Скрыть
Дети! храните себя от идолов. Аминь.

Святые отцы

Прочие

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

дети! храните себя от идолов. Аминь

Так как апостол писал настоящее послание к совершенным верующим, то некоторые спрашивали, для чего он заповедует им хранить себя от идолов. Отвечаем. Апостол писал это всей Церкви, которая не вся наполнена была людьми избранными, а между ними иные были и с неправым расположением. Таким и дает он заповедь эту, опасаясь за их слабость.

Толкование на 1-ое послание святого апостола Иоанна

Иустин (Попович), прп. (†1979)

Ст. 20-21 вемы же, яко Сын Божий прииде, и дал есть нам свет и разум, да познаем Бога истиннаго, и да будем во истиннем Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и Живот вечный. Чадца, храните себе от треб идольских. Аминь

В этом стихе раскрывается, строится и подытоживается все благовествование святого Иоанна Богослова и все его богословие. Сын Божий пришел и дал нам просвещенный разум, которым, находясь в Нем, вемы (знаем) истинного Бога. Кроме того, Он нам дал и те силы, с которыми мы становимся Его, с которыми мы устанавливаемся в Нем, и, следовательно, мы всем нашим существом пребываем в Нем, в истинном Боге, и Им – в вечной жизни. На вопрос христиан – где вы, где находитесь? – верный ответ следующий: хотя мы находимся в этом мире, который весь во зле лежит, но живем мы в Иисусе Христе, в истинном Боге и в вечной жизни. Если бы нам Бог не дал просвещенный разум и рассудок, то мы не познали бы Праведного Бога и все были бы идолопоклонниками, поскольку лишь Богочеловек Христос есть истинный Бог. Кто не видит Христа и не признает Его, тот является идолопоклонником, поскольку не знает истинного Бога. И кто признает кого-либо другого или что-нибудь другое за Бога, и такой является идолопоклонником, поскольку и он не знает Единого истинного Бога и Господа Иисуса Христа. И то, что Он есть истинный Бог, Он показал не тем только, что Он имеет жизнь вечную, но и тем, что Он дает ее другим, людям, которые веруют в Него. Этим познается истинный Бог – тем, что Он Единственный, Кто имеет жизнь вечную и дает ее всем Своим последователям. Это самое точное определение для отличия истинного Бога от других, ложных, богов. Ибо ложен каждый бог, который не может даровать людям вечную жизнь. А этого не может сделать никто из тех, кто не победил смерти. Богочеловек Христос есть Единственный, Кто победил смерть Воскресением. Поэтому Он и есть истинный Бог и Жизнь вечная. Любой другой есть “небог”, есть ложный бог. Признание, исповедание и проповедь о любом другом боге, кроме Христа, есть не что иное, как идолопоклонство. Да, идолопоклонство – это поклонение любому идолу, вместо поклонения Единому истинному Богу, Господу Иисусу Христу. Идолопоклонство включает все, начиная от наиболее грубого, пошлого и дикого суеверного культа и кончая самым высоким символизмом. В идолопоклонстве почитаются за богов не только камни, деревья, животные, планеты, скульптуры, но и люди, и герои, и духи (добра и зла), и открытия, и идеи, и страсти, и культуры, и политика, и наука, и философии, и искусства, и все, что противопоставляется по собственному желанию идолопоклонников истинному Богу и Господу Иисусу Христу (т.е. заменяет Его). Поэтому святой Иоанн Богослов, “сын громов” новозаветной истины, заканчивает свое чудесное благовествование словами: Дети! Храните себя от идолов, храните себя от идолопоклонства. Аминь.

Толкование на 1-ое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова

Андрей Монах (†?)

Возлюбленные! пишу вам не новую заповедь, но заповедь древнюю, которую вы имели от начала. Заповедь древняя есть слово, которое вы слышали от начала

Равным образом кто-нибудь скажет: как можно было слушателям послания понять, что [эта] написанная заповедь была от начала, если они не были иудеями - что очевидно из окончания послания, где апостол говорит: дети! храните себя от идолов (1Ин 5:21)? Итак, древняя и существующая от начала и слышанная всеми людьми заповедь - это хранение расположения к ближним согласно естественным помышлениям. Ведь все мы, будучи по природе кроткими и общительными живыми существами, любим ближнего.

Фрагменты

Иларий Арелатский, еп. (†449)

дети! храните себя от идолов. Аминь

Послание завершается так же, как началось, так как в начале он изложил, что есть Бог, чтобы люди не молились пустым идолам. Здесь золотой круг Иоанна, который начало и конец в одном.

Трактат на семь Кафолических посланий

Евсевий (Орлинский), архиеп. (†1883)

Дети! храните себя от идолов. Аминь

Это заключение послания. После наставлений, которыми Апостол убеждал хранить веру в Иисуса Христа, Сына Божия, и всегда соблюдать Его заповеди, без чего вера недействительна и получение спасения невозможно, св. Иоанн предостерегает христиан от такого искушения, которое в первенствующей Церкви могло многих отвлекать от пути истины и спасения и ввергать в пропасть языческих суеверий и пороков. Много христиан было новообращенных из язычества; многие из таких могли быть не совсем свободны от языческих обычаев и заблуждений; многие могли находиться в близком отношении к язычникам, будучи, например, членами семейства, состоящего из христиан и язычников. При таких обстоятельствах современной Апостолу Церкви, его наставление могло относиться ко многим, а может быть, и к большей части христиан.

Наставление апостольское допускает и такое обширное значение, что может относиться ко всем заблуждениям и порокам, которые противны духу христианского благочестия, и потому, подобно идолопоклонству, удаляют человека от истинного Бога и Господа Спасителя, и от истинной жизни в Нем и вечного блаженства. А если мы слова Апостола приложим к современным христианам, и рассмотрим внимательно современные учения и господствующие обычаи; то сколько найдем заблуждений и пороков, которые, подобно идолам, содержат многих в узах неведения об истинном Боге и служении Ему, и о благах духовной жизни, по учению Христову!

Беседы на первое Соборное Послание святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

дети! храните себя от идолов. Аминь

Дети (1Ин. 2:1, 28; 1Ин. 3:18; 1Ин. 4:4), храните себя от идолов: сказав о необходимости хранить истинную веру в Бога и Господа Иисуса Христа, апостол в заключение предостерегает от идолопоклонства, или вообще от идолослужения и от безбожия. Кратко это наставление, или предостережение, апостола, так как читатели, без сомнения, уже не верили в идолов и не почитали их; но апостол счел за нужное сделать такое предостережение в заключение послания, чтобы кратким и сильным словом выразить противоположность между верою христиан и суеверием язычников. Или, как говорит блаженный Феофилакт: «апостол писал это всей Церкви, которая не вся наполнена была людьми избранными, а между ними иной был и с неправым расположением. Таким и дает он заповедь эту, опасаясь за их слабость». Аминь.

Толковый Апостол. Деяния Апостолов.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 18-21 мы знаем, что всякий, рожденный от Бога, не грешит; но рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему. Мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле. Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная. Дети! храните себя от идолов. Аминь

Теперь следует заключение послания. Троекратным мы знаем (ст. 18, 19, 20) Апостол еще раз приводит читателям основные истины, раскрытые им в послании, совершенно бесспорные и для Апостола, и для всех христиан. Первое положение, ранее раскрытое Апостолом (1Ин. 3:9), гласит: всякий, рожденный от Бога, не грешит (ст. 18) «Однако ж, чтобы кто-нибудь не подумал, что природа его (возрожденного) претворяется и становится уже неуловимою для греха, прибавляет: хранить себя, т. е. если не будет хранить и беречь себя, то, без сомнения, согрешит.

Итак, он не по природе достигает безгрешности, но по великому дару Божию. Бог, усыновив нас, удостоил нас такой благодати, что мы, соблюдая и сохраняя поданный от него дар, можем и не грешить» (Феофил.).

Второе положение состоит из двух противоположных суждений: мы от Бога, а мир весь во зле лежит (ст. 19) - мир боговраждебный обнимает прежде всего князя мира сего (Ин 12:31) и чад его, особенно лжеучителей и антихристов, о которых говорил Апостол (1Ин. 2:18-19; 22-23; 1Ин. 4:2-8), а также тех, которые следуют похотям мира (1Ин. 2:15-16). Всего этого должны быть чужды истинные христиане, как рожденные от Бога. Такое состояние верующего обусловливается тем, что Господь Иисус Христос, явившись в мир, дал нам возможность познать истинного Бога, и мы находимся в общении с Богом, будучи в общении с Его Сыном Иисусом Христом, Который есть истинный Бог и жизнь вечная (ст. 20). Это третье положение суммирует все сказанное Апостолом в отделе 1Ин. 4:9 - 1Ин. 5:12.

Находясь в общении с истинным Богом, имея от Него жизнь вечную, христиане должны всячески уклоняться от почитания ложных богов и от всякого вида идолопоклонства (ст. 21). «Апостол писал это всей церкви, которая не вся наполнена была людьми избранными, а между ними иной был и с неправым расположением. Таким он и дает заповедь эту, опасаясь за их слабость» (блаж. Феофил).

Толковая Библия

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Ст.21 Дети! храните себя от идолов. Аминь

     
Настоящая приписка, по-видимому, не имеет связи с предшествующим, но в сущности она весьма важна и имеет существенное отношение, как к предшествующим словам о мире, во зле лежащем, так и вообще ко всему содержанию послания, направленному против вторжения в христианский мир (через ереси и лжеучения) языческих представлений и языческого образа жизни, который по еретическому учению должен быть для христиан безразличным. Это безразличие нагляднее всего можно было показать через спокойное участие в идолослужении знакомых, родных и даже личное, оправдывая себя тем, что идол ничто. Уча смотреть на это дело глубже, Апостол в кратких, но сильных словах заповедует хранить себя от идолов, ибо известию, что язычники в идолослужении видели публичную измену христиан своей вере, и потому, когда открылись гонения, мучители прежде всего принуждали христиан к принесению жертв идолам. И ныне измена христианству прежде всего сказывается в служении тому или другому идолу, которому изменники служат, как Богу, вместо единого истинного Бога. Да сохранит нас Господь Своею мощной силою от таких заблуждений, да пребываем в непрестанном служении Ему единому, Его Единородному Сыну и Духу Святому, да вси едино будем ныне и присно. Аминь.

Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий

Стих: Предыдущий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible