Скрыть
но во всѧ́цѣмъ ꙗ҆зы́цѣ боѧ́йсѧ є҆гѡ̀ и҆ дѣ́лаѧй пра́вдꙋ прїѧ́тенъ є҆мꙋ̀ є҆́сть:

Святые отцы

Прочие

Ириней Лионский, сщмч. (†202)

но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему

Пример Корнилия ясно показывает, что Бог, Которого прежде боялся Корнилий, о Котором слышал через закон и пророков и ради Которого творил милостыню, есть, поистине, Бог. Однако у него не было знания Сына.

Против ересей

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему

Такого человека Бог призывает и привлекает к истине. Павел не был ли ревностнее всех в гонении и преследовании? Но так как он проводил жизнь безукоризненную и поступал так не по страсти человеческой, то и был принят и превзошел всех.

Гомилии на 1—е послание к Коринфянам.

См. также Толкование на Деян. 10:23

Нил Синайский, прп. (†430)

но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему

«Во всяком языце бояйся Бога и делаяй правду приятен Ему есть» (Деян. 10:35). Но явно, что приятен Богу и не отвергается Им тот, кто в свое время прибегает к чествованию блаженнейшего боговедения. Бог не оставит его умереть в неведении, но укажет ему путь к истине и озарит его светом ведения, как Корнилия, о котором и изрек блаженный Петр сказанное выше слово.

Письма на разные темы. Максимиану

Анастасий Синаит, прп. (†701)

но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему

Когда слова эти были сказаны святым апостолом, то почти весь мир являлся неверующим, а все народы были беззаконными. Поэтому в то время боящийся Господа и поступающий по правде, как, например, сотник Корнилий, был приятен Богу независимо от того, являлся ли он иудеем или эллином; [таковыми] были жители Ниневии (Иона. 3.10) и друзья Иова.

Когда же проповедь Христова была возвещена [по всему миру] и апостолы, научая, крестили нас, то послушай, что Христос говорит им: В какой бы город ни вошли вы, и не послушают слов ваших, то, выходя, отрясите прах от ног ваших; истинно говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому (Мф. 10.11-15).

А в таком случае, как может быть приятен Богу тот, кто не почитает проповеди Сына Его и не верует в нее? Ведь таковой и Бога не боится, и поступает не по правде. В подобном смысле и понимай сказанное [апостолом] Павлом, что до проповеди [Христовой] слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во-первых, Иудею, потом и Еллину (Рим. 2:10), а после [этой] проповеди если бы даже… Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема (Гал. 1:8).

Вопросы и ответы

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 34-43 Отверз же Петр уста, рече: поистинне разумеваю, яко не на лица зрит Бог: Но во всяком языце бояйся его и делаяй правду приятен ему есть. Слово еже посла сыном Исраилевым, благовествуя мир Иисус Христом, сей есть всем Господь. Вы весте глагол бывший по всей Иудеи, наченшийся от Галилеи, по крещении, еже проповеда Иоанн: Иисуса, иже от Назарета, яко помаза его Бог Духом Святым и силою, иже пройде благодателствуя и исцеляя вся насилованныя от диавола, яко Бог бяше с ним. И мы есмы свидетеле всех, яже сотвори во стране иудейстей и во Иерусалиме: егоже и убиша повешше на древе. Сего Бог воскреси в третий день, и даде ему явленну быти: Не всем людем, но нам свидетелем преднареченным от Бога, иже с ним ядохом и пихом, по воскресении его от мертвых. И повеле нам проповедати людем и засвидетельствовати, яко той есть нареченный от Бога судия живым и мертвым. О сем вси пророцы свидетельствуют, оставление грехов прияти именем его всякому верующему в онь

Поистинне разумеваю… то есть, что Бог смотрит не на качество лица, но на различие дел. Тем, что он говорит, он ясно показывает, что Бог, которого боялся Корнилий, о котором он получил наставление из закона и пророков, ради которого он и милостыни творил, что этот Бог есть воистину Бог. Недоставало ему познания о Сыне. Смотри, как он не дает воли превозноситься своей мысли. Во всяком, говорит, языце, чтобы ты не подумал, что язычники принадлежат к разряду отверженных. Делаяй правду. Выражение: правду употреблено вместо: всякую добродетель. Не сказал: во всяком языце делаяй правду спасается, но: приятен есть, то есть, достоин того, чтобы быть принятым. Слово, еже посла сыном исраилевым. Дает сынам израилевым предпочтение. Это говорит и ради присутствующих, чтобы убедить их. Яко помаза Его Бог Духом Святым, разумеется − по человечеству. Так как Он уничижил (ἐκένωσε) самого Себя и приискренне приобщился нашей плоти и крови (Евр. 2:14), то об Нем говорится, что Он как человек принимает то, что Он имеет по естеству как Бог. Потому что Он принимает не самому Себе, но нам, как в начале это делал для самого Себя, или лучше, так как Он есть Бог Слово, то это у Него было свое. Выражение же: исцеляя вся насилованныя от диавола, указывает на многие, зависевшие от диавола, увечья и происшедшие от него повреждения в телах. Егоже и убиша, повешше на древе. Опять говорит об уничижении. Показавши, что Он Богом послан, апостол Петр говорит, что Он и убит. Чтобы ты не счел чего-либо неприличным, для этого заметь, что они никогда не скрывают учения о кресте, но вместе с прочим предлагают и образ смерти. Егоже и убиша, говорит, повешше на древе. Но свидетелем преднареченным. Хотя сам Иисус Христос их избрал, но выражение: преднареченным и это присвояет Богу Отцу. Иже с Ним ядохом и пихом. Посмотри, чем подтверждает истину воскресения. Почему Иисус Христос воскресши не сотворил никакого чуда, но ел и пил? Потому, что самое воскресение было великим чудом. Притом нет и не могло быть в этом случае чуда большего как то, что Он ел и пил. И засвидетельствовати. Засвидетельствовать, говорит, ясно, чтобы не впали в неведение. О сем вси пророцы свидетельствуют. Какие пророки только говорили, говорит, об отпущении грехов, все они говорили, что они отпускаются в этом Иисусе. Так и Исаия от Его лица говорит: Аз есмь заглаждаяй грехи твоя и беззакония твоя (Ис. 43:25). Но он не сказал, что Он есть Сын Божий, но, что больше их устрашало, приличное времени приготовление заимствуется из пророков, потому что они пользовались великою славою. Но поколебавши их страхом, он делает им снисхождение, впрочем изреченное не им, а пророками. Итак страшное он говорит от себя, а проникнутое кротостию от лица пророков.

Толкование на Деяния святых Апостолов

Серафим Саровский, прп. (†1833)

но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему

Писание говорит: Во всяком языце бояйся Бога и делаяй правду приятен Ему есть. И, как видим из последовательности священного повествования, этот делаяй правду до того приятен Богу, что Корнилию сотнику, боявшемуся Бога и делавшему правду явился ангел Господень во время молитвы его и сказал: Пошли во Иоппию к Симону Усмарю, тамо обрящеши Петра, и той ти речет глаголы живота вечного, в нихже спасешися ты и весь дом твой.

Итак, Господь все Свои Божественные средства употребляет, чтобы доставить такому человеку возможность за свои добрые дела не лишиться награды в жизни пакибытия. Но для этого надо начать здесь правой верой в Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия, Пришедшего в мир грешные спасти, и приобретением себе благодати Духа Святого, Вводящего в сердца наши Царствие Божие и Прокладывающего нам дорогу к приобретению блаженства жизни будущего века.

Но тем и ограничивается эта приятность Богу дел добрых, не ради Христа делаемых: Создатель наш дает средства на их осуществление. За человеком остается или осуществить их, или нет. Вот почему Господь сказал Евреям: Аще не бысте видели, греха не бысте имели. Ныне же глаголете − видим, и грех ваш пребывает на вас. Воспользуется человек, подобно Корнилию, приятностью Богу дела своего, не ради Христа сделанного, и уверует в Сына Его, то такого рода дело вменится ему, как бы ради Христа сделанное и только за веру в Него. В противном же случае человек не вправе жаловаться, что добро его не пошло в дело. Этого не бывает никогда только при делании какого-либо добра Христа ради, ибо добро, ради Него сделанное, не только в жизни будущего века венец правды ходатайствует, но и в здешней жизни преисполняет человека благодатию Духа Святого, и притом, как сказано: Не в меру бо дает Бог Духа Святого. Отец бо любит Сына и вся дает в руце Его.

Беседа с Мотовиловым о цели христианской жизни

Д.П. Боголепов, проф. (†1880)

34 Петр отверз уста и сказал: истинно познаю, что Бог нелицеприятен, 35 но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему. 
 

Тогда Петр начал воодушевленную проповедь о Христе. Прежде всего он высказывается о просветлении ума своего чрез переживаемое событие: оно дало ясно уразуметь всю полноту нелицеприятия и правды Божией, простирающейся до того, что не в иудейском народе только, но во всяком народе боящийся Бога и поступающий по правде приятен Ему и удостаивается Им входа в Царствие Его. Прежде апостол не знал, чтобы благочестивый язычник, оставаясь язычником, мог быть приятен Богу настолько, как это теперь оказалось, именно так, что правосудный, нелицеприятный Бог признает его достойным Своего Царства. Теперь же он ясно понимает эту истину.

Д.П. Боголепов, проф. Толковый Апостол

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

34. Петр отверз уста и сказал: истинно познаю, что Бог нелицеприятен;

35. Но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему.

Отверз уста (см. Деян.8:35) и сказал: речь Петра состоит:
1) из общего вступительного изречения о принятии в царство Божие людей добродетельных и набожных из всех народов без различия (34–35);
2) из краткого изображения деятельности Господа Иисуса до Его смерти (36–39) и по воскресении (40–42) и
3) из ссылки на пророческие изречения о спасении всех во Христе (43).

Истинно познаю: выражение, указывающее на высшую степень уверенности или убеждения несомненного. Этим самым фактом откровения Божия Корнилию через ангела и откровения самому Петру относительно дела Корнилиева Петр убедился или познал истинно и несомненно, что Бог нелицеприятен. Это не значит, что прежде Петр не был в сем уверен, а значит только, что его уверенность в сем получила новое несомненное подтверждение в таком поразительном событии, каково настоящее. Понятие нелицеприятия Божия поясняется далее тем, что во всяком народе, следовательно, не в одном только иудейском, избранном и руководимом законом народе, но во всяком из языческих, оставленных Богом ходить в путях своих, народов, боящийся Бога (см. прим. к ст. 2) и поступающий по правде, справедливо, соответственно с требованиями естественного закона совести, приятен Ему, благоугоден Ему, к таковому человеку Бог благоволит. Выражением сего благоволения служит приведение таковых людей в церковь Христову тем или другим путем, как и теперь приводится к Христу Корнилий. Выражение это не значит, что можно веровать как угодно и чему угодно и быть приятным Богу, только бы бояться Его и поступать по правде естественной, – не значит, что вера христианская не необходима для того, чтобы быть приятным Богу, но значит, судя по связи всей речи и по отношению к событию, при котором оно изречено, что Бог таковым людям дарует средства к спасению во Христе, так как таковые имеют способность быть христианами, а не то, чтобы быть блаженными без Христа, получить блаженство вне церкви Христовой. Таким образом, в этом изречении выражается мысль не о безразличии (индифферентизме) религиозном, а о безразличии народов в деле веры в Христа и в достижении через то оправдания или праведности перед Богом. Угодный Богу во всяком народе делается праведным перед Богом через Христа, а потому так или иначе приводится к Христу. «Как? Неужели приятен Ему и принадлежащий к Персам (например)? Если он достоин: то будет приятен так, что сподобится веры. Потому он не презрел и евнуха из Эфиопии. Но что, скажут, думать о людях богобоязненных и между тем оставленных в презрении? Нет, ни один богобоязненный не оставляется в презрении. Ибо не может быть презрен кто-либо из таких людей» (Злат.).

Толковый Апостол. Деяния Апостолов.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему

Приятен Ему − δεκτὸς αὐτῷ ἐστι… − приятен, т. е. принимается Им (от прийти), не отталкивается, не лишается права на участие в благодатном Царстве Христовом. Таким образом, здесь вовсе не та мысль, что можно веровать как угодно и быть угодным Богу, достаточно лишь поступать по правде естественной. Это означало бы не необходимость и веры христианской для спасения и Богоугождения, допускало бы полное религиозное безразличие, что невозможно, как невозможно − быть блаженным без Христа, вне Церкви Христовой. Мысль Петра − не о безразличии религиозном, а о безразличии национальном в деле приведения ко Христу: угодный Богу во всяком народе так или иначе приводится ко Христу, как достаточно подготовленный получает средства ко спасению в христианстве и делается праведным пред Богом. В таком духе толкует данное место и св. Златоуст: «Как? Неужели приятен Ему и принадлежащий к персам? Если он достоин, то будет приятен так, что сподобится веры. Потому он не презрел и евнуха из Ефиопии. Но что, скажут, думать о людях Богобоязненных и между тем оставленных в презрении? Нет, ни один Богобоязненный не оставляется в презрении, ибо не может, никогда не может быть презрен кто-либо из таких людей…»

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

34. Петр отверз уста и сказал: истинно познаю́, что Бог нелицеприятен,

35. но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему;

36. Он послал сынам Израилевым слово, благовествуя мир чрез Иисуса Христа; Сей есть Господь всех.


 

Вторая речь Апостола Петра в доме Корнилия была истинно наивысшим словом Евангельской проповеди, вдохновенной и оживленной настолько, что слушающие ее так возвысились, что удостоились чрезвычайных даров Святого Духа, после чего проповедник окончил свое живое слово предложением слушателям креститься, что те и приняли (ст. Деян.10:48). Видимо, высоко смотрел на эту Апостольскую речь и Дееписатель, предваряя, что Петр «отверз уста и сказал». Так Евангелист повествует о сказании Господом ногорной проповеди (Матф.5:2).

Уже в первых же словах речи содержатся две ее главных мысли: 1) что во всяком народе благоговеющие пред истинным Богом угодны Ему, и 2) что Иисус Христос есть Господь (и Спаситель) всех. Как бы основами этого учения служат для первой то, что Бог нелицеприятен, а для второй, что Иисус Христос послан был сынам Израиля для водворения мира в самом широком его смысле (но они не поняли сего). Он – мир наш, крестом убивший вражду и благовестивший мир дальним и ближним (говорит святой Апостол Павел), потому что через Него те и другие имеют доступ к Отцу в одном Духе (Еф.2:14-18). Мысль о приятности или угодности Богу нужно понимать в неразрывной связи и соотношении ее к другой рядом находящейся с нею мысли о господстве над всем Иисуса Христа, по отношению к Коему и нужно понимать эту угодность, т. е. всякий, кто боится Бога и живет по совести, может быть принят Иисусом Христом, как желанный и угодный Ему. Вне этой связи нельзя брать первого слова Апостола, ибо оно сказано именно для второй мысли, в которой и заключается сущность христианской проповеди Апостола, иначе она была бы нехристианскою, так как по христианскому учению нет иного имени, о нем же подобает спастись (Деян.4:12). Ту же мысль проводит Апостол Петр и здесь, но только поставляя ее иначе, однако же проповедуя учение о Христе возможно полное, как Помазаннике, Чудотворце, Спасителе-Страдальце, воскресшем Судии живых и мертвых и милостивом Мздовоздателе верующим в Него, которым Он, по вере их, может простить грехи их (ст.Деян.10:43).
«Как?» вопрошает святой Иоанн Златоуст: «неужели приятен Ему и принадлежащий к Персам? Если он достоин, то приятен будет так, что сподобится веры. Потому Он не презрел и евнуха из Ефиопии. Но что, скажут, думать о людях богобоязненных и между тем оставленных в презрения? Нет, ни один богобоязненный не оставляется в презрении. Ибо не может, никогда не может быть презрен кто-либо из таких людей».

Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible