Скрыть
но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли.

Святые отцы

Прочие

Иустин Философ, мч. (†165)

Ст. 8-9 но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли. Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их

И узнав, со всяким доказательством, что это Он и что Он имеет тело, они попросили Его есть вместе с ними, чтобы по этому точно понять, что Он воистину воскрес во плоти. И Он ел медовые соты и рыбу. И таким образом показав им, что существует истинное воскресение плоти; и, желая показать и то, что (как Он сказал, что жилище наше на небесах) для плоти возможно подняться на небо, Он поднялся в глазах их на небо, будучи во плоти. Итак, если после всего сказанного кто-то требует доказательств воскресения, то он ничем не отличается от саддукеев, ибо воскресение плоти есть сила Божия и стоит превыше всякого доказательства, подкрепленная верой и видимая в делах.

О воскресении

Амвросий Медиоланский, свт. (†397)

Ст. 8-9 но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли. Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их

И когда Господь назначил Своих служителей апостолами, чтобы мы узнали, что одно принадлежит творению, а другое - духовной благодати, Он всех определил на разное, потому что все не могли одновременно находиться везде. Но Он дал им всем Святой Дух, Который, несмотря на разделение апостолов, будучи нераздельным, подавал дар благодати. Итак, были различные люди, но во всех одно действие, так как один Дух Святой, о Котором Он говорит: Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли. Итак, Дух Святой неописуем и бесконечен, Который излился в чувства учеников через различные границы отдельных областей и отдаленные рубежи всего мира, от Которого ничто не может ускользнуть или обмануть. И поэтому святой Давид говорит: Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? (Пс. 138:7). О каком таком ангеле говорит Писание, о каком господстве, о какой силе? Доблесть какого ангела мы находим рассеянной по многим? Ведь ангелы посылались к немногим, а Дух Святой изливался на народы. Итак, кто будет сомневаться, что Божественным является то, что одновременно изливается на многих, будучи невидимым, но некоторыми видится и удерживается?

О Святом Духе. Книга 1

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 8-9 но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли. Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их

Прежде Он сказал: На путь к язычни кам не ходите, и в город Самарянский не входите (Мф 10:5), а теперь хочет, чтобы они проповедовали во всей Иудее и Самарии; поэтому чего тогда не сказал, то теперь присовокупил, говоря: и даже до края земли. И после того, как сказал им о том, что всего страшнее, чтобы они опять не стали спрашивать Его, - поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. Видишь ли, что они проповедали и исполнили Евангелие? Поистине, великое дело Он даровал им! Где, говорит, вы боялись, в Иерусалиме, там сначала проповедуйте, а потом - даже до края земли. Затем, опять удостоверение в сказанном: в глазах их, говорит писатель, и облако взяло Его. Они не видели, когда Он воскрес, но видели, когда облако взяло Его, так как и здесь зрение могло постигнуть не все. Воскресения они увидели конец, но не видели начала; а вознесения увидели начало, но не видели конца.

<…> а свидетелями они сделались посредством чудес. Неизреченна, поистине, благодать Духа и многоразличны дары Его! Сообщает же Христос дары Духа, чтобы ты знал, что у Отца и Сына и Святого Духа один дар и одна власть. В самом деле, что присвояется, по-видимому, Отцу, тоже самое оказывается принадлежащим и Сыну, и Святому Духу. Как же сказано, что никто не приходит к Сыну, если не привлечет его Отец (Ин. 6:44)? Но это же самое, очевидно, принадлежит и Сыну: Я есмь, говорит Он, путь: никто не приходит к Отцу, как только через Меня (Ин. 14:6). А вот смотри, это же приписывается и Духу: никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым (1Кор. 12:3). Так точно и апостолы представляются дарованными Церкви то от Отца, то от Сына, то от Духа Святого. И разделение дарований, как видим, усвояется и Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

Для чего же облако взяло Его? И это служит знаком, что Он вознесся на небо. Не огонь, не колесница огненная, как было с Илиею, но облако взяло Его, а это было символом неба. Так и пророк говорит: облака делаешь колесницею Своею (Пс 103:3), хотя это сказано об Отце. Поэтому выражение облако взяло значит - на символе Божественной силы, так как на облаке нигде не представляется никакая другая сила. Послушай опять, что говорит другой пророк: Господь восседит на облаке легком (Ис. 19:1).

Гомилии на Деяния Апостолов.

См. также Толкование на Деян. 1:6

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли. Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их

Повсюду творение изъявляет покорность своему Творцу. Звезды указывают на Родившегося, окутывают тьмою Страждущего, облака принимают Вознесшегося, и они же будут сопутствовать Грядущему на Суд.

Изложение Деяний Апостолов

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 6-8 Они же убо сошедшеся вопрошаху Его, глаголюще: Господи, аще в лето сие устрояеши царствие Исраилево? Рече же к ним: несть ваше разумети времена и лета, яже Отец положи во своей власти: Но приимете силу, нашедшу Святому Духу на вы

Намереваясь спросить, они приходят к Учителю вместе, чтобы подействовать на Него своим количеством; так как знали, что прежний ответ Его, именно: о дни же том никтоже весть (Мф. 24:36), был таким ответом не вследствие незнания, а вследствие уклонения от ответа. Поэтому снова спрашивают. Когда услышали, что имеют получить Духа Святого, тогда пожелали узнать об этом и избавиться от бедствий, уже как достойные; так как не хотели снова подвергать себя крайним опасностям. Не спрашивают: когда, но: аще в лето сие устрояеши царствие Исраилево? «Не теперь ли», говорят. Так сильно желали они этого дня. Мне же кажется, что для них и неясно еще было, что такое это царство; так как еще не было Духа Святого, который наставил бы их. Не спрашивают: когда настанет, но: аще устрояеши сам? Так высоко уже думали они об Нем. Поэтому и Он беседует с ними без настойчивости; потому что не говорит уже, что о дни же том никтоже весть, ни даже Сын; но что (говорит)? Несть ваше разумети времена и лета. Не потому приписал Отцу знание исполнения времен, что бы сам не знал, но потому, что самый вопрос был излишним; и посему Он с пользою для них ответил на него молчанием. Целью у Него было при этом то, чтобы пресечь крайнее любопытство своих учеников; так как Он посылал их проповедывать царствие небесное, а не обозначать количество времен. Не говорит им об этом времени, тогда как научил их гораздо большему, - с тою целию, чтобы, как не раз упоминали мы, заставить их бодрствовать, и потому что, не зная об этом, они ничего не теряли; так как Он открыл им истины гораздо высшие, чем эта, − открыл, что Он есть Сын Божий, что Он равен Отцу, что Он воскрес, что будет воскресение (мертвых), что настанет суд и что Он воссел одесную Отца. Скажи же мне, что важнее - знать, что Он будет царствовать, или − когда? Узнал Павел то, что не леть есть человеку глаголати (2Кор. 12:4); Моисей узнал начало мира и то, когда и за сколько веков (он сотворен) и исчисляет годы, хотя познать начало вообще труднее, чем конец. Впрочем апостолы спрашивали Господа не об окончательном совершении (времен), но: аще в лето сие устрояеши царствие Исраилево? Но Он и этого не открыл им, а как отвечал прежде, отклоняя их от мысли об этом, чтобы не думали, что близко избавление от бедствий, но знали, что подвергнутся еще многим опасностям, так отвечает и теперь, только мягче: но приимете силу. Потом, чтобы снова не спросили Его, тотчас вознесся. Кроме того, чтобы не спросили: почему оставляешь нас в недоумении относительно этого предмета?, Сын говорит: яже Отец положи во своей власти. Но власть Отца есть конечно и власть Сына; потому что как Отец воскрешает мертвых и животворит, так и Сын животворит ихже хощет. Если же в тех случаях, когда нужно совершить что-либо чрезвычайное и чудесное, Сын творит с такою же властию, как и Отец, то тем более в случаях, где требуется знание; потому что воскрешать мертвых и притом со властию, равною власти Отца, гораздо важнее, чем знать день. Почему же Христос не ответил на то, о чем спрашивали ученики, но сказал: приимете силу? В ответ им Он сказал: несть ваше разумети; и тогда уже прибавил: но приимете силу. Слова эти объясняют некоторым образом сошествие и, так сказать, излияние Святого Духа. - Здесь следует упомянуть о фригийской ереси, полагавшей, что Утешитель послан, спустя двести лет по вознесении Христовом, на жен, считавшихся за пророчиц, Прискиллу и Максимиллу и на зараженного одним и тем же с ними безумием Монтана; тогда, говорят, исполнилось обетование: пошлю к вам Утешителя (Ин. 16:7). − Почему же объявляет им то, о чем они не спрашивали, именно: приимете силу? Потому, что Он есть учитель; призвание же учителя учить не тому, чего хочет ученик, но тому, что полезно знать.

и будете ми свидетели во Иерусалиме же и во всей Иудеи и Самарии и даже до последних земли

Так как прежде говорил: на путь язык не идите и во град Самарянский не внидите (Мф. 10:5), желая, чтобы слово Божие проповедано было прежде иудеям, а теперь оно должно было разлиться уже по всей вселенной: то благовременно присовокупляет: во Иудеи и Самарии, потом: и до последних земли. Изречение же: будете ми свидетели, есть вместе и увещание и непреложное пророчество; потому что свою проповедь они засвидетельствовали до последних пределов земли.

Толкование на Деяния святых Апостолов

Николай Сербский, свт. (†1956)

но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли

Вы же свидетели сему. Свидетели чему? Свидетели страданиям Господним, свидетели Его славному Воскресению, свидетели потребности покаяния, свидетели истине прощения грехов. И апостолу Павлу, обратив его из гонителя в апостола Своего, Господь сказал: «ибо Я для того и явился тебе, чтобы поставить тебя служителем и свидетелем того, что ты видел и что Я открою тебе» (Деян. 26:16). И апостол Петр в первой своей проповеди, произнесенной пред народом после Сошествия Духа Святаго, говорит: «Сего Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели» (Деян. 2:32). И апостол Иоанн пишет: «О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни, – ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам, – о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам» (1Ин. 1:1-3).

Апостолы, таким образом, лично являлись свидетелями живоносной проповеди Христовой, Его чудес и всех событий Его земной жизни, на чем и основывается наше спасение. Они были слушателями, зрителями и соучастниками Истины. Они первыми сели в ковчег спасения, спасаясь от потопа греховного, дабы продолжить сажать в него и спасать других. Их ум был чрез смирение избавлен от гордости, их сердце – очищено от страстей. Это засвидетельствовал им и Сам Господь: «Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам» (Ин. 15:3). Значит, они были не только свидетелями всего внешнего, что можно было слышать, видеть, рассматривать и осязать руками в отношении Слова Божия, но были свидетелями и внутреннего перерождения и обновления человека чрез очищение от грехов покаянием. Евангелие исполнилось не просто у них на глазах и в ушах, но и в глубинах их сердца и ума. Целая революция ума и сердца произошла в них за три года их ученичества у Христа. Революция эта состояла в мучительном умирании в них ветхого человека и еще более мучительном рождении нового. Сколько мук смертных перенесла душа их, пока наконец они, осиянные светом и перерожденные, не смогли воскликнуть: «Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь» (1Ин. 3:14)? Сколько времени, сколько трудов, сомнений, страха, агонии, заблуждений, размышлений и вопросов – пока они не стали истинными и верными свидетелями как телесных страданий, смерти и Воскресения Господа нашего Иисуса Христа, так и своих собственных душевных страданий, смерти и воскресения!

Но все же в то время Апостолы еще не полностью духовно окрепли и возмужали. Потому Господь наставляет и руководит их, как детей, ободряя их при расставании: «Не оставлю вас сиротами» (Ин. 14:18). Потому Он и пребывает с ними в продолжение сорока дней после Своего Воскресения, являя Себя живым со многими верными доказательствами и говоря о Царствии Божием, и потому, наконец, обещает послать им Духа Святаго, силу свыше.

Беседы. Вознесение Господне. Евангелие о Вознесении Господа

Д.П. Боголепов, проф. (†1880)

7 Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти, 8 но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли.

7–8. Как мы видим, в основе этого вопроса апостолов лежало неправильное представление о Царстве Мессии как царстве земном, видимом. Но Господь знал, что апостолы с сошествием на них Святого Духа будут верно понимать ветхозаветные пророчества и обетования о Мессии, как сыне Давида. Поэтому сейчас Он ничего не говорит к обличению и исправлению неверного взгляда их на Мессию и Его Царство, а говорит только против их желания знать время устроения Царства Божия на земле: не ваше дело знать времена или сроки4, которые Отец положил в Своей власти. После того Господь указывает, в чем же состоит дело апостолов и о чем они прежде и более всего должны думать и заботиться. Не ваше дело знать времена или сроки... но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли. Их дело, их назначение – быть свидетелями Христа; силу, способность для этого они получат от Духа Святого; свидетельство это начнется с Иерусалима, продолжится в его окрестностях, затем перейдет в Самарию и, распространяясь далее и далее, должно пройти даже до края земли.

Д.П. Боголепов, проф. Толковый Апостол

Евсевий (Орлинский), архиеп. (†1883)

но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли

Господь говорит ученикам не прямо на их вопрос, или не то, что они хотели знать, но то, что Он, всеблагий, по своей премудрости и благости, хотел им открыть к их научению и утешению. Св. Златоуст замечает при этом: «Он отвечал не на то, о чем спрашивали, — потому что дело учителя учить не тому, что хотел бы знать ученик, а тому, что полезно для него».

Нo приимете силу, нашедшу Святому Духу на вы. Господь обращает внимание своих учеников на то же обещанное от Отца, о котором сказал прежде, раскрывая великую важность его по последствиям. Но вы будьте внимательны, — вы получите силу, когда сойдет на вас Дух Святый, вы получите обилие благопотребных вам даров Святого Духа, которые сделают вас способными к прохождению назначенного вам апостольского служения.

И будете Ми свидетели в Иерусалиме же и во всей Иудеи и Самарии и даже до последних земли. Укрепленные силою Духа Святого, вы будете продолжать то дело, которое Я делал; будете проповедовать о Моём воскресении из мертвых, о Моих делах, о Моём учении, о Моем Божестве, о спасении чрез веру в Меня; будете подтверждать ваше учение о Мне знамениями и чудесами; будете делать это в Иерусалиме и по всей Иудеи и Самарии, и даже до самых отдаленных пределов земли. Так будете вы распространять и утверждать царство Мое во всем мире. — Это значат слова Господа: и будете Mи свидетели в Иерусалиме и во всей Иудеи и даже до последних земли.

Как предсказал Господь, так потом и было. Дух Святой сошел на Апостолов в Иерусалиме, и Апостолы сперва проповедовали о спасении чрез веру в Иисуса Христа в Иерусалиме, и здесь совершили первые чудеса в подтверждение своей проповеди о Спасителе; потом пронесли Евангельскую проповедь или свидетельство об Иисус Христе по Иудее, Самарии и до отдаленных пределов вселенной. Апостол Павел о распространении Евангельской проповеди чрез Апостолов свидетельствовал в послании к Римлянам так: во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их (Рим. 10, 8).

В словах Господа: и будете Ми свидетели в Иерусалиме и во всей Иудеи и Самарии и даже до последних земли, — есть ответ и на вопрос Апостолов: Иисус Христос, отвечая, показывает, в чем состоит восстановление царства Израилева, о котором говорили древние Пророки, и которое теперь наступило. Это восстановление царства Израилева, о котором предсказали древние Пророки, состоит в примирении рода человеческого с Богом чрез Иисуса Христа, — в том, что теперь совершилось спасение, которое Бог уготовал пред лицем всех народов, — что теперь явился свет к просвещению язычников, — слава народа Божия, Израиля (Лук. 2,30-32). Все племена и все народы призываются ко спасению чрез веру в Иисуса Христа, и все истинно верующие в Иисуса Христа составляют одно благодатное царство, которого законодатель и Царь — Он, Спаситель мира. Об этом благодатном царстве говорит пророк Исаия: яко будет в последния дни явлена гора Господня, и дом Божий на версе гор, и возвысится превыше холмов и придут к ней вcu языцы. И пойдут языцы мнози, и рекут: приидите, и взыдем на гору Господню, и в дом Бога Иаковля, и возвестит нам путь свой, и пойдем по нему. От Сиона бо изыдет закон, и слово Господне из Иерусалима (Ис. 2, 2, 3). Сионский закон — это Евангелие Господа нашего Иисуса Христа; слово Господне из Иерусалима — это Евангельская проповедь, Божественными Апостолами из Иерусалима пронесенная по всей Иудее и Самарии и даже до последних земли.

И даже до последних земли, или до края земли. Это надобно относить не к одним Апостолам, но вообще к Евангельской проповеди, чрез которую благодатное царство Христово и доныне распространяется в разных странах до последних пределов вселенной. Все пастыри и учители, проповедающие Евангельское учение, суть также свидетели Христовы, и должны усердно и ревностно исполнять свое служение, и словом, и делами благочестия свидетельствуя о Христе Спасителе и Боге нашем и о спасении чрез веру в Него.

Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Но вы примите силу, когда сойдет на вас Дух Святой; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии, и даже до края земли.

Но вы примите силу и пр.: как бы в утешение за этот отказ, Господь дает ученикам обетование, указывая этим и их непосредственное предназначение. Примите силу: новую силу или усиление необычайное той силы, какую они в зачатке уже имели в себе. Эту силу дарует им Дух Св., когда сойдет на них, о чем Господь говорил им и прежде (Ин.14:16–17; Ин.14:26; Ин.15:26; Ин.16:7 и дал.). В понятии силы заключается здесь понятие необыкновенных даров Св. Духа, исполнившись коими, они почувствуют в себе силу исполнить то великое дело, на которое они призваны Христом, несмотря на всяческие препятствия сему; эта сила их победит всякие препятствия, восторжествует над всем.

Будете Мне свидетелями: свидетелями о моей жизни, Моем учении, Моих делах, или что то же – проповедниками Евангелия о Христе; в понятии свидетельства заключается здесь понятие о всей апостольской деятельности учеников Господа в деле распространения и утверждения на земле Его царства. «Это изречение есть вместе и увещание и непреложное пророчество» (Феофил). – В Иерусалиме и пр.: в этом городе страданий своих Христос должен проповедоваться прежде всего; он первый должен услышать слово о распятом и воскресшем Мессии, и вместе он должен быть центром, откуда распространится Евангелие о всей земле, возлюбленной некогда Богом (Палестине), и потом по всей земле, по всему миру.

Иудее и Самарии: см. прим. к Мф.2:22; Мф.10:5. «Так как прежде говорил: на путь к язычникам не ходите. И в город самарянский не входите (Мф.10:5), желая, чтобы слово Божие проповедовалось прежде иудеям, а теперь оно должно было уже разлиться по всему миру: то благовременно присовокупляет – в Иудее и Самарии, потом – и до края земли» (Феофил., ср. Злат.). До края земли: выражение не означает до границ земли только обетованной или Палестины, потому что здесь перечислены ее составные части, но – до границ всей земли, всего земного шара, т.е. по всей земле, по всему миру. И еще: выражение это не значит, что сами апостолы лично принесут Евангелие Христово по всей земле, до края земли; слова Господа относятся не только лично к апостолам, но и к их преемникам в деле апостольства, как и обетование Его пребывает с ними во все дни до скончания века (Мф.28:20). Это одно из прямых указаний Господа на всемирное назначение (универсализм) Его религии и вместе краткое и ясное указание на главный и общий предмет всей книги Деяний апостольских.

Толковый Апостол. Деяния Апостолов.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли

Отвлекая внимание учеников от области несбыточного и ненужного, Господь обращает это внимание на ожидающий их переворот в самих себе, когда само собою наступит все, что им наиболее важно и драгоценно; примете силу силу именно от нашедшего на все Святаго Духа, - силу быть Мне свидетелями… даже до края земли, свидетелями и проповедниками о Мне, о Моей жизни, учении, делах, заповедях, обетованиях и предвещаниях. «Это изречение, говорит блаж. Феофилакт, есть вместе и увещание и непреложимое пророчество» Спасителя о том, чем будут и должны быть ученики Христовы по получении ими силы Духа Святого. Здесь же кроется и тонкий намек на то, как, чем и когда исполнятся их жизненные надежды на наступления Царства Мессии, царства Нового Израиля, в которое Израиль старый войдет лишь как часть, не исчерпывая собою всеобъемлющей силы и богатства не земных временных, а духовных вечных благ нового Царства.

Если прежде Господь посылал учеников Своих проповедовать о приближении Царства Божия только иудеям, запретив ходить с этою проповедью к язычникам и самарянам (Мф. 10:5), то это ограничение апостольской деятельности снимается. Иерусалим лишь полагается начальным пунктом или центром, откуда лучи Евангельского Света должны озарить всю вселенную даже до края земли.

Толковая Библия

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый
 

Восприятие силы Святого Духа – вот существенное ожидание, которым должны были жить Апостолы Христовы после Его вознесения, о чем и возвещает им Он, чем, конечно, радует, а вместе с тем и утешает, как в разлуке с Собою, так и в том, что им дано не все ведать о Царствии Божием (как, например, времена и сроки), однако очень многое, особенно тогда, когда воспримут они обетованную силу от Духа Святого. «В понятии силы заключается здесь понятие необыкновенных даров Святого Духа, исполнившись коими они почувствуют в себе силу исполнить то великое дело, на которое они призваны Христом» (говорит преосвящ. Михаил, в своем Толковом Апостоле, изданном в Москве в 1876 году). О даровании этой силы Апостолам Иисус Христос неоднократно говорил им и прежде: «Утешитель, Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему» (Ин.14:26) «и будущее возвестит вам» (Ин.16:13). И когда «поведут вас к правителям и царям, не заботьтесь, как и что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать; ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорит в вас» (Мф.10:18;20). Еще при жизни Христа Апостолы видели отчасти исполнение сего, говоря Ему Самому: «и беси повинуются нам» (Лк.10:17). Из сего они должны были понять, сколь великие дары ожидают их при полноте освящения их, при сошествии на них Духа Святого. «Дарования Духа различны (говорит блаженный Феофилакт). При различии же и многообразии дарований ничто не препятствовало Апостолам принять благодать Духа различным образом. Но полное, соделовавшее их совершенными и способными совершенствовать других, сообщение им Духа, было во время пятидесятницы, когда Он сошел на них в виде огненных языков и всецело исполнил их своею силою».

 
и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли
 

Свидетельствование Апостолов об Иисусе Христе, как Спасителе и Единородном Сыне Божием, было делом их проповеди и при жизни Его. Но тогда они не всегда совершали это вполне мужественно и с полнотою силы. Теперь же им внушается совершить это дело, безбоязненно и в полноте, начиная с разных и близких мест и оканчивая всеми известными тогда концами вселенной, что, как известно, и совершали они, ибо «во всю землю изыде вещание их и во вся концы глаголы их». Прежде Иисус Христос, посылая учеников Своих на проповедь, говорил им: «на путь язык не идите и во град Самарянский не внидите» (Мф.10:5). Теперь же Он повелевает им прежде всего проповедовать в Иерусалиме, чтобы хотя некоторые из убийц Его покаялись, а потом заповедует идти не только в Иудею и Самарию, но и во всю вселенную, по всему миру. По изъяснению нашего знаменитого толковника (преосвящ. Михаила), «слова Господни относятся не только лично к Апостолам, но и к их преемникам в деле Апостольства, как и обетование Его пребывать с ними «во вся дни до скончания века» (Мф.28:20). Это одно из прямых указаний Господа на всемирное (универсальное) назначение Его религии и вместе краткое и ясное указание на главный и общий предмет всей книги Деяний Апостольских». По замечанию блаженного Феофилакта, здесь сказано было Иисусом Христом «и увещание, и непреложное пророчество, потому что свою проповедь они (Апостолы) засвидетельствовали до последних пределов земли».

Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible