Добрый вечер.
Подскажите пожалуйста. Очень мучает вопрос. Для меня это парадокс. Убийство - смертный грех. Почему же тогда делают жертвоприношения на святые праздники? Убийство барана на курбан? Крашеные яйца на Пасху? Это ведь убийство в святой праздник. Не могу понять, объясните пожалуйста. Очень волнует этот вопрос. Моей вере он стал совсем непонятен...
5 Ответов
Про практику мусульман нужно обращаться к ним, мы тут бессильны.
А окрашивание яиц никак не связано со смертью, но с воскрешением. По преданию, Мария Магдалина с вестью о воскрешении Иисуса Христа подарила императору Тиберию яйцо. Император усомнился в этом, отметив, что как яйца не становятся красными, так и мертвые не воскрешают. И на глазах яйцо окрасилось в красный цвет.
Господь да приведёт к вере.
Здравствуйте, Карина!
Определение убийства, как смертного греха, через призму Священного Писания возможно лишь в случае с людьми. То есть убийство человека - это прямое нарушение заповеди "Не убий". Заклание жертвенных животных - это довольно распространенное явление в Ветхом Завете. При храме совершались ритуальные жертвоприношения. Однако, в новозаветной Церкви был упразднен ветхозаветный обряд и сейчас мы можем убедиться, что в храмах и домах христиан не совершаются жертвоприношения. Окрашивание яиц не больший грех, чем съесть на завтрак яичницу. Но на Пасху окрашивание яиц имеет особый, символический смысл, о котором уже было сказано выше, в одном из ответов.
Жертва - это мера любви. Чем больше любишь, тем большим можешь пожертвовать для любимого.
Если для древних людей жертвы имели материальное выражение, то для христиан в большей степени духовное, ибо Сам Бог принёс Себя в жертву за всех людей. С тех пор бескровная жертва совершается во всех православных храмах (См. Евхаристия).
Подробнее см. Жертва.
Во времена Ветхого Завета жертвы имели несколько значений!
Во-первых, жертвуя что-либо Единому Богу, люди приучались к мысли о существовании Единого Бога;
во-вторых, жертвоприношения (в частности "мирные" жертвы) приобщали людей к мысли о близости Бога к людям;
в-третьих, принося жертвы (в частности "жертвы благодарения") люди приучались благодарить Бога за оказанные им благодеяния;
в-четвертых, люди приучались к мысли о собственной греховности ("жертвы повинности", "жертвы за грех") и о том, что освобождение от греховности возможно не иначе как при помощи Божией;
в-пятых, совершение жертвоприношений в едином месте (при скинии, затем - при Храме) способствовало единению Израильского народа, и пр.
Наконец, жертвоприношения служили прообразами Крестной Жертвы, способствуя подготовке людей к Пришествию Мессии и правильному принятию Искупления. С заключением Нового Завета кровавые жертвы, практиковавшиеся в среде Израильского народа во времена Ветхого Завета, были отменены.
В настоящее время в православных храмах, во время Божественной Литургии, осуществляется Евхаристическая Жертва. Кроме того, христиане регулярно жертвуют свои силы, время, материальные средства на благие цели во Славу Божию.
См. подробнее.
Заповедь "не убий" относится исключительно к убийству людей, причем при обстоятельствах, которые можно охарактеризовать, как преступные. Так, лишение человека жизни на справедливой войне или по приговору суда грехом не является. И напротив: аборт, вопреки распространенному мнению, является убийством, и соответственно, смертным грехом.
Человек - это образ Божий, поэтому его убийство и представляет из себя тягчайшее попрание Божественного установления.
Что касается животных, то это служебные по отношению к человеку существа, и лишение их жизни в интересах человека разрешено Богом. В то же время, намеренное истязание животного или лишение его жизни без необходимости тоже является грехом. И это не в силу ценности жизни самого животного, а в силу того, что своей жестокостью человек оскверняет образ Божий в себе. Таким образом, промышленный забой скота, варка яиц, уничтожение комаров и болезнетворных микробов и т. п. под заповедь "не убий" не подходят.
Кроме того, крашеные яйца на Пасху являются просто обычаем , а не жертвоприношением. А мусульманские традиции Курбан-байрама не имеют никакого отношения к библейскому Богопочитанию, это совершенно другая религия.
Что касается смысла жертвоприношений вообще, то об этом здесь, наверное, лучше напишут другие. Я представляю себе, зачем это нужно, но едва ли сумею внятно изложить.
С уважением,