Скрыть
ибо у царя был на море Фарсисский корабль с кораблем Хирамовым; в три года раз приходил Фарсисский корабль, привозивший золото и серебро, и слоновую кость, и обезьян, и павлинов.

Святые отцы

Прочие

Феодорит Кирский, блж. (†457)

22. ибо у царя был на море Фарсисский корабль с кораблем Хирамовым; в три года раз приходил Фарсисский корабль, привозивший золото и серебро, и слоновую кость, и обезьян, и павлинов.

[Вопрос] Что за город Фарсис? 
[Ответ] Здесь писатель наименовал какое-то место в Индии. А толковавшие Иезекииля назвали так Кархидон, прилежащий к стране Ливийской. Впрочем, славимый всюду Соломон, сподобившийся стольких даров от Бога, имевший данниками соседних царей и обложивший оброком всех от Евфрата до Нила, забыл дары Божии. Ибо, став похотливым, вступил в общение со многими женами; не довольствовался туземными, но вопреки закону брал и иноплеменных, и сперва взял дочь фараонову, а потом брал жен моавитских, сирийских, идумейских и амморрейских, с которыми вступать в брак воспретил Бог, чтобы любовь к ним не понудила служить богам их. Сие и было с Соломоном, ибо «построил Соломон капище Хамосу, мерзости Моавитской, на горе, которая пред Иерусалимом, и Молоху, мерзости Аммонитской.
Так сделал он для всех своих чужестранных жен, которые кадили и приносили жертвы своим богам [созда высоко капище Хамосу, идолу моавлюи Мелхолуидолу сынов Аммоних, и Астарте, мерзости сидонстей. Тако сотвори всем женам чуждимприносил фимиам и жертвы идолам их]"(3Цар.11:7-8). Другие переводчики сказали «кадяху и жряху». Очевидное дело, что Соломон создал капища, а жены его служили идолам. Но и в таком случае не свободен он от обвинения, ибо сказано: "И делал Соломон неугодное пред очами Господа и не вполне последовал Господу, как Давид, отец его" (3Цар.11:6). разгневался Господь на Соломона за то, что он уклонил сердце свое от Господа Бога Израилева, Который два раза являлся ему и заповедал ему, чтобы он не следовал иным богам; но он не исполнил того, что заповедал ему Господь [Бог]" (3Цар.11:9-10). "сердце его не было вполне предано Господу Богу своему, как сердце Давида, отца его. (3Цар.11:4).  К усилению обвинения упомянуто о бывшем дважды Божественном откровении сказано: не чрез другого пророка указал ему Бог, что должно делать, но Сам паче всего воспретил ему служение богам лжеименным, а потом повелел хранить и другие законы. Поскольку же Соломон по невоздержанию уклонился в нечестие и похотливость довела его до служения идолам, то Бог лишил Соломона Своего о нем попечения. Ибо сказал: «отторгну от тебя царство и отдам его рабу твоему;"(3Цар.11:11). Потом показывает безмерную благость: «но во дни твои Я не сделаю сего ради Давида, отца твоего; из руки сына твоего исторгну его;" (3Цар.11:12). Тебе помощник отец, а сын твой лишен отеческой помощи. не все царство исторгну; одно колено дам сыну твоему ради Давида, раба Моего, и ради Иерусалима, который Я избрал. (3Цар.11:13), – т.е. присовокуплю Вениамина к колену Иудину. И весьма справедливо Бог соединил два сии колена. Как колено Иудино имело в себе царский род, так Вениаминово – храм Божий, потому что Иерусалим был жребием колена Вениаминова. После писатель говорит о восстающих против Соломона врагах. Пока пользовался он Божиим промышлением, жил в мире и тишине, все были ему покорны и приносили большею частью великую дань. Но как скоро лишен Божия промышления, подвергся неприязненным нападениям.

 

Толкование на 3-ю книгу Царств

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

ибо у царя был на море Фарсисский корабль с кораблем Хирамовым; в три года раз приходил Фарсисский корабль, привозивший золото и серебро, и слоновую кость, и обезьян, и павлинов

Фарсис (евр. Таршиш), по общепринятому почти мнению, есть Финикийская колония в Испании (ср. Ис XXIII:10; Иер. X:9; Иез XXXVIII:13). Но выражение «корабль Фарсисский на море» не означает корабля или флота, ходившего в Фарсис (как ошибочно в 2Пар IX:21; XX:36-37. Vulg. : ibat in Tharsis): флот Соломона ходил в Офир (IX:28; X:11), а не в Фарсис; выражение это имеет общий смысл: морской корабль, корабль дальнего плавания, как теперь есть эпитеты для пароходов «гренландский» или «ост-индский». И. Флавий, напротив, видел здесь название залива Средиземного моря при известном Киликийском городе Тарсе, родине Апостола Павла: «у Соломона, - говорит И. Флавий, - имелось множество кораблей в так называемом Тарсийском море» (Древн. VIII, 7, 2). Но о последнем ничего не известно из библейского текста. В числе товаров, привозимых флотом, названы обезьяны (евр. кофим) и павлины (евр. туккиим). И. Флавий считал последнее слово названием невольников, эфиопов.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible