы явятся предтечами. Так как они ска­зали: Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, то, чтобы не привести учени­ков в недоумение, – присовокупили: придет таким же образом. Ученики несколько успокоились, услышав, что Он опять придет, и придет так же, и не будет недоступен. Не без причины поставлено и слово: от вас, но оно показывает любовь Христа к ученикам, их избрание, и то, что Он не оставит тех, кого избрал. Таким образом, о воскресении свидетельствовал сам Христос, так как после рождества, или лучше, и до рождества всего удивительнее было то, что Он воскресил сам Себя: разрушьте, говорил Он, храм сей, и Я в три дня воздвигну его (Ин. 2:19); а о будущем пришествии свидетельствуют ангелы, говоря: придет таким же образом.

Гомилии на Деяния Апостолов


«Сказав сие, Он поднялся в глазах их». Мог, конечно, Господь вознестись не явно, но так как имел свидетелями воскресения глаза учеников, то и теперь делает их самовидцами вознесения. «Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его», вознесся, поднялся, несся вверх и взошел. «Ибо Христос вошел не в рукотворенное святилище… но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие» (Евр. 9:24). И не только взошел, но и прошел. «Имея Первосвященника великого, прошедшего небеса», – говорит Павел (Евр. 4:14). Взошел, поднялся, вознесся, шел, прошел. Смотри: взошел, как имеющий власть, чтобы исполнилось слово пророческое: «Восшел Бог при восклицаниях». Об этом говорит пророк с полной уверенностью. «Восшел Бог при восклицаниях: поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы!» (Пс.46:6, 23:7). Внидет: «Ибо Христос вошел не в рукотворенное святилище… но в самое небо»«внидет Царь славы». Но случилось две вещи. Как ранее земля была изумлена, увидев Спасителя, облеченного телом, и, как свойственно нам, когда мы видим новое лицо, спрашивать: «Кто это?» – о знакомом никто, конечно, не спрашивает, так земля и при виде Спасителя, обладающего божественной силой и повелевающего ветрами и морем, спрашивает: «Кто это, что и ветры и море повинуются Ему?» (Матф. 8:27). Итак, как земля в изумлении вопияла: «Кто это?», так теперь небо, видя во плоти Божество, с изумлением говорит: «Кто сей Царь славы?» (Псал. 23:8).

Беседы на Вознесение Господа нашего Иисуса Христа. Беседа первая

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 9-10 И сия рек, зрящым им взятся, и облак подъят Его от очию их. И егда взирающе бяху на небо, идущу Ему

Воскрес так, что они не видели; вознесение же Его видели; поелику и видение на этот раз не все разрешало; видели конец воскресения, но не видели его начала; видели начало вознесения, но не видели его конца. Почему? Потому, что там видеть начало было излишне; так как сам Воскресший был пред ними и говорил об этом и так как самый гроб показывал, что Его в нем нет; здесь же потребно было знать и конец; так как глазам недоступна вся высота и зрение не могло решить, на небо ли Он вознесся, или, поднявшись до некоторой высоты, остановился. Поэтому ангелы, представ пред ними, открывают им то, чего посредством зрения они понять не могли. А облако подняло Его потому, что оно есть символ Господней и Божественной силы; так как в облаке нельзя видеть символа никакой иной силы. Поэтому и Давид говорит об Отце: полагаяй облаки на восхождение свое (Псал. 103:3), и в другом месте: Господь седит на облаце легце (Ис. 19:1), и множество других мест говорит о том же. Впрочем Господь и это сделал не просто и не без цели; ибо, зная, что если Он вознесется невидимо для них, как и сошел и, тем более, как снизошел, то и при явлении Духа они не поверят, что это тот самый Дух, которого за несколько пред сим дней Он обещал послать, - зная, что в таком случае Он подготовит в них подозрение, что и сам Он пришел не с небес, - зная наконец, что в таком случае если бы, вознесшись невидимо, Он и воззвал потом с неба Павла, если бы и послал оттуда Петру нерукотворенную плащаницу (Деян. 10:11), то они не поверили бы, что творит это Он после своего удаления от них плотию, - зная все это, Он восшел, зрящим им. От облака Девы Он входит в облако и при посредстве облака восходит туда, где был прежде. Выражение: где был, понимай не в смысле места, и не в том смысле, что Он сложил с Себя плоть и что воплотившееся божество Его стало, как прежде, бесплотным; нет, выражение: где был, - внемли мне, - указывает на высоту бестелесности в телесности, на величие бесплотности в плотяности, на самосущую ценность Его добровольного смирения при воплощении Его неизменяемости, на то, что видимым образом Он уже не обращается или не обитает среди людей.

Толкование на Деяния святых Апостолов.

И се мужа два стаста пред ними во одежди беле

См. Толкование на Деян. 1:11

Николай Сербский, свт. (†1956)

Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их

И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Сколь величественное и умилительное расставание с землею! Там, на склоне горы Елеон, откуда можно было увидеть гроб, из коего четверодневный Лазарь вновь поднялся в сию временную жизнь, поднялся Воскресший Господь в необозримые высоты жизни вечной. Поднялся не до звезд, но выше звезд; поднялся не до ангелов, но выше ангелов, не до высочайших сил небесных, но выше, выше всего бессмертного небесного воинства, выше всех Райских обителей ангелов и праведников, далеко, далеко и для очей херувимских, к самому престолу Отца Небесного, к самому таинственному алтарю Святой и Животворящей Троицы. Меры для высоты сей нет в сотворенном мире; может быть, равна ей, в противоположном направлении, только глубина, в которую гордость низвергла богоотступника люцифера; глубина, в которую люцифер хотел низвергнуть и род человеческий. Господь наш Иисус Христос спас нас от этой бесконечной пропасти и, вместо бездонной глубины, вознес нас в Божественную небесную высь. Мы говорим «вознес нас» по двум причинам: во-первых, Он вознесся как Человек во плоти, каковыми и мы являемся; и во-вторых, Он вознесся не Себя ради, но ради нас, дабы открыть нам путь примирения с Богом.

Возносясь Своим воскресшим телом, кое люди умертвили и погребли, Он благословлял руками, которые люди изранили гвоздями. О Благословенный Господи, сколь бесконечно велика милость Твоя! Благословением началась история Твоего пришествия в мир, благословением она и завершилась. Благовествуя о Твоем пришествии в мир, архангел Гавриил приветствовал Пресвятую Богородицу словами: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. А теперь, когда Ты прощаешься с принявшими Тебя, Ты поднимаешь пречистые руки Свои и изливаешь на них благословение. О Наиблагословеннейший между людьми! О Благодатный Источник благословения! Благослови и нас, как благословил Ты апостолов Твоих!

Беседы. Вознесение Господне. Евангелие о Вознесении Господа

Д.П. Боголепов, проф. (†1880)

9 Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их.

9. Это были последние слова телесновидимого на земле Господа. После того непосредственно взорам апостолов открылось величественное зрелище славного вознесения Господня. Они видят чудесною силой подъемлемого от земли Господа, видят Его постепенное удаление от них и возношение к небу. Чудесное видеть в Иисусе для них не было чем-либо особенно поразительным и неожиданным; оно было для них естественною принадлежностью Лица и служило твердою опорой их веры в Него как Мессию. Однако в этом зрелище было нечто особенное для них: прежде воскресший Господь как нечаянно являлся пред ними, так нечаянно, неожиданно и удалялся от них, делался для них невидимым, – теперь же взор их получает продолжительное впечатление постепенного исчезновения от них Господа; прежде Он лишь делался для них невидимым, теперь же они видят удаление Его на небо. Но вот является облако и прекращает для них это величественное зрелище. Они не видели его конца, но нельзя было не понять его ближайшего смысла: и особенное собрание их на этот раз, бывшее по предварительному распоряжению Господа, и последние Его повеления, обетования и поручения, и самый образ вознесения Господня – все говорило им о том, что это было последнее видение ими своего Учителя и Господа, что Он более не будет пребывать с ними видимо на земле. На этом пока мысль их и остановилась.

Если мы теперь возьмем во внимание их горячую любовь к своему Божественному Учителю и желание всегда видеть и беседовать с Ним, если припомним сейчас только высказанную ими надежду: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? – то нам понятно будет то внутреннее их состояние, с которым они продолжали неуклонно смотреть на небо и после того, как облако скрыло от их чувственного взора возносящегося Господа. Сердце их и теперь исполнилось печалию, как прежде, когда Господь только предсказывал им о Своем отшествии к Отцу (Ин. 16, 6). Вера их не могла еще постигнуть конца вознесения Господня (Ин. 14, 28; 16, 7); они теперь видели только, что Господь не будет более обитать на земле и они более не увидят Его телесными очами.

Д.П. Боголепов, проф. Толковый Апостол

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их.

После беседования с учениками, как говорит ев. Марк (Мк.16:19), когда благословлял их (Лк.24:51), может быть теми словами, какие записаны здесь дееписателем (ст. 8), Господь отступил от них, т.е. отделился на некоторое расстояние, и стал возноситься на небо или поднялся в глазах их. Дееписатель, хотя кратко, но подробнее чем Евангелиях, изображает само вознесение, указывая раздельно две черты: сначала Господь поднялся в глазах учеников, отделился от земли и понеся вверх по воздуху, так что ученики взором могли следить за Ним, парящим по воздуху, а потом – облако взяло Его из вида их, так что Он скрылся совсем от взоров их, взятый или окруженный и поднятый облаком. «Воскрес так, что они не видели, вознесение же Его видели; видели конец воскресения, но не видели его начала; видели начало Его вознесения, но не видели его конца» (Феофил.). – Облако: вероятно, светлое (ср. Мф.17:5), как символ особенного присутствия Божья, божественной силы неба (ср. Злат. и Феофил). Это было на горе Елеонской (ст. 12), по дороге от Иерусалима к Вифании (Лк.24:50), на той горе, у подошвы которой, в Гефсиманском саду, проявилось глубочайшее унижение Господа при кровавом подвиге гефсиманском в борьбе со страхом смерти.

Толковый Апостол. Деяния Апостолов.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их

Сказав сие, Он поднялся У ев. Марка: после беседования с ними Мк. 16:19). У ев. Луки: когда благословлял их, отступил от них, т. е. отделился несколько, и стал возноситься на небо (Лк. 24:51).

И облако взяло Его из вида их. Заключительный момент вознесения, относительно которого блаж. Феофилакт говорит: «воскрес так, что они не видели, вознесение же Его видели; видели конец воскресения, но не видели его начала; видели начало Его вознесения, но не видали его конца».

Облако - вероятно, светлое - (ср. Мф. 17:5) было здесь знамением особого присутствия Божия, особой Божественной силы, которою совершалось это славное последнее земное дело Господа.

Толковая Библия

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их

Образ вознесения Иисуса Христа Святой Лука изобразил дважды, причем к наглядному Евангельскому изображению возношения Его во время благословения Апостолов здесь присовокупляется, что облако сокрыло Его из вида их и многое другое, чем существенно восполняется описание этого не менее великого события, как и воскресение Христово. Можно посему думать, что Апостол Лука и сам был свидетелем вознесения Господня, что вероятно еще более и потому, что он удостоился с Клеопою видеть и беседовать с воскресшим Христом и даже участвовать в преломлении хлеба (Лк.24:30). Кончив беседу Свою с учениками (Мк.16:19), Иисус Христос благословил их, потом отступил от них и понесся вверх по воздуху, так что ученики могли взорами своими следить за Ним, парящим вверх, и потом уже облако окружило или взяло Его. Толковники, сопоставляя образ воскресения Христова с вознесением, говорят, что Апостолы видели конец воскресения, но не видели начала его; в вознесении же видели начало его, но не видели конца (Златоуст, Феофилакт). Однако Евангелист Марк прямо говорит: «Господь же, по глаголании Его к ним (Апостолам), вознесеся на небо и седе одесную Бога» (Мк.16:19). И Евангелист Лука говорит, что это вознесение было на небо, о чем он свидетельствует и здесь, и притом через небожителей, явившихся Апостолам здесь же, когда они, не сходя с горы Елеонской, продолжали смотреть на небо. «Без свидетелей воскрес (Иисус Христос), при свидетелях возносится (говорит преосвящ. Филарет, митрополит Московский). От чего сия разность? От того, может быть, что как воскресение Господа, после сошествия Его во ад, было шествие из ада в рай, то негде было поставить свидетелей, а надлежало быть свидетелями отшедшим от земной жизни патриархам и пророкам; вознесение же Господа, как шествие от земли на небо, естественно, могло иметь свидетелей Апостолов, стоящих на земле и взирающих на небо. Но возможно ли, скажет плотской разум, чтобы земнородная плоть вознеслась на небо? Нет нужды умствовать о возможности дела, когда самое дело видели и засвидетельствовали люди, которые не отреклись умереть за истину сего свидетельства» («Слова и речи» ч.II, стран.56).

Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible