Скрыть
Тогда умолкло все собрание и слушало Варнаву и Павла, рассказывавших, какие знамения и чудеса сотворил Бог через них среди язычников.

Святые отцы

Прочие

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 5-12 Восташа же нецыи от ереси фарисейския веровавшии, глаголюще, яко подобает обрезати их, завещавати же блюсти закон Моисеов. Собрашася же апостоли и старцы ведети о словеси сем. Многу же взысканию бывшу, востав Петр рече к ним: мужие братие, вы весте, яко от дний первых Бог в нас избра усты моими услышати языком слово благовестия, и веровати. И сердцеведец Бог свидетельствова им, дав им Духа Святаго, якоже и нам: И ничтоже разсуди между нами же и онеми верою очищ сердца их. Ныне убо что искушаете Бога, хотяще возложити иго на выи учеником, егоже ни отцы наши ни мы возмогохом понести? Но благодатию Господа Иисуса Христа веруем спастися, якоже и они. Умолча же все множество и послушаху Варнавы и Павла поведающих, елика сотвори Бог знамения и чудеса во языцех ими

Нецыи от ереси фарисейския. Верующие не из язычников, но из иудеев требовали, что принявшие веру обрезывались и исполняли прочие заповеди закона, имевшие отношение к плотской природе человека. С ними, рассуждавшими на основании древнего закона, не согласились прочие ученики, хотя и сами были от обрезания; потому что старались сделать постановление не по своему желанию, но соображаясь с общей пользой. Собрашася же апостоли и старцы ведети о словеси сем. И из этого места также можно заключать, что апостолы имели какое-то особенное достоинство, по которому стояли выше пресвитеров; иначе Лука обозначил бы всех их одним общим с пресвитерами именем. Мужие братие, вы весте. Заметь: благодать на решение вопроса получает Петр, в котором и до сих пор оставались элементы иудейства. Вы, говорит он, весте. Быть может, здесь были и обвинявшие его некогда за Корнилия, а быть может, и входившие с ним в дом Корнилия; поэтому-то он и выставляет их свидетелями. А что значит выражение: в нас избра? Это значит: в Палестине, или: в присутствии вашем. Словами же: усты моими, показывает, что чрез него говорил Бог и что тут ничего не было человеческого. И сердцеведец Бог свидетельствова им. Указывает им на духовное свидетельство. Ныне убо что искушаете Бога, хотяще возложити иго на выи учеником? Там, где вера очищает грехи, исходящие от сердца, нет никакого различия между верными, иудеи ли они, или еллины. А очищение это заменило обрезание; вместо плотского обрезания даруется обрезание духовное, которое верою во Христа очищает и тайные грехи. Что значат слова: искушаете Бога? Это значит: как будто Бог не силен спасти человека по вере, или: отчего вы не верите Богу? Вводить закон есть знак неверия. Известно всем, что закон был обременителен для израильтян. Это признавали и ученики. Да и сам Спаситель указал нам на это, говоря: приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы (Мф. 11:28). Труждающимися же и обремененными называет бывших под законом, а Себя назвал кротким; какового свойства закон не имел. Есть и еще место, подобное этому: благодатию есте спасени. Итак прежде закон спасал тех, кто соблюдал все, что написано в законе; а ныне благодать Господня, и без соблюдения закона, спасает чрез веру.

Толкование на Деяния святых Апостолов

Д.П. Боголепов, проф. (†1880)

12 Тогда умолкло все собрание и слушало Варнаву и Павла, рассказывавших, какие знамения и чудеса сотворил Бог через них среди язычников.
 

Речь апостола Петра совершенно умиротворила собрание. Прения прекратились, и все спокойно слушали Варнаву и Павла, рассказывавших, какие знамения и чудеса совершил Бог чрез них среди язычников и какие, следовательно, дал Он свидетельства благоволения Своего к язычникам.

Д.П. Боголепов, проф. Толковый Апостол

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

12. Тогда умолкло все собрание, и слушало Варнаву и Павла рассказывавших, какие знамения и чудеса сотворил Бог чрез них среди язычников.

Тогда умолкло все собрание: впечатление речи Петра на все собрание было решительное в смысле успокоения и умиротворения спорящих, так что прения (ст. 7) прекратились совсем и более не возобновлялись. Иудействующие были поражены и молчали. Это не значит, впрочем, что лжеучение их совсем было сразу искоренено; нет, оно продолжало жить и страшно волновать апостольскую Церковь, но теперь пораженное словом истины, изреченной Петром, оно было здесь побеждено и – поборники его в собрании иерусалимской Церкви умолкли, умолкло и все собрание, – доброе начало для счастливого исхода дела! Собрание спокойно и молча, без перерывов, без споров, слушало Варнаву и Павла (Варнава поставлен прежде Павла, как и в ст. 25, конечно потому, что он еще ближе стоял к обществу иерусалимскому, чем Павел, ср. Деян.9:27). Они рассказывали о знамениях и чудесах, какие сотворил Бог через них при обращении ими ко Христу язычников во время их путешествия по Кипру и в пределах Малой Азии (гл. 13-14). Эти рассказы должны были подтверждать и доказывать несомненную истину того, что говорил Петр на основании своего опыта, т.е. что обращение язычников к Христу помимо иудейского закона есть дело Божие, есть воля Божия, засвидетельствованная чудесами и знамениями, следовательно, не нужно христиан из язычников ни обрезывать, ни принуждать исполнять закон Моисеев. Впечатление речи Петровой от их рассказов должно было еще усилиться.

Толковый Апостол. Деяния Апостолов.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Тогда умолкло все собрание и слушало Варнаву и Павла, рассказывавших, какие знамения и чудеса сотворил Бог через них среди язычников

«Умолкло все собрание» - под сильным впечатлением ясной и решительной речи Петра, сделавшей невозможными дальнейшие прения. Впрочем, если не теперь, то после, иудействующие довольно долго волновали своими происками Церковь Христову. Только время окончательно могло заживить столь больной для иудейства вопрос.

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

12. Тогда умолкло все собрание и слушало Варнаву и Павла, рассказывавших, какие знамения и чудеса сотворил Бог через них среди язычников.

 

Безмолвие слушателей отмечается Дееписателем после того, как Апостол Петр высказал существенные положения своей речи, заставившие всех умолкнуть не устно только, но и вседушевно, ибо в кратких и ясных словах Апостола давалось твердое и прямое разрешение вопроса. А его решение могли принять почти все, как положительное определение. Виновники же «молвы» должны были умолкнуть как посему, так и потому, что о них самих произнесен столь публично такой приговор, о котором нельзя было не подумать. Вместе с приговором, на них было высказано и обвинение, почему им было не до речей. Как бы в подтверждение сказанного Апостолом Петром, Павел и Варнава стали рассказывать о знамениях и чудесах, сотворенных Богом через них среди язычников. Понятно, что рассказы их были воодушевленные, живые и пополненные благодатного помазания, которое значительно умягчило многих, ревновавших о законе не по разуму Божию, а по своему домыслу и по своим привычкам. «Впечатление от речи Петра на все собрание было решительное, в смысле успокоения и умиротворения споривших, так что прения (ст. Деян.15:7) прекратились совсем и более не возобновлялись. Иудействующие были поражены и молчали. Это не значит, впрочем, что лжеучение их совсем было сразу искоренено; нет, оно продолжало жить и страшно волновать Апостольскую Церковь, но теперь пораженное словом изречений Петровых, оно было здесь побеждено, и поборники его в собрании Иерусалимской Церкви умолкли, умолкло и все собрание, – доброе начало для счастливого исхода дела! Собрание спокойно и молча, без перерыва, без споров, слушало Варнаву и Павла.

Рассказы их должны были подтверждать и доказывать несомненную истину того, что говорил Петр на основании своего опыта, т. е. что обращение язычников ко Христу, помимо Иудейского закона, есть дело Божие, есть воля Божия, свидетельствуемая чудесами и знамениями; следовательно, не нужно христиан язычников ни обрезывать, ни принуждать исполнять закон Моисеев. Впечатление речи Петровой от сих рассказов должно было еще усилиться» (см. у преосвящ. Михаила, стр.383).

Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible