Скрыть
и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом.

Святые отцы

Прочие

Августин Аврелий, блж. (†430)

Ст. 4-5 Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом

Итак, ГОСПОДЬ воздаст своим верным, делающим это дело столь благочестиво, столь радушно, столь благоговейно, что Он им тоже находит применение при возведении Своего строения, куда спешат они - камни живые, верой воспитанные, надеждой укрепленные, любовью сплоченные.

Проповеди

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 4-5 Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом

Вот как [апостол] называет путь привлекаемых к созиданию Церкви Божией. Ведь посредством сращенности [в одно Тело] и согласия друг с другом, посредством единомыслия и единства в слове, общности ума и воли, [верные] созидаются в один дом Божий.

Фрагменты

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

Ст. 4-5 Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом

Храм, который Он воздвиг, - это Его кафолическая Церковь, которую Он из верующих по всей земле словно из живых камней сооружает, соединяя их в единстве Своей веры и любви.

Гомилии на Евангелия

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 1-6 Итак, отложив всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие, как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение; ибо вы вкусили, что благ Господь. Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом. Ибо сказано в Писании: вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится

Итак, говорит, отложив всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие. Этими немногими словами он обнимает все множество и разнообразие зла. Ибо возрожденные к нетленной жизни не должны впадать в сети злобы и предпочитать несуществующее действительному. Ибо зло не есть сущность, но заключается в погрешности рожденной сущности. А большое различие между жизнью самоличной и тем, что только сопривходит к ней. Они, говорит, должны явиться свободными от коварства и лицемерия и зависти и всякого злословия. Ибо коварство и злословие далеки от истины и проповеданного вам учения. Коварство ищет погибели обманываемого им, лицемерие преуспевает в разности с действительностью, между тем спасительное учение, которым вы оглашены, преуспевает в противоположном. А какое место в вас зависти и злословию, - в вас, которые, связуясь неразрывным союзом братолюбия, можете не потерпеть вреда ни от кого из разлучающих вас? Что зависть и злословие служат причиной ссоры и взаимной ненависти, этого не знает разве тот, кто не знает печальной истории Каина, который через зависть разорвал братский союз, затем впал в коварство, лицемерие и убийство (Быт. гл. 4). А что завистливый нечист от злословия, в этом можно удостовериться из примера братьев Иосифа, которые весьма много наговаривали на него отцу своему (Быт. гл. 37). Посему, говорит, очистившись от всех этих зол, приступите как новорожденные младенцы (ибо таковых, сказал Господь, есть Царствие (Лк. 18:16)), и, питаясь бесхитростным учением, растите в меру полного возраста Христова (Еф. 4:13). Ибо вы вкусили, то есть чрез упражнение в священных заповедях евангельских вы осязательно узнали, сколь благо это учение. А чувство в деле знания сильнее всякого слова, как и испытываемое на деле приятнее всякого слова. Итак, опытно познав на себе благость Господа, и сами показывайте доброту и милость друг другу, и возложите себя на живой краеугольный камень, человеками отверженный, но Богом почтенный и избранный, и сущий и пророками предсказанный. Теснее дружитесь между собой чрез единение любви, и сочленяйтесь в полноту духовного дома, нимало не заботясь о презрении со стороны людей, потому что ими отвержен и краеугольный камень - Христос. Достигнув единомыслия между собой, и устроивши из себя духовный дом, и приобретши святое священство, приносите жертвы духовные. И не думайте, что можете приносить Богу жертвы непорочные тогда, когда не храните между собой союза любви. Воздевайте, сказано, чистые руки без гнева и сомнения (1Тим. 2:8). Как же желающий соединиться с Богом чрез молитву достигнет сего, когда сам отторгает себя от своего брата чрез гнев и злые сомнения?

Николай Варжанский, мч. (†1918)

О единой истинной Церкви и о сектах


Сектанты говорят: Еще потому можно строить Церковь, что сам ап. Петр заповедал это: «сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный» (1Пет.2:5).

Православный ответ: Христиане, действительно, должны созидать добрую христианскую жизнь, как «дом духовный», как «духовные жертвы, благоприятные Богу», но новые веры и церкви, противные основанной однажды на Христе, недопустимы, ибо они отвергают вместе с жидами камень, «Который сделался Главою угла» (Пс.117:22), забывши: 1Кор.2:11. Апостолы приносили «благоприятные Богу жертвы», но сект не создавали и им противились.

Оружие правды


О единой истинной Церкви и о сектах


Сектанты говорят: Баптист 1910 г., 23, 178; «есть видимая местная церковь, и есть невидимая, вселенская церковь. В последнем смысле слово это означает лишь умственное представление, которое не имеет реального бытия во времени или пространстве, или исторического факта, но означает лишь идеальное общество без организации, без действия, и без корпоративного бытия. ... изречение Иисуса: «На сем камне создам Церковь Мою» (Мф.16:18). Также: «чтобы чрез Церковь создалась известною многоразличная премудрость Божия» (Еф.3:10). «Он – глава Церкви, которая есть Тело Его» (Кол.1:18). «К торжествующему собору и Церкви первенцев, написанных на небесах». (Евр.12:23). Эти и некоторые другие места, надо полагать, относятся не к какому либо местному собранию верующих, но к вселенскому обществу верующих»...

«Такой вещи, как вселенская Церковь на земле, заключающейся в одном большом обществе, вовсе не существует».

Православный ответ: У баптистов Церковь «умственное представление» – фантазия, выдумка, а у нас действительность со дня сошествия Святого Духа.

У баптистов она не имеет реального бытия, не действительна, у христиан – живые камни, возрастающее в дом духовный (1Пет.2:5) для созидания самих себя в любви (Еф.4:16).

У баптистов она без места, а у христиан – Иудея и Еллада (1Кор.12:13). Иерусалим и Македония, Россия и Япония исповедуют едиными устами Господа. У баптистов – нет ее во времени, а у христиан она приобретенная кровью страданий от сошествия Святого Духа «во все роды, от века и до века» (Еф.3:21) и «во вся дни до скончания века» (Мф.28:20).

У баптистов не имеет «исторического факта», а у нас, по книге Деяний Апостольских, Церковь со дня сошествия Святого Духа и проповеди Петра, приложившей около 3,000.

У баптистов без организации, а у христиан на основании Апостолов и пророков на краеугольном камне – Христе, Церковь стройно организована во святой Божий храм (Еф.2:20-21;4:11-16; 1Кор.12).

У баптистов – «без действия», т.е. без жизни благодатной, а у нас вся жизнь Церкви во Христе и со Христом, «при действии в свою меру каждого члена получает приращение для созидания самого себя в любви» (Еф.4:16).

У баптистов, по их признанию, «без корпоративного бытия», т.е. без живых существ, а у нас со Христом, Богоматерью, Ангелами, угодниками и верующими, живущими здесь на земле и у Господа на небесах.

Оружие правды


О Священстве

 

Сектанты говорят: Мы по Писанию все священники и священноначалие не нужно нам (1Пет.2:5,9).

Православный ответ: Эти слова Божии были сказаны в Ветхом Завете (Исх.19:6). Но и тогда Господь не отменял священства. Некогда бунтовщики, подобно нашим сектантам, восстали против законного священноначалия, но Господь тяжко покарал противников законного порядка: расступилась земля и пожрала их (Чис.16). В согласии с древними бунтовщиками противятся истинному священству ныне сектанты, опираясь на Исх.19:6; 1Пет.2:9. Но забывают они, что в том же послании 1Пет.5:1-5, требуется повиновение законному пастырству.

Оружие правды

Иларий Арелатский, еп. (†449)

Ст. 4-5 Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом

На фундаменте были возведены апостол и пророки и патриархи.

Трактат на семь Кафолических посланий

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом.

И сами устрояйте из себя: основание положено избранное, драгоценное; на этом основании христиане должны сами устроять из себя дом духовный. Причина, почему сами, указывается в том, что они и сами суть камни живые, то есть имеющие в себе жизнь, дарованную им от Единого живого камня в возрождении (1Пет.1:3,2:2) и духовном общении жизни со Христом (ср. Ин.5:26,10:28,11:25,14:19); как живые, они должны сами устроять себя на этом основании, конечно под невидимым, но ощутительным духовно руководством Единого премудрого Архитектора – Бога, силою и действием благодати Святого Духа, при посредстве освящающих и оживотворяющих таинств Святой Церкви.

Сами из себя, то есть и каждый отдельно сам себя устрояй в этом общем строении, и все взаимно устрояйте себя, заботясь каждый о другом и, следовательно, все о всех.

Дом духовный: дом – в смысле храм (по контексту речи), где приносились жертвы; но это – храм духовный в противоположность вещественному, духовный потому, что устроен из камней живых, одушевленных Духом Божиим, совершенствующихся нравственно – в духе, живущих духом. Как дом, или храм, сложенный из множества отдельных камней и состоящий из разных частей, составляет единое целое, так и христианское общество должно быть единое целое, хотя состоит из множества отдельных членов. Мысль без образа: утверждаясь на вере во Христа – Искупителя мира, усовершенствуйтесь нравственно, и каждый отдельно, и каждый в отношении ко всем, следовательно – все в отношении ко всем, так чтобы все общество ваше было как бы духовным храмом, в котором обитает Бог.

Священство святое (устрояйте из себя): то есть будьте святым обществом священников. Как Бог в Ветхом Завете имел Свой храм и Своих священников, которые служили Ему в доме Его, особенно принесением жертв, так и в Новом Завете; только здесь все общество должно быть вместе и храмом, и священниками. Так как вся эта речь у апостола не собственная, а образная, которую нужно понимать в переносном смысле, то и выражение – священство святое должно быть понимаемо в переносном смысле, то есть не в смысле священства как особого класса лиц, поставленных в Церкви для учения, совершения таинств и управления; это последнее не упраздняется тем всеобщим священством, а напротив, служит только образом для выражения мысли о высоком назначении всех христиан.

Чтобы приносить духовные жертвы: как назначением главным священников ветхозаветных было – приносить во храме пред Богом установленные Богом вещественные жертвы, так и каждый христианин отдельно и все общество, как единое целое, должны приносить Богу жертвы духовные, так как они сами и составляют храм духовный и так как Бог есть Дух, Которому должно служить духом и истиною (Ин.4:23-24; ср. прим.). Что такое эти духовные жертвы? – Вообще жертвы добродетели. Добродетель для грешной природы человеческой так тяжела, должна сопровождаться таким подвигом, что, совершая ее, человек как бы жертву приносит Богу, подавляя греховные страсти, или вообще ветхого человека с деяньми его, для совершенствования человека духовного. Так святой апостол Павел умоляет христиан представить тела их в жертву живую Богу для разумного служения (Рим.12:1), и это – не только единократно когда-либо, но постоянно и непрерывно (ср. Лк.9:23). Все частные дела добрые: молитва, самоотвержение, дела милости и любви и проч. и проч. – все это суть жертвы духовные христианина Богу (ср. Евр.13:15-16; 1Ин.3:16; Флп.4:18 и др.).

Но так как все подобные жертвы, по немощи человеческой, не всегда и не вполне совершенны, то благоприятными Богу они могут быть только Иисусом Христом, по Его заступлению, силе, ходатайству, благодати и человеколюбию. Все эти жертвы обязан христианин как священник приносить и сам по себе, и чрез посредство установленного Христом чина священства, как особенного посредничества между Ним и верующими в Него для спасения их.
 

Толковый Апостол. Соборные послания.

Сергей Васильевич Кохомский (†XIXв.)

И сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом.

Яко камение живо зиждитеся в храм духовен, святительство свято, возносити жертвы духовны – вы род избран, царское священие.
   

На этих словах думают опереться проповедники одинакового священничества всех христиан. Однако апостол говорит не о множестве отдельных священников, а об едином священстве (святительство); он называет его еще домом духовным, в состав которого отдельный верующий входит, как один только камень. Следовательно, говоря, о святом священстве, апостол разумеет священство не отдельных христиан, а Церкви, дома Божия, в котором не точию сосуди злати и сребряни суть, но и древяни и глиняни (2Тим.2:20), в котором еда вcu апостолы, – еда вcu учители (1Кор.12:29)? Церковь священствует, но не потому, что все члены ее суть священники, подобно тому как тело наше видит, но не потому, чтобы каждый член его был глазом (ср. 1Кор.12:17). Кто хочет принимать участие в ее духовных жертвоприношениях, достигай этого чрез единство с нею, хотя может быть не как строитель таинств (1Кор.4:1), но только как причастник их.

Примечания к Апостолу и Апокалипсису в обличение штундистов и подобных им сектантов

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 4-5 Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом

Переходя от наставлений отдельным христианам к речи о совершенствовании христианского общества в целом, Апостол представляет христианское общество под образом строящегося здания, дома. И здесь мысль Апостола, естественно первее всего останавливается на краеугольном камне здания христианского общества, или Церкви - Христе Спасителе, Камне Живом (ср. Ин 6:51). Еще св. проповедники Ветхого Завета - св. пророк Исаия (Ис. 28:16) и св. псалмопевец (Пс 117:22) предвозвестили всемирное событие - положение Иеговою краеугольного камня на Сионе, верующий в который не постыдится, но неверующие строители отвергнут Его. Это пророчество толкуют о Христе Сам Спаситель (Мф 21:42), Апостол Петр в речи пред Синедрионом (Деян 4:11) и Ап. Павел (Рим 9:33). Ложному суждению неверующих людей об этом камне, отвергших Его, противостоит единственно-истинное суждение Божие о нем, как камне избранном и драгоценном (ст. 5). На этом камне все христиане должны созидаться в духовный дом или храм, в котором они образуют святое священство, ierateuma agiov.

Подобно тому как в Ветхом Завете Левитино священство нарочито было избрано Богом для предстояния Богу и принесения Ему жертв за себя и народ (Лев 16:1; Чис 9:13; Иез 40:46), хотя вместе с тем и весь народ, и отдельные его члены должны были впоследствии составить духовное священство и царство (Исх 19:5-6), так еще в большей степени - в Новом Завете существует священство для совершения таинств, учения и управления в Церкви; но рядом с ним, не упраздняя его, существует всесвященство, духовное священство всех христиан, обязанных приносить Богу духовные жертвы - молитвы и хвалы Богу, самоотвержение, дела любви и милости и другие христианские подвиги (Рим 12:1; Евр 13:15-16; 1Ин. 3:16; Флп 4:18). Апостол как бы так увещает христиан: «Теснее дружитесь между собою через единение любви, и сочленяйтесь в полноту духовного дома, нимало не заботясь о презрении со стороны людей, потому что ими отвержен и краеугольный камень - Христос. Достигнув единомыслия между собою, и устроивши из себя духовный дом, и приобретши святое священство, приносите жертвы духовные» (блаж. Феофил.).

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

2:4-5. Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом.

      Не всегда дети питаются молоком, но постепенно переходят и к более твердой пище; так и христиане должны постепенно переходить от силы в силу, и быть все более твердыми в вере и жизни, по образу Господа Спасителя, Который, не смотря на все злохуления врагов его, всегда неизменно тверд, как драгоценный и крепкий адамант, и потому служит несокрушимою опорою, краеугольным, важнейшим, основным камнем домостроительства нашего спасения.   
      Основываясь в жизни своей на сем живом камне, и христиане через возрождение во спасение должны изображать из себя живые камни, входящие в состав дома Божия, т. е. Церкви Христовой, в которой не только все должны постепенно возрастать во спасение, но еще необходимо должны быть священные лица, могущие приносить жертвы, более высокие, нежели какие приносились в Ветхом Завете, т. е. более плодотворные, которые служили бы выражением полнейшего самопожертвования Богу и были бы Ему вполне угодны. Такою жертвою может быть только вся жизнь человека, т. е. все внешние и внутренние добрые дела его, согласные с духом христианского учения и совершаемые в общении с Иисусом Христом, по вере в Его искупительную жертву.
      Под образом живого камня Иисус Христос был изображен еще в пророческом видении Даниила (Дан.2:34; 44-45). Он сам относил к Себе пророчество Давида о краеугольном камне (Мф.21:42). И многие Апостолы усвояли Ему этот образ (Рим.9:33); (Деян.4:11). Иисус Христос назвал камнем Петра. Он призывает и всех верующих быть живыми камнями, сравн. (Еф.2:22); (Евр.3:6), т. е. быть твердыми в вере, возможно служить друг для друга утверждением и опорою, и таким образом содействовать возрастанию и несокрушимой твердости стояния Церкви. Особенно выразительное представление верующих под образом камней находится у Ермы, церковного писателя конца I века. «Усовершенствуйтесь нравственно и каждый отдельно, и каждый в отношении ко всем, так, чтобы все общество ваше было как бы духовным храмом, в котором обитает Бог», говорит наш отечественный толкователь (преосвящ. Михаил), заключая объяснение сего места. Другой же толкователь говорит: «христиане должны ежедневно воздевать руки свои ко Христу и приближаться к Нему в молитве, чтобы получить от Него силу и благодать ко всякому благому делу, к укреплению во всех искушениях и утешению во всех скорбях».

Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible