Скрыть
некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы.

Святые отцы

Прочие

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы

В этих строках апостол открыто дает указание на то, что это послание он написал для пришедших к вере из числа язычников, которые, некогда далекие от жизни народа Божия, тогда через благодать веры были объединены в народ Его и милость, на которую не могли надеяться, получили. Взял же он их у пророка Осии, который, предрекая обращение язычников, говорит: не Мой народ назову Моим народом, и не помилованную - помилованною; и на том месте, где сказана вы не Мой народ, там названы будут сынами Бога живого. (Рим 9:25-26)

О семи Кафолических посланиях

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 9-10 Но вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы

Не одобрив худое поведение неверующих, сказав, что они сами стали виновны в своем неверии, апостол переходит теперь к одобрению правильно поступивших и говорит: вы, поступившие правильно, - род избранный, царственное священство. Он как бы так говорит: те по своей жестокости и упорству преткнулись о краеугольный камень, а не вошли вместе с ним в состав здания; вы же чрез свою благопокорность стали частью царственного священства, как род избранный, как народ святый. Впрочем, чтобы не расслабить их лишней похвалой и чтобы они не подумали, что стали народом святым по наследству, что удостоились такой чести потому, что происходят от Авраама и никогда не претыкались, апостол, дабы удержать их от такой мысли, прибавляет и говорит: не думайте много о роде; вы избраны в царственное священство не ради Авраама, ибо происшедшие от него имели священство, отдельное от царства; вы народ святой и род избранный и назначены в царственное священство не ради Авраама, но ради Христа, который назван и священником по чину Мелхиседекову (Пс. 109:4), и Царем кротким, праведным и спасающим (Зах. 9:9). Итак, от Него, имевшего и то и другое (и священство, и царство), вы, возрожденные чрез святое крещение, справедливо называетесь и родом избранным и царственным священством. Это вы имеете по милости Его, призвавшего вас из тьмы в чудный свой свет, посему делами света возвещайте совершенства Его и прочим людям. Это, говорит, вы имеете по Его человеколюбию. Посему к вам прилично приложить сказанное: некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованные (ср. Ос. 2, 23). Чтобы речь эта не показалась тяжелой, он укоризненные слова приводит из пророка Осии. Итак, возвещайте совершенства Его своею добродетелью. А как им возвещать их? Этому научает сам Господь, когда говорит: так пусть светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела, и прославляли Отца вашего Небесного (Мф. 5:6). Люди, взятые в удел (είς περιποίησιν), то есть народ взятый во владение, или в наследство. Ибо создание Божие - все, а удел Божий - одни только те, которые удостоились этого за свою добродетель.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 9-10 Но вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы

В противоположность печальной участи неверующих и отверженных, Апостол светлыми и сильными чертами рисует высокое призвание и назначение людей верующих, для которых Христос есть истинно краеугольный и драгоценный камень. Черты эти заимствованы Апостолом из Ветхого Завета, частью из закона Моисеева, Исх. 19:5-6; Втор. 7:6, частью из пророков Ос. 1:6, 8; 2:23 -24, употребляя о христианах выражения: «род избранный», «царственное священство» (ср. Откр. 1:6; 5:10), «народ святой», «люди, взятые в удел» - все эти почетные наименования ветхозаветного Израиля имеют высший смысл в приложении к христианам, искупленным кровью Сына Божия. Так возвеличенные и облагодатствованные, христиане имеют высокое предназначение и цель жизни - возвещать совершенства Призвавшего - Бога. «Этому научает Сам Господь, когда говорит: «так пусть светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5:6). Ибо создание Божие - все, а удел Божий - одни только те, которое удостоились этого за свою добродетель» (блаж. Феофил.). Противоположность прежнего и нового состояния призванных в ст. 10 обозначена изречением пророка Осии (приводимым не буквально): вы - «некогда не народ, а ныне народ Божий, некогда непомилованные, а ныне помилованы» (Ос. 2:23), «чтобы речь эта не показалась тяжелою, он укоризненные слова приводит из пророка Осии» (блаж. Феофил.).

Толковая Библия

Андрей Монах (†?)

некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы

[Это сказано] поскольку они, призванные из различных народов и законов, отвергли всякую пестроту в том, чтобы воспринять единое мнение, внимая одной вере и одному учению, через которое становится одна душа и сердце, один святой народ.

Фрагменты

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы.

Противоположность прежнего и нового состояния призванных, выраженная как противоположность света и тьмы, объясняется и раскрывается в новых противоположностях: некогда не народ и проч. Изречение заимствовано (не с буквальною точностию) из Книги пророка Осии (Ос.2:23), где Бог, называя тогдашний народ еврейский не Своим народом, так как он, по своим нравам и образу жизни греховному, был недостоин того, чтобы называться народом Божиим, обещает, что во времена Мессии народ сделается достойным того, чтобы Бог сказал ему: ты народ Мой; в этом же смысле обещается помилование не помилованному (народу). Обетование это исполнилось, когда лучшая (хотя и небольшая) часть народа перешла из иудейства в христианство, и апостол прилагает это изречение пророка к своим читателям, а в лице их и ко всем христианам. Относясь к христианам из иудеев, оно вполне может быть приложено и к христианам из язычников, ибо если иудеи были не народ Божий и не помилованные некогда, то тем более язычники; а призванные из них так же, как призванные из иудеев, стали народом Божиим и помилованными.

Непомилованные: за свои грехи подлежавшие праведному суду и осуждению Божию и недостойные Его милости и помилования; помилованные: которым ради крестных заслуг Искупителя, усвоенных ими себе по вере в Него, прощены грехи и дарована благодать Божия как дар и знак помилования и оправдания пред Богом. Так высоко значение и предназначение христиан, призванных из иудеев и язычников равно!

Толковый Апостол. Соборные послания.

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

2:10. Некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы (Ос.2:23).


       Как вполне отделенные от Евреев, бывших некогда избранников Божиих, и принадлежа в наибольшем числе к разным другим народностям, христиане могли недоумевать о своем избрании Богом, особенно ввиду возможных притязаний со стороны Евреев и Иудействоваших христиан, поэтому Апостол для успокоения христиан из язычников приводит свидетельство из пророка Осии, в котором с полной ясностью представляется их избрание в народ Божий.
       Достойна примечания мысль Апостола о том, что люди, пребывающие в язычестве, не народ. В слове этом лежит та поучительная мысль, что Бог должен быть главою всякого народа и потому те языки, которые не знают Его и не исполняют Его святой воли не заслуживают даже и названия народа, которым по справедливости могут быть только причастники благодати.

Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible