Скрыть
Он начал смело говорить в синагоге. Услышав его, Акила и Прискилла приняли его и точнее объяснили ему путь Господень.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Он начал смело говорить в синагоге. Услышав его, Акила и Прискилла приняли его и точнее объяснили ему путь Господень

Велико дерзновение этого человека: он правильно говорил об Иисусе, но ему не хватало точности, особого научения. И в самом деле, не зная всего учения, он своим усердием стяжал Святой Дух, как и те, кто был с Корнилием.

Катены на Деяния Апостолов.

См. также Толкование на Деян. 18:18

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 26-28 Сей же начат дерзати на сонмищах, слышавше же его Акила и Прискилла, прияша его, и известнее тому сказаша путь Господень. Хотящу же ему преити во Ахаию, предпославше братия написаша учеником прияти его: иже пришед тамо пособствова много веровавшым благодатию: Твердо бо иудеи не престая обличаше пред людми, сказуя писанми, Иисуса быти Христа

Если Аполлос крещен был только крещением Иоанновым, то каким образом он пламенеет Духом? Дух Святый не сообщался таким образом. И если его последователи нуждались в крещении Христовом, то гораздо более нуждался в нем он. Итак что сказать на это? Мне кажется, он – из числа ста двадцати, крещенных вместе с апостолами; или если не так, то и с ним было то же, что и с Корнилием. Крещение Иоанново призвало к покаянию, но не доставляло в то же время очищения от греха; так что различие между крещением Иоанновым и крещением верующих заключается в том, что крещение верующих дарует оставление грехов; так как верующий крещается во имя Отца и Сына и Святого Духа и омывается от предшествовавших крещению заблуждений. Если же крещенные Иоанном не имели Святого Духа, то каким образом Аполлос, крещенный только Иоанновым крещением, пламенел Духом? Но в таком случае, если он и пламенел Духом, все же не имел Святого Духа; потому что ни говорил разными языками, ни пророчествовал; иное дело пламенеть Духом и иное - иметь Святого Духа. Имеющий Святого Духа имеет Его обитающим в себе; и сам Дух вещает ему из сердца его, как вещал апостолам, то запрещая, то повелевая им глаголати слово. А пламенеющий Духом совершает что-либо, под руководством Духа, чрез освещение и наставление внешнее; так как от чувственного следует заключать к невидимому. Твердо бо иудеи не престая обличаше пред людми. Обличать пред людьми значит показывать дерзновение; обличать твердо значит являть силу, а обличать на основании Писаний значит свидетельствовать о своем знании; ни дерзновение ничего не достигает без силы, ни сила без дерзновения.

Толкование на Деяния святых Апостолов

Аммоний Александрийский (†Vв.)

Он начал смело говорить в синагоге. Услышав его, Акила и Прискилла приняли его и точнее объяснили ему путь Господень

Каким образом он, крещеный только крещением Иоанна [Крестителя], имел Святого Духа, а следующие за ним не имели? На это надо сказать, что Аполлос более всего по той причине горел Духом, что просвещенный благодатью Божией, точно знал и учил на основании писаний, что Иисус – это Христос. И это знание не позволяло ему быть спокойным, но и он сам, и ученики его учили об Иисусе, совершая дело евангелиста.

Следует указать, что нужно верить, что и женщины передают слово веры. Посмотри, как совершенно Аполлос желал спасения, но, хотя он и был ученым человеком и хорошо разбирался в тайнах Писания, не посчитал недостойным узнать от женщины точное объяснение веры. Он не сделался надменным, слыша от женщины как бы обличение, что о домостроительстве Бога Слова ты более полно можешь быть научен. Поэтому она объясняла ему через учение то, что касается веры, а Аполлос, внимая, слушал. Он знал, что Иисус – это Христос, Сын Божий, и решил так на основании Писания, но его знание было неполным, ибо он не знал сказанного и предреченного апостолам Духом. Поэтому спутники Акилы, как последователи Павла, более точно изложили ему путь Господа, то есть служение в Духе, нерукотворное обрезание и прочее, касающееся совершенства Церкви.

Катены на Деяния Апостолов

Д.П. Боголепов, проф. (†1880)

26 Он начал смело говорить в синагоге. Услышав его, Акила и Прискилла приняли его и точнее объяснили ему путь Господень.


В это же время в Ефесе были Акила и Прискилла, пришедшие сюда из Коринфа вместе с апостолом Павлом во время возвращения его из второго путешествия (ст. 18–21). Они, услышав Аполлоса и заметив неполноту его христианского ведения, приняли его в ближайшее общение с собою и точнее объяснили ему путь ГосподеньДееписатель не говорит здесь нам о принятии Аполлосом христианского крещения. Но несомненно, что он здесь принял это крещение, так как, прибыв после того непосредственно в Ахаию, он является уже христианским благовестником, действующим с благодатию (ст. 27).

Д.П. Боголепов, проф. Толковый Апостол

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

24. Некто Иудей, именем Аполлос, родом из Александрии, муж красноречивый и сведущий в Писаниях, пришел в Ефес.
25. Он был наставлен в начатках пути Господня, и горя духом, говорил и учил о Господе правильно, зная только крещение Иоанново.
26. Он начал смело говорить в синагоге. Услышав его, Акила и Прискилла приняли его, и точнее объяснили ему путь Господень.
27. А когда он вознамерился идти в Ахаию, то братия писали к тамошним ученикам, располагая их принять его; и он, прибыв туда, благодатью много содействовал уверовавшим.
28. Ибо он сильно опровергал Иудеев всенародно, доказывая Писаниями, что Иисус есть Христос.

 

 Некто иудей, именем Аполлос и пр.: Аполлос был сильным деятелем в утверждении христианства, особенно в Коринфе, как видно из первого послания апостола Павла к Коринфянам, и – в этом, вероятно, причина того, что дееписатель, прерывая рассказ о путешествии Павла, сообщает эпизодически сведения о начале деятельности Аполлоса в это время в Эфесе и в Ахаии (ср. ст. 12, 27),
– Аполлос (сокращенное имя из Аполлониос, Аполлоний) был Иудей из Александрии. Александрия – в Египте – приморский город, построенный Александром Великим – Македонским, обширный и богатый торговый город, был в то время во множестве населен иудеями (ср. прим. к Деян.6:9), был вместе центром развития иудейско-эллинской науки, представителем коей в то время был знаменитый иудей Филон.
– Муж красноречивый (греческое слово означает и красноречивого, и ученого человека) и сведущий (точнее – сильный) в Писаниях, т.е. в в ветхозаветных книгах Св. Писания и, следовательно, сильный в понимании и истолковании ветхозаветных писаний и, вместе с тем, ученый и красноречивый. Вероятно, что развитием в себе этих свойств и качеств он обязан был александрийско-иудейской школе Филона.
– Пришел в Ефес: вероятно, именно в это время, когда апостол совершал свое третье путешествие по Малой Азии, и еще до прибытия его в Эфес отправился в Грецию (Деян.19:1). «Вот и ученые мужи начинают проповедовать… Видишь ли успех проповеди?» (Злат.).
 – Он был наставлен в начатках пути Господня (точнее – в пути Господнем); путь Господень – учение и жизнь соответственно заповедям Господа (ср. Деян.9:2 и прим.), т.е. он научен был христианству, но не вполне, и нуждался еще в точнейшем объяснении этого пути Господня (ст. 26), ибо он знал только крещение Иоанново. Вероятно, что он и сам был крещен только крещением Иоанновым, как и ученики эфесские, упоминаемые далее (Деян.19:2-3), и учениками Иоанна наставлен был в пути Господнем; следовательно, ему не доставало крещения во имя Господа Иисуса Христа, а вместе с тем точнейшего и подробнейшего познания учения Господа, и, конечно, дара Духа Святого (см. прим. к Деян.19:2-5). Несмотря на это недостаточное наставление в истинах христианских, он, горя духом (Рим.12:11), т.е. имея пламенную ревность к наставлению и других в пути Господнем, говорил и учил о Господе правильно: зная крещение Иоанново, он, конечно, знал, что это крещение было крещением покаяния для веры в грядущего по нем Мессию (Мф.3:1 и дал. и парал.), следовательно, имел понятие о Мессии Иисусе, только неполное, и, следовательно, мог учить правильно, только неполно, так как неполнота знания и учения не есть неправильность знания и учения. Имея такое неполное, но правильное познание о Мессии, он смело начал проповедовать в синагоге Эфесской; но слушавшие его проповедь Акила и Прискилла, наставленные в пути Господнем более полно великим апостолом Павлом, сейчас же приметили, что он недостаточно наставлен в сем пути, взяли его к себе, может быть как пришельцу дали ему приют у себя, и точнее объяснили ему путь Господень (собственно – путь Божий, так как все дело Христово есть вместе и дело Божие): сообщили ему точнейшее и подробнейшее познание об учении и делах и лице Господа Иисуса Христа. Вероятно, он здесь же принял и крещение во имя Господа Иисуса и благодать Святого Духа (ср. Злат.), ибо в Ахаии он является уже облагодатствованным проповедником (ст. 27).

 Вознамерился идти в Ахаию (см. прим. к ст. 12): причиной сего были, вероятно, рассказы Акилы и Прискиллы о деятельности там апостола Павла и состоянии христианского общества в Коринфе, куда, главным образом, направлял путь свой Аполлос (Деян.19:1). – Братия, т.е. эфесские христиане, тогда еще немногочисленные (ст. 19 и д.), писали к ученикам, т.е. христианам, бывшим в Ахаии, рекомендательное письмо, располагая их принять его приветливо, вероятно, как красноречивого, ученого, ревностного и опытного в писаниях учителя христианского. – Благодатью много содействовал уверовавшим: теперь природные богатые дарования его усилились еще благодатью, т.е. дарованиями особенными Святого Духа, и его деятельность в Ахаии была сильна и плодотворна в укреплении веры уже уверовавших по слову Павла. Особенно сильно он содействовал верующим тем, что сильно опровергал Иудеев всенародно, не только в синагогах, доказывая Писаниями, т.е. ветхозаветными, особенно, конечно, изъяснением пророчеств, что Иисус из Назарета, а не кто-либо другой, есть Христос, т.е. Мессия (ср. Деян.18:5 и прим.). Таким образом, насажденное Павлом Аполлос поливал (1Кор.3:6). «В том, что он опровергал всенародно, являлось его дерзновение; в том, что – твердо, открывалась сила; в том, что доказывал божественными писаниями, выражалась опытность; ибо и дерзновение само по себе нисколько не приносит пользы, если нет силы, и сила – без дерзновения» (Злат.). После Аполлос был епископом в Смирне (в Малой Азии) перед известным Поликарпом (Чет.-Мин. Янв. 4).

Толковый Апостол. Деяния Апостолов.

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

24. Некто Иудей, именем Аполлос, родом из Александрии, муж красноречивый и сведущий в Писаниях, пришел в Ефес.

25. Он был наставлен в начатках пути Господня и, горя духом, говорил и учил о Господе правильно, зная только крещение Иоанново.

26. Он начал смело говорить в синагоге. Услышав его, Акила и Прискилла приняли его и точнее объяснили ему путь Господень.


 

Сообщение об Аполлосе делается отчасти потому, что он вошел в труд Апостола Павла, отчасти же потому, что он и сам подвергся его воздействию, начиняя с того, что Акила и Прискилла его, неведующего полноты учения о Христе, наставили в должной мере. Аполлос был человек очень образованный. Прибывши из Александрии, где многие Евреи отдавались усердно образованности, так процветавшей там, он в Ефесе скоро сошелся с почитателями Предтечи Христова и стал усердно возвещать о пути Господнем, который завещал уготовлять Иоанн. Но Акила и Прискилла вразумили его, что этот путь уже спеется, что он уже пройден Христом и что потому нужно следовать по Христе, а не по Иоанне. Как муж благоразумный, он не отверг учения простецов.

«Вот и ученые мужи начинают проповедовать (восклицает святой Иоанн Златоуст). Видишь ли успех проповеди? Вероятно, он и крестился. По крайней мере, если и (другие) ученики Иоанновы после своего крещения опять крестились (Деян.19:2-5), то и этим ученикам следовало сделать то же». Блаженный Феофилакт замечает, что это тот Аполлос, о котором Павел писал: о Аполлосе же брате, много молих его (1Кор.16:12); аз насадих, Аполлос напои, Бог же возрасти (1Кор.3:6); и прибавляет, что он был потом епископом Коринфским.

«Нет ничего удивительного, что Аполлос на родине (в Александрии) получил серьезное образование (и направление – под воздействием Иудейско-еллинистического богословствования Филона и подобных). По свидетельству святого Дееписателя, он был муж словесный (муж красноречивый). Этим названием святой Лука хочет дать понятие и об общенаучной образованности Аполлоса, а также и об его ораторском таланте. Последним Аполлос владел настолько, что впоследствии в Коринфе благодаря ему приобрел среди некоторых славу большую, чем какою пользовался даже сам Апостол Павел. Очевидно, это была богато одаренная натура, сумевшая удержаться на истинном пути в изучении и понимании Писаний. Когда до Аполлоса дошли слухи об Иоанне Крестителе, который проповедовал о грядущем по нем Мессии, то он горячо и искренно уверовал в эту проповедь и принял Иоанново крещение. Непреложно уверовавший в истину Иоанновой проповеди, он для возвещения ее является в Ефес. Вот он и в синагоге Ефесской. Не выходя из пределов полученного Иоаннова оглашения, он слегка начал говорить о Господе. Красноречие и сердечный пыл убежденного благовестника производили на слушателей сильное впечатление. Но самое содержание проповеди не было новым. Посещавшие синагогу Акила и Прискилла сблизились с ним, ввели его в образовавшуюся вокруг них христианскую общину и точнее объяснили ему путь Господень» (см. у иеромонаха Григория, стр. 349–352).

Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О покаянии.

Мк.1:15. Отсюда видно, что вера в Евангелие не исключает покаяния, ибо из уверовавших каялись: Деян.18; право исповеди дано от Господа апостолам и их преемникам Мф.18:18; Ин.20:23; Деян.20:17,28.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible