Этические соображения пересадки органов животных людям

Этические соображения пересадки органов животных людям

4546546 - Этические соображения пересадки органов животных людям
Изображение взято с интернет-репозитория Creative Commons, создано музеем «the Museum of Veterinary Anatomy (FMVZ USP)» по лицензии ССО и свободно от каких-либо ограничений на распространение и публикацию

В статьях «Донорство после смерти от сосудистых заболеваний…» и «Этические аспекты донорства от живых людей», мы подчеркивали, что органов для трансплантации остро не хватает, поэтому тысячи людей, порядка 25 [1], умирают, так и не дождавшись своей очереди в листе ожидания. Выходом из создавшейся ситуации ряд ученых видят в трансплантации органов от животных [2]. Такая пересадка органов получила даже специальный научный термин – ксенотрансплантация.

С некоторой натяжкой, можно сказать, что мечта о пересадке телесных органов от животных к человеку восходит еще, по крайней мере, к античному мифу о Дедале и Икаре [3]. Но реальная возможность такой трансплантации появилась только в последние полувека.

Предполагается, что первая пересадка органа от животного к человеку произошла в 1838 году. Тогда была проведена первая пересадка роговицы от свиньи человеку [4]. В 1682 году русский врач залечил рану на черепе русского солдата куском собачьей кости [5].

Логично было бы предположить, что главными донорами для человека станут животные-приматы — наши ближайшие генетические родственники (обезьяны). Большинство первых попыток такими и были. В 1963 году почки от нескольких шимпанзе были пересажены 13 пациентам, которые, увы, прожили лишь по нескольку дней. В 1984 году сердце бабуина было пересажено ребенку с сердечной недостаточностью — ребенок умер через 20 дней. В 1992 году была пересажена печень бабуина — пациент умер 70 дней спустя [6]. Удручающим фактом здесь явилось то, что продолжительность жизни реципиента после операции была очень короткой. Причиной было иммунное отторжение органа организмом человека даже генетически родственного (но все же не идентичного) органа другого примата как чужеродного. В тот момент специальные препараты подавляющие иммунное отторжение донорского органа были еще недостаточно разработаны.

Вдобавок к серии первых неудач по использованию приматов как доноров, группы защитников прав животных, настояли, что общество должно уважать высших приматов, особенно человекообразных, так как они обладают многими человеческими характеристиками и являются нашими предками. Кроме того, у ученых, имелись серьезные опасения, что из-за генетического родства человека с человекообразными приматами существует большой риск адаптации их специфических вирусов к проживанию в человеческом организме. Передача вируса от генетически более далеких животных представлялась намного менее вероятной. По этим причинам некоторые страны, например правительство Великобритании, категорически запретили использование нечеловеческих приматов в качестве доноров для трансплантации [7].

Первоначально усилия ученых сосредоточились на создании специализированных иммунных препаратов, предотвращающих отторжение чужеродного органа даже в том случае, если этот орган генетически сильно отличен от человеческого. То есть даже если орган взят не от примата. Вскоре возникла ещё более радикальная и действенная идея из генной инженерии – внедрить часть человеческого (!) генетического материала в эмбрион развивающегося животного. В этом случае резко повышалась вероятность того, что орган от такого животного-донора будет признан организмом человека «своим». Затем поиски сосредоточились на поиске подходящего животного для массового производства донорских органов. Практически единодушно для этой цели была выбрана свинья, сразу по множеству причин. Размеры их важных органов, включая сердце, печенку, почки, поджелудочную железу и прочие были сравнимы по размеру с человеческими. И, кроме того, в случае необходимости, могли быть легко подогнаны по размеру, регулируя рацион и возраст животного. Помимо этого, свиней, как одомашненных животных, можно легко выращивать в относительно контролируемых условиях содержания. А вдобавок, свиньи приносят относительно большой помет — до дюжины поросят за раз — и имеют относительно короткий период беременности: три месяца, три недели и три дня. Все это резко удешевляет производство донорских органов от свиней.

Наконец все было готово и эксперимент был запущен. В 2016 году исследователи Национального института здравоохранения (NIH) объявили, что сердце свиньи сохранялось живым у бабуина в течение трех лет. Использование препаратов, подавляющих иммунную систему, также снизило вероятность отторжения. Это был первый настоящий успех, которых многим вселяет надежду, что проблема донорства органов будет вот-вот решена.

Некоторых впечатлительных людей идея разводить свиней, чтобы затем пересаживать их органы в человеческие тела, приводит в ужас. Другие, ‘прагматичные’ граждане успокаивают их тем, что количество свиней, убиваемых в год в мире для производства продуктов питания, превышает миллиард! [8] Если мы готовы бесцеремонно убить столько жизней в погоне за беконом, ветчиной, сосисками, окороками, барбекю и шашлыком, то стоит ли, мол, ужасаться убийству ‘лишь’ нескольких тысяч или десятков тысяч животных? Также, ‘прагматики’ обращают внимание на тот факт, что из одного животного-донора, обычно извлекаются сразу несколько органов для трансплантации, а не использованные мясо, сало и прочее могут быть использованы в пищу человеком как обычно. Оставляем сию полемику на суд Читателя.

Переводчик Евгений Сеничкин

Источники:

[1] USA National organ waiting list

[2] Ethical and Societal Issues Occasioned by Xenotransplantation (Journal List, Animals (Basel), v.10(9), 2020 Sep, PMC7552641)

[3] The myth of Icarus and Daedalus

[4] Ethical rejections of xenotransplantation? EMBO reports, John D Loike, Touro College, New York, NY, USA and Alan Kadish Touro College and University System, New York, NY, USA

[5] Organ transplants raise ethical questions. By John Wilkens, May 9, 2015, The San Diego Union Tribune

[6] Animal transgenesis: state of the art and applications. Melo EO, Canavessi AM, Franco MM, Rumpf RJ Appl Genet. 2007; 48(1):47-61.

[7] Animal-to-Human Transplants: The Ethics of Xenotransplantation. [accessed on 2 September 2020]

[8] Global Pig Slaughter Statistics and Charts. [accessed on 2 September 2020]

Обращаем ваше внимание, что информация, представленная на сайте, носит ознакомительный и просветительский характер и не предназначена для самодиагностики и самолечения. Выбор и назначение лекарственных препаратов, методов лечения, а также контроль за их применением может осуществлять только лечащий врач. Обязательно проконсультируйтесь со специалистом.

Комментировать