4 Ответа
Слово Божие называет землю общей матерью людей:
Много трудов предназначено каждому человеку, и тяжело иго на сынах Адама со дня исхода из чрева матери их до дня возвращения к матери всех (Сир.40:1).
Матерью человека, в традиционном буквальном значении этого слова, как правило, называется та женщина, которая его родила. Вместе с тем, матерью человека может именоваться и та женщина, которая его вырастила, воспитала.
В особом значении Матерью именуются Церковь: Матерь-Церковь. Это связано с тем, что, с одной стороны, в лоне Церкви осуществляется новое духовное рождение людей (Крещение - новое рождение), а с другой стороны, с тем, что в лоне Церкви христиане воспитываются, взрослеют возрастом духовным. Ответственная мать оберегает свое дитя, и Церковь заботится о своих чадах.
Термин / выражение мать-природа / мать природа носит метафорчиеский характер: в условиях этого мира мы рождаемся, питаемся, растём. Аналогично, то есть в метафорчиеском ключе, осмысливается термин / выражение Родина-мать / Родина мать, а также, к примеру, термин альма-матер (кормящая мать) (учебное заведение по отношению к учащимся; речь, в данном случае, идёт о "духовной" пище).
Согласно определению, природа – «окружающий нас материальный мир, все существующее, не созданное деятельностью человека». В принципе, синонимом слова природа можно считать термин «земля» в Библии, особенно в Быт. 1:1-2. Так как человек создан из почвы (Адам от слова «адама»), то можно сказать, что он создан из земли. Можно вспомнить цитату: «земля еси и в землю отыдеши» (Быт. 3:19). Также примечательна фраза святителя Иоанна Златоуста в его комментарии на Быт. 1:2: «Кроме того, Он создал землю безообразной и по другой причине. Так как она есть наша и кормилица, и мать; от нее мы и произошли, и питаемся, она для нас и отчизна, и общий гроб, в нее мы опять возвращаемся, и через нее получаем бесчисленные блага». Таким образом, природа = земля и в этом смысле можно сказать, что природа для человека – мать.
Однако все же увлекаться этой темой не следует, тут недалеко и до язычества. Все же природа – творение Божие, ее не стоит сверх меры олицетворять и воздавать ей те почести, которые приличны только Творцу всяческих.