Скрыть
Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей

Для чего сказаны эти слова, тогда как речь была о другом предмете? Павел обыкновенно, как я прежде говорил, рассуждает не только о том, что составляет главный предмет речи, но если речь коснется и другого, то излагает и его с великим тщанием, особенно когда дело идет о предметах, весьма необходимых и настоятельных. Так, когда он беседовал о супругах и в речи коснулся рабов, то изложил и этот предмет весьма сильно и подробно; когда говорил о том, что не должно судиться в судилищах, и коснулся в своем наставлении любостяжания, то сказал многое и об этом предмете; то же он делает и здесь. Упомянув о таинствах, он нашел необходимым изложить подробнее этот предмет, как не маловажный; потому в беседе об нем внушает великий страх и доказывает, что главное благо в том, чтобы приступать к ним с чистой совестью«. Не довольствуясь сказанным прежде, он присовокупляет еще следующее: «да испытывает себя человек»; это же он говорит и во втором послании: «испытывайте» (2Кор.13:5), а не так, как поступаем мы, сообразуясь более с временем, нежели с душевным расположением. Мы стараемся не о том, чтобы приступить приготовившись, очистившись от всего злого и с полным благоговением, но чтобы в праздники и тогда, когда приступают все.

Не так повелевает Павел; он знает одно только время для приступания к тайнам и причащения, – когда чиста совесть. Если мы не приступаем к чувственной трапезе, страдая горячкой и приливом дурных соков, чтобы не подвергнуться смерти, то тем более нам не должно касаться этой трапезы с порочными пожеланиями, которые хуже горячки. Под именем порочных пожеланий я разумею как телесные, так и любостяжание, гнев, злопамятность и вообще все порочные наклонности. Приступающему должно очиститься от всего этого и тогда уже касаться этой чистой жертвы, а не с небрежением и леностью как бы по принуждению приступать ради того, что случился праздник, с другой же стороны, когда есть сокрушение и готовность, не откладывать потому, что нет праздника. Праздник есть совершение добрых дел, благочестие души и строгость жизни; если ты имеешь это, то всегда можешь праздновать и всегда приступать. Потому (апостол) и говорит: «да испытывает себя каждый, и таким образом пусть»; повелевает испытывать не одному другого, но самому себя, устраивая судилище без гласности и обличение без свидетелей.

Гомилия 28 на 1-е послание к Коринфянам

Анастасий Синаит, прп. (†701)

Ст. 28-29 Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем

[Прежде всего следует помнить, что] нам нельзя приступать к Божественным и Пречистым Тайнам без подготовки и недостойно, как то увещевает блаженный Павел, говоря: «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей».

Если мы претыкаемся в малом, человеческом и легкопрощаемом, уловленные [врагом] посредством языка, слуха и очей или преткнувшиеся вследствие [собственного] тщеславия, удручения и раздражения, до [затем], подвергнув себя порицанию и исповедавшись перед Богом, мы можем, тем не менее, причащаться Святых Таин, веруя, что это причастие происходит во очищение такого рода прегрешений.

Однако если мы совершаем тяжкие грехи – блудные, плотские и нечистые или лелеем памятозлобие на ближнего, то мы не должны ни в коем случае приближаться к Святым Тайнам до тех пор, пока не принесем достойным образом покаяния.

Поскольку же мы, люди, будучи плотскими и немощными, смешиваемся со многими грехами, не соблюдая себя от [заражения] прегрешениями, то Бог даровал нам множество [видов] жертв для отпущения этих прегрешений; если мы принесем их Ему, то предварительно нам [следует] очистить себя для того, чтобы приступить к Божественным Тайнам. Ибо и милостыня есть жертва, очищающая грехи: «Милостынями и верами очищаются греси» (Притч. 16:6). И еще Писание гласит: «Милостыня мужа прощает ему великие грехи».

Есть еще и иная жертва для отпущения [наших] грехов. Ведь пророк Давид говорит: «Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс. 50:19). Поэтому если мы приносим таковые жертвы, то, даже имея [обычные] человеческие ошибки, сможем, со страхом, трепетом, сокрушением и исповеданием [грехов], приступить к Святым Тайнам, подобно тому как приступила ко Христу кровоточивая, плача и трепеща вследствие [своей] нечистоты кровотечения (см. Мф. 9:20).

Подобно тому как Иуда после принятия куска [хлеба] от Господа был покинут [Богом] и попал под власть сатаны (см. Ин. 13:27) так и те, которые испытывают Господа и недостойно приступают к приобщению Ему, после принятия [Евхаристийного] хлеба также оставляются [Богом], но не для того, чтобы попасть под власть сатаны наподобие Иуды, но чтобы, будучи милостиво воспитуемыми, они не были бы судимы и осуждены вместе с Иудой.

А на тех, которые приступают [к Причастию] достойно, упокоевается Дух Господень и обитает в них; они же радуются в Нем, как написано: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6:56).

Поэтому, как я считаю, полезно для пребывающих в прегрешениях и предвидящих скорый Суд [Божий над собою] воздерживаться от Причастия и извлекать пользу из воспитания, чтобы, если они будут приступать [к Причастию] с пренебрежением, не обрести более резкого вразумления и чтобы им научиться не пренебрегать Священными Писаниями, но усвоить [уроки] терпения. Апостол Павел правильно наставляет: «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем».

Те же, которые в совести своей не замечают ничего дурного, пусть приобщаются непрерывно и беспрепятственно, чтобы благодать, приумножавшаяся в них, готовила бы [их стать] более способными к [принятию] плода Правды.

Если же, будучи недостойными, взыскуют Причастия не по каким-либо [корыстным] человеческим соображениям, но ради того, чтобы обрести [духовную] пользу, то нам не следует поносить их, избравших [таковую] пользу; не следует нам, словно ненавидящим их, удерживать от этого намерения, но надо иметь в виду только их собственную пользу. Пусть они отвращаются «от злых дел» их (Деян. 3:26) и не ходят путями их, но явят «достойный плод покаяния» (Мф. 3:8), чтобы, став испытанными, удостоились бы они Причастия.

Вопросы и ответы

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей

Когда у Павла в какое-нибудь предложение по необходимости входит другое, он обыкновенно исследует и последнее. Так и теперь. Предшествовала речь о трапезах. Но поскольку он завел речь о Тайнах, то занимается ею, как самым необходимым, и указывает высочайшее благо в том, чтобы приступать с чистой совестью, и говорит: я не поставляю судьей над тобой другого, но тебя самого. Итак, оправдайся пред своей совестью, и таким образом приступай, не тогда, когда будут праздники, но когда найдешь себя чистым и достойным.

Толкование на 1-е послание к Коринфянам святого апостола Павла

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Да искушает же человек себе, и тако от хлеба да яст, и от чаши да пиет

Искушать себя значит испытать и внимательно исследовать, достоин ли святого причастия. Но как тут говорится: и тако от хлеба да яст и от чаши да пиет, то этим вместе указывается, что коль скоро найдешь что препятствующее причащению, устранить то и исправить. Искушение здесь значит достойное приготовление. В чем оно? – В очищении совести. Принеси покаяние во грехах, и положи твердое намерение вперед не грешить, а вместо грехов творить всякую добродетель, и ты достойно готов к причастию. Святой Златоуст говорит: «Главное благо в том, чтобы приступать к Тайнам с чистой совестию. Не довольствуясь сказанным прежде, он присовокупляет еще следующее: да искушает себе человек, как он говорит и во втором послании: себе искушайте (2Кор. 13, 5), а не так, как поступаем теперь мы, сообразуясь более со временем, нежели с душевным расположением. Мы стараемся не о том, чтобы приступить приготовившись, очистившись от всего злого и с полным благоговением, но лишь бы приступить, когда приступают все. Не так повелевает Павел; он знает одно только время для приступания к Тайнам и причащению, когда чиста совесть. Если мы не приступаем к чувственной трапезе, страдая горячкою и приливом дурных соков, дабы не подвергнуться смерти, то тем более нам не должно касаться этой трапезы с порочными пожеланиями, которые хуже горячки. Под именем порочных пожеланий я разумею как телесные, так и душевные – любостяжание, гнев, злопамятность, и вообще все порочные наклонности. Приступающему должно очиститься от всего такого, и тогда касаться этой чистой жертвы. Посему Апостол и говорит: да искушает себе каждый, и тако да приступает; повелевает испытывать не одному другого, но самому себя, устрояя судилище без гласности и обличение без свидетелей».

Толкование 1-го послания апостола Павла коринфянам

Николай Варжанский, мч. (†1918)

О причащении
 

Сектанты говорят: 2Кор.5:16: «мы никого не знаем по плоти; если же и знали Христа по плоти, то ныне не знаем». Значит, и причащаться Плотию Христовой не нужно.

Православный ответ: Ап. Павел никогда не отвергал Причащения Тела и Крови Христовых, но, напротив, говорил о нем (1Кор.10:16; 1Кор.11:23-30).

А в 2Кор.5:16 говорится, что мы никого не знаем по смертной плоти, потому что все, будут воскрешены, подобно тому, как мы прежде знали Христа в плоти страждущей, голодающей и т.п., а теперь уже не знаем Христа таким, а – в плоти прославленной.

Оружие правды

Амвросиаст (†IVв.)

Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей

С преданной душой и страхом Божиим учит апостол Павел подходить к причастию. Дабы знал ум о должном почтении к Тому, к Телу Кого пришел вкушать.

На Послания к Коринфянам

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 28-29 Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем

В виду такой тяжкой ответственности, христианин должен выяснить самому себе, как он мыслит о Христе и есть ли в его сердце достаточно благодарности и благоговения к общему Спасителю всех людей. Только с такими чувствами и можно идти на вечерю любви - иначе там легко впасть в грех. - Ест и пьет осуждение себе. Осуждение (κρι̃μα) - это какое либо наказание, возлагаемое Богом. Хотя это наказание не есть само по себе вечное осуждение, но в случае упорной нераскаянности человека, оно может повести к окончательному осуждению его (ср. ст. 32-й). - Не рассуждая о Теле Господнем, т. е. не различая, не разбирая, что за обыкновенным хлебом, за обычною материальною пищею скрывается истинное тело Христово: человеку, вкушающему св. Евхаристию, только кажется, что она есть хлеб, на самом же деле он вкушает тело Христово.

Толковая Библия.

См. также Толкование на 1Кор. 11:17

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны, и не мало умирает. Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы; будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром

О достойном приступании к таинству Тела и Крови Господней Апостол говорит, имея ту же общую цель – упорядочение церковно-богослужебной жизни и отклонение Христиан от неблагопристойностей. Вот почему святой И. Златоуст, изъяснивши повинность недостойно причащающихся пред Телом и Кровию Господа, в том смысле, что они как бы закаляют Его и проливают кровь его, он прибавляет: «как тогда пронзавшие Господа пронзали не для того, чтобы пить, но чтобы пролить кровь Его; так поступает и тот, кто приобщается недостойно... И подлинно, не недостойно ли приступает тот, кто презирает алчущего и посрамляет его...» «Скушав за обедом что-нибудь приятное, ты остерегаешься, чтобы дурным кушаньем не испортить прежнего; а приняв Духа предаемся удовольствиям... Должно быть воздержным и до причащения и после... Главное же благо в том, чтобы приступать к тайнам с чистою совестию. Не довольствуясь сказанным прежде, он присовокупляет: да искушает себе человек, как он говорит и во 2 послании: себе искушайте (2Кор. 13:5). Если мы не приступаем к чувственной трапезе, страдая горячкою и приливом дурных соков, дабы не подвергнуться смерти, то тем более нам не должно касаться этой трапезы с порочными пожеланиями, которые хуже горячки». Эти слова служат прекрасным объяснением того, как вкушающие тайны, без понимания силы их, сами подвергают себя осуждению на смерть, которая, конечно, постигает не всех одинаково скоро; но во всяком случае недостойное причащение не может остаться без воздаяния, которое в Коринфе совершалось даже с очевидною ясностию в болезнях многих и в смерти некоторых. Но чтобы Христиане не вывели отсюда каких-либо совершенно превратных заключений, Апостол указывает средство к избежанию суда, а именно сознание своего ничтожества пред Богом и опасение прогневать чем-либо таким, что может нас сделать недостойными Его священнотайной вечери. Наконец, если и постигнут нас наказания, то мы не должны отчаиваться, так как наказания эти суть вразумления, посредством коих Бог хочет отвлечь нас от дел ведущих к осуждению на вечную муку, вместе с не познавшим Господа миром, страстями коего увлекались Коринфские Христиане, как ходившие на вкушение идоложертвенного, так и те, кои с жадностию вкушали свои приношения на вечери любви.

Толковый Апостол. Часть II. Объяснение первых семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей

Чтобы не быть повинным телу и крови Господним, намеревающийся приступить к святому таинству, должен внимательно исследовать чистоту своей совести, достоин ли он святого причащения. И уже после такого предварительного испытания и приготовления, пусть приступает к причащению Тела и Крови Христовых.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible