Скрыть
И рече́ илiа́: не развраща́ю а́зъ Изра́иля, но ра́звѣ ты́ и до́мъ отца́ тво­его́, егда́ оста́висте вы́ Го́спода Бо́га ва́­шего и идо́сте вслѣ́дъ Ваа́ла:

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 17-18 Когда Ахав увидел Илию, то сказал Ахав ему: ты ли это, смущающий Израиля? И сказал Илия: не я смущаю Израиля, а ты и дом отца твоего, тем, что вы презрели повеления Господни и идете вслед Ваалам

Такая вольность слов раздражала Ахава особенно сильно, но он не стал ни нападать на Илию, ни упрекать его, как сказано в двух исторических книгах Царств. [Всё это для того], чтобы вы знали, какую власть дал Господь Илии над духом царя, какой страх перед Своим пророком Он вложил в его сердце. То же в древние времена Он содеял с фараоном через Моисея и Аарона, когда они сурово говорили к нему и причиняли [своими деяниями] ему большие страдания, нежели словами.

Комментарии на 3-ю книгу Царств

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 17-18 Когда Ахав увидел Илию, то сказал Ахав ему: ты ли это, смущающий Израиля? И сказал Илия: не я смущаю Израиля, а ты и дом отца твоего, тем, что вы презрели повеления Господни и идете вслед Ваалам

Не имели ли дерзновения Илия, Иоанн и им подобные? Не обличал ли один Ахава, а другой Ирода? Этот говорил: Не должно тебе иметь жену брата твоего (Мк 6:18), а Илия с дерзновением говорил Ахаву: Не я смущаю Израиля, а ты и дом отца твоего (3Цар 18:18). Ты видишь, какое дерзновение творит бедность? Ибо богач есть раб, он подвержен убыткам и представляет возможность всякому желающему причинить ему вред, а ничего не имеющий не боится ни публичного торга, ни судебного приговора. Если бы бедность лишала дерзновения, то Христос не посылал бы в бедности Своих учеников на дело, требовавшее великого дерзновения.

Толкование на послание к Евреям

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 17-20 Когда Ахав увидел Илию, то сказал Ахав ему: ты ли это, смущающий Израиля? И сказал Илия: не я смущаю Израиля, а ты и дом отца твоего, тем, что вы презрели повеления Господни и идете вслед Ваалам; теперь пошли и собери ко мне всего Израиля на гору Кармил, и четыреста пятьдесят пророков Вааловых, и четыреста пророков дубравных, питающихся от стола Иезавели. И послал Ахав ко всем сынам Израилевым и собрал всех пророков на гору Кармил

Свидание пророка с Ахавом, обличение его и предложение испытания силы Иеговы и Ваала

Ахав суеверно видит в пророке человека, приносящего народу несчастье (евр. охер, ст. 17, ахар; ст. 18: губить, губитель, ср. Быт XXXIV:30; Нав VI:18; VII:25), но пророк источник гибели Израиля видит (ст. 18) в идолослужении Ваалам (Ваал, кроме общего имени, имел еще разные эпитеты и прозвания: Вааль-Вериф, Ваал-Зебув и др., в которых идолослужители видели отдельные божества) и предлагает религиозное состязание с 450 пророками Ваала и 400 пророками Ашоры-Астарты, в присутствии «всего Израиля» (т. е. народных представителей) на горе Кармил. Гора Кармил (евр. Кармел, собств. сад, Нав XIX:26; Onomast. 602), к югу от залива Акко, составляет северное продолжение гор Ефремовых, близ потока Киссона. В древнее время г. Кармил, по Иосифу Флавию (Древн. V, 1, 22; Иуд. Война, III, 3, 1), составляла границу между Галилеею и Тирскою областью; известна была растительностью, а также обилием гротов. Пророком избрана была, вероятно, как центральное место в Израильском царстве, и притом близкое к летней резиденции Ахава (ср. ст. 46); наконец, здесь, очевидно, издавна был чтимый жертвенник Иеговы (ст. 30). Ахав немедленно исполняет предложение пророка (ст. 20), на которого только что пылал гневом (ст. 17): ясно, что личность пророка имела сильное влияние и на этого царя.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible