Скрыть
И то уже весьма унизительно для вас, что вы имеете тяжбы между собою. Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными? для чего бы вам лучше не терпеть лишения?

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

И то уже весьма унизительно для вас, что вы имеете тяжбы между собою. Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными? для чего бы вам лучше не терпеть лишения

Уже и то весьма как бы унизительно и постыдно есть в вас, что тяжбы имеете друг с другом. Ведь, если обиду получите, поступайте так, как повелено вам: если когда оскорбят вас, прощайте, как заповедано вам, и не вступайте в судбище друг с другом (Мф. 5:38-41).

На 1-е послание к Коринфянам

Василий Великий, свт. (†379)

И то уже весьма унизительно для вас, что вы имеете тяжбы между собою. Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными? для чего бы вам лучше не терпеть лишения

Таким образом и его [брата], хотя и против воли, избавим от бед, и сами не преступим заповедей, как служители Божии, незлобивые и несребролюбивые, твердо стоящие за обнаружение истины и никогда не преступающие надлежащую меру ревности.

Правила, пространно изложенные в вопросах и ответах (Большой Аскетикон)

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

И то уже весьма унизительно для вас, что вы имеете тяжбы между собою. Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными? для чего бы вам лучше не терпеть лишения

Праведник все делает с кротостью, показывая превосходство своего любомудрия и научая не только своих современников, но и все последующие поколения – никогда не допускать, чтобы служащие нам ссорились с ближними.

Гомилия 33 на Книгу Бытия.

См. также Толкование на 1Кор. 6:6

Исидор Пелусиот, прп. (†440)

И то уже весьма унизительно для вас, что вы имеете тяжбы между собою. Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными? для чего бы вам лучше не терпеть лишения

На слова: почто не паче обидими есте?

Когда кто, как писал ты, пожеланием чужого до безрассудства раздражает душу, решившись, не только поступать неправедно, но и оправдывать себя написанным: почто не паче обидими есте? - то пусть слышит, если имеет уши и не заградил их сребролюбием: раз написано это мне, то и тебе написано не отнимать чужого. Посему апостольский совет да не будет для тебя предлогом к любостяжателености. Не думай, что Апостол, дав мне совет терпеть лишение, тем самым тебе дал право обижать. Мне быть обидимым - доставить спасение; а тебе отнимать чужое - принесет наказание.

Письма. Книга II

Феодорит Кирский, блж. (†457)

И то уже весьма унизительно для вас, что вы имеете тяжбы между собою. Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными? для чего бы вам лучше не терпеть лишения

Коринфяне, как показывает апостол, не только не следуют этому, но поступают совершенно противоположным образом.

Толкования на 1-е послание к Коринфянам

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

И то уже весьма унизительно для вас, что вы имеете тяжбы между собою

Прежде запрещал судиться у неверных, а теперь запрещает и самый суд, говоря: и то уже весьма унизительно для вас, то есть предосудительно и постыдно, что вы имеете тяжбы, то есть спорные дела, друг с другом (это значат слова между собой). Апостол сказал это с особенной выразительностью, ибо мы, христиане, должны почитать друг друга братьями.

Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными? для чего бы вам лучше не терпеть лишения? Но вы сами обижаете и отнимаете, и притом у братьев

Много обвинений. Первое то, что они не умеют переносить обид; второе то, что, напротив, сами обижают; третье то, что обижают братьев. Хорошо было бы, говорит, и не обижать, и не терпеть обид; но если следует избрать одного из двух, то лучше терпеть обиды.

Толкование на 1-е послание к Коринфянам святого апостола Павла

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Ст. 7-8 Уже убо отнюд вам срам есть, яко тяжбы имате между собою. Почто не паче обидими есте? почто не паче лишени бываете? Но вы сами обидите и лишаете, да еще братию

Между тяжущимися две стороны: один считает себя обиженным, или есть в самом деле таков; другой считается обижающим, или есть в самом деле таков. Апостол ни одного из них не обвиняет. Обижаемому говорит: чего ради не соглашаешься остаться обиженным и понесть лишение? Обижающему говорит: зачем обижаешь, да еще брата? Правило же его и желание его то, чтобы тяжб совсем не было между христианами. «Я еще не исследую, говорит, того, кто прав и кто не неправ; уже по тому самому, что судятся, оба они достойны осуждения и ничем один другого не лучше. Не говори мне (обиженный), что тебе причинена обида; осуждаю тебя уже за то, что судишься. (А тебе, обижающий, скажу): если не сносить обиды – грех, то нанесение обиды какого достойно осуждения? Здесь два преступления, или, лучше, три, и даже четыре. Одно то, что не сносят обиды; другое, что сами обижают; третье, что ищут суда у неправедных; четвертое, что поступают так с братом. Ибо неравно судятся грехи, когда они совершаются против кого-нибудь, встретившегося случайно, или против собственного члена (брата); в последнем случае обнаруживается больше бесстыдства: там оскорбляется одно естество, а здесь и самое сердце» (святой Златоуст). «Или не весте, яко неправедницы царствия Божия не наследят (стих 9)? Заключает увещание угрозою, делая чрез то слово свое сильнейшим» (Феофилакт).

Требование, чтоб между христианами не было тяжб, не представляет ничего чрезмерного. Христианское общество есть общество святых. Таким изображает его святой Павел всюду. Грешников всех велел он изгонять вон, лишая и имени христианского, если не покаются. Изгнал он блудников, изгнал лихоимцев и хищников, изгнал досадителей и пьяниц. Но если не будет в обществе таких лиц, то и обижать некому будет. Не будь обид, и повода к тяжбам не будет. А если случится какое столкновение, то оно всегда может быть улаживаемо помощию какого-либо посредника, а то и без него, когда между всеми царствует любовь и все одинаково стремятся к сохранению общего мира. Как ныне ослабела церковная дисциплина!

Толкование 1-го послания апостола Павла коринфянам

Амвросиаст (†IVв.)

И то уже весьма унизительно для вас, что вы имеете тяжбы между собою. Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными? для чего бы вам лучше не терпеть лишения

Павел указывает, что грех есть, когда брат вздорит с братом, в то время как следовало бы приложить усилия к согласию - как родным. Людям с верой нашей следует стремиться к любви. Хотя христианину спорить и не должно, все же в заслуживающих внимания в силу их серьезности случаях с тяжбой следует обратиться к Церкви, дабы не получил брат скорого осуждения и не погиб.

На Послания к Коринфянам

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 7-8 И то уже весьма унизительно для вас, что вы имеете тяжбы между собою. Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными? для чего бы вам лучше не терпеть лишения? Но вы сами обижаете и отнимаете, и притом у братьев

Уже в 6-м ст. апостол дал понять, что нехорошо поступают христиане судясь между собою - ведь они братья (брат с братом судится). Теперь он эту мысль о неприличии тяжебных дел среди христиан раскрывает обстоятельнее, указывая, что христианину подобает скорее терпеть обиду и лишения, чем отнимать что-нибудь у братьев даже и путем суда. - Ап. не говорит этим, что христианин совсем не должен защищаться против причиняемой ему несправедливости, но все-таки советует не доводить дела до судебного разбирательства. К этому побуждает христианина его любовь к братьям, которая идет на всякие уступки (ср. Мф V:39-42).

См. также Толкование на 1Кор. 6:1

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

И то уже весьма унизительно для вас, что вы имеете тяжбы между собою. Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными? для чего бы вам лучше не терпеть лишения? Но вы сами обижаете и отнимаете, и притом у братьев

Выходя из обличаемого факта, Апостол устанавливает для христиан такой образ поведения, который совершенно устраняет всякия тяжебные дела. Он напоминает христианам их обязанности переносить все обиды и лишения, исключающие возможность нанесения обид и лишений, особенно своим же братьям-христианам. В нанесении обиды, по слову святого И. Златоуста, «два преступления, или лучше три, даже четыре. Одно то, что не сносят обиды; другое, что сами обижают; третье, что ищут суда у неправедных; четвертое, что поступают так с братом. Ибо не равно судятся грехи, когда они совершаются против кого-нибудь, встретившегося случайно, или против собственного члена (брата); в последнем случае обнаруживается больше бесстыдства: там оскорбляется одно естество, а здесь и самое сердце.

Толковый Апостол. Часть II. Объяснение первых семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

Ст. 7–8 И то уже весьма унизительно для вас, что вы имеете тяжбы между собою. Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными? для чего бы вам лучше не терпеть лишения? Но вы сами обижаете и отнимаете, и притом у братьев

Апостол Павел считает унизительным для христиан тяжбы, достойнее христианину было бы снести обиду, потерпеть лишения чего-либо, чем заводить из-за этого тяжбы, и тем более между братьями во Христе. Требование, чтобы между христианами не было тяжб не представляет ничего чрезмерного. Христианское общество есть общество святых. Таким изображает его святой Павел повсюду. Грешников всех велел он изгонять вон, лишая и имени христианского, если не покаются. Изгнал он блудников, лихоимцев и хищников, досадителей и пьяниц. Но если не будет в обществе таких людей, то и обижать будет некому, не будет и тяжб. А если и случится какое-либо неприятное недоразумение, то оно легко может быть улажено с помощью какого-либо посредника, или даже и без него, когда между братьями есть любовь.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible