Здравствуйте! Меня зовут Алексей. Вопрос у меня по книге Бытие 4-5 гл., а именно о родословии от Адама. В 4 гл. читаем что Каин родил Еноха, Енох родил Михиаеля, Михиаель родил Мафусала, а Мафусал Ламеха. А в 5 гл. читаем что Енох произошёл от Сифа через несколько поколений и (правда минуя Михиаеля) так же от него происходит Мафусал, а от него Ламех. Это что просто тёзки в разных родах? В интересной, одинаковой почти, последовательности они тогда рождаются. Читаю сейчас постом Толковую Библию Лопухина, но там на этот счёт ни чего не сказано, Ламех там нехороший человек, Енох ходил перед Богом. Это разные Ламехи, Муфасалы, Енохи?
2 Ответа
Такого рода вопросы лучше решать с помощью специальных справочных изданий. Посмотрите, например, какие два разных Ламеха известны библейской энциклопедии архимандрита Никифора и энциклопедии Брокгауза. Аналогично можете поискать Еноха и прочих.
Енохи разные.
Нужно учитывато, что с XIX века основой для определения происхождения (датировки и авторства) Пятикнижия для всех современных исследователей являются научные открытия, которые были интерпретированы немецким библеистом Юлиусом Велльгаузеном в документальной гипотезе. Сегодня все признают эту гипотезу о формировании Пятикнижия наиболее правдоподобной. По ней Пятикнижие составлено из 4-х источников: Яхвист, Элохист, Священнический кодекс и Второзаконие.
Если прочитать книгу Бытия, то мы увидим в ней два рассказа о Творении, два рассказа о договоре Авраама с Богом, две истории об откровении Иакову, и так далее. В одном случае Бог называется именем Яхве, а в другом — Элохим. Причём, для разных имен Бога соответствуют разные варианты рассказов. И если тексты отсортировать по именам, то исчезают повторы и противоречия, видимые по единому тексту. Два текста относят к преданиям от двух народов – южному, более раннему Яхвисту, и к северному Элохисту.
Православные экзегеты соглашаясь с принятой в западной науке конечной датировкой V веком, расходятся в дате начала формирования Священных текстов. Пятикнижие было составлено из устных преданий и древних отрывков (от XIII до VI вв до P. X.) лишь в V в. до P.X. Прот. Александр Мень отмечает, что именно этот факт не учел Ю. Велльгаузен, для которого все четыре источника были созданы теми, кто их впервые записал, то есть в более поздний период, в VIII веке.
Как раз, наши библеисты считают, что автор Пятикнижия исключительно пророк Моисей. Доказательства видят в структуре текста, в геогр. наименованиях, в социальных особенностях, присущих периоду жизни пророка.
На западе видят, что созданы две конкурирующих легенды, их позднее объединили. Они не углубляются в содержательную часть.
Справедливо сказано: с XIX века. А вот наши святые отцы все как один были уверены, что автором Пятикнижия является Моисей, а не какие-то разные источники, непонятно кем скомпилированные в противоречивый текст через сотни лет после Моисея.
Мне думается, в этом вопросе лучше довериться святым отцам, а не библеистам, которые в подавляющем большинстве даже не были православными, т.е. не могли иметь принадлежащего истинной Церкви ума Христова.