Если человек отдает свою жизнь, чтобы спасти других людей, то такая смерть смывает все грехи человека? Абсолютно ли все грехи смываются? Действительно ли это так работает? Может ли человек при этом быть неправильно замотивированным, и не получить от такой жертвы пользы для своей души? Спасибо.
5 Ответов
О том, что смерть мученика за Христа очищает все грехи, кроме ереси и раскола, в православной традиции есть такое убеждение.
Что касается пожертвования христианином своей жизни ради других людей, то это также подвиг любви, о котором справедливо сказать, что через него покрывается множество грехов (ср.1Пет.4:8). Так, например, есть свидетельство, что монахиня Мария (Скобцова) (прославлена Константинопольским патриархатом как преподобномученица) обменялась одеждой с арестантским номером с советской девушкой из группы смертников и вошла вместо нее в газовую камеру.
Когда же некоторые лица переносят этот принцип автоматически на участников боевых действий, то это очень спорное представление. Во-первых, нельзя распространить его на иноверцев, еретиков, раскольников. Во-вторых, очищает грехи именно благодать Божия в силу жертвы Христовой, а не смерть человека сама по себе. В-третьих, чтобы говорить о добродетели любви, очищающей грехи, каждым погибшим христианином должна действительно двигать любовь к Богу и ближнему, а не ненависть, алчность и т.п. Также понятно, что и о подвиге любви мы вряд ли можем говорить, если человек погибает на заведомо аморальной военной кампании, если он совершает тяжкие преступления и не раскаивается в них.
Таким образом, я бы ответил так, что в Св. Писании есть основания, что жертвенная любовь к ближним - это один из способов очищения грехов (со всеми указанными оговорками). При этом, важно избегать автоматического распространения этого принципа на всех погибших за кого-либо. В конечном счёте, лучше, если мы предоставим это дело милости Божией.