Является ли старообрядчество ересью? Почему они крестятся двуперстным крестом и правы ли они в том, что изначально все кристились двуперстно? Почему тогда это изменилось? И почему двуперстный и трехперсный крест является одним и тем же? Меня смущает то, что старообрядцы утверждают, что у них сохранилась верная вера. Помогите разобраться. Спасибо.
4 Ответа
Вопрос у Вас короткий, но столь же кратко ответить не получится.
- Изначально все не крестились двуперстно. Святые отцы древности говорят о крестном знамении одним перстом и меньше по расстоянию. Даже поговорка сохранилась: лоб перекрестить.
- Об изменении формы крестного знамения читайте в брошюре «О перстосложении для крестного знамения (по поводу книги г. Каптерева)». Проф. Субботин доказывает на ряде памятников, что еще в византийский период крестились троперстно и использовали именословное благословение. Там же он говорит о том, что в дониконовский период основной формой совершения крестного знамения на Руси тоже было троеперстие. Очень убедительный текст!
- Самое общее изложение вопроса о неправоте старообрядцев почитайте в статье архим. Павла Прусского «Краткое руководство к познанию правоты святой Церкви и неправоты раскола, изложенное в разговорах между старообрядцем и православным».
В наше время, к сожалению, нет хороших противораскольнических сочинений, однако до революции их было написано достаточно. В первую очередь обратите внимание на труды архим. Павла Прусского (он сам бывший старообрядец) и Н.И. Субботина. Они и написаны живым языком, и позволят Вам лучше узнать свою веру и историю своей Церкви.
Обратите также внимание на две книги К.Н. Плотникова: «Руководство по обличению русского раскола старообрядчества» и «Краткое руководство по расколоведению. В вопросах и ответах».
Самое сложное со старообрядцами это не обряды, а их отпадение от Церкви.
Формально они исповедуют православный Символ веры, но не исполняют его в части веры в Апостольскую Церковь, а значит они в каком-то смысле еретики.
Они находятся в расколе, они не признают каноническую Церковь (не только русскую, но вообще никакую из поместных Церквей). В результате лишены таинств, а всё что у них есть это эрзацы.
Без таинств, без Причастия, нет сопричастности к Церкви, где Христос и есть Церковь. А значит они не сопричастны Христу и к спасению.
Вопросы с обрядами решены в 1971 году, когда Церковь решением Поместного собора РПЦ сняла запреты на старые обряды, и позволила старообрядцам вернуться в лоно Церкви.
Двери открыты, во многих епархиях имеются единоверческие приходы, в которых установлены службы и традиции дониконовской реформы.
Старообрядческий раскол возник в России в 17 веке в ответ на реформы патриарха Никона в богослужебных обрядах и исправления молитвенных текстов, проведенных, главным образом, для унификации традиций Русской и Греческой Церкви. Одна из причин этого раскола была в том, что в сознании многих русских верующих изменения в обрядах были равноценны повреждению православной веры. Хотя мы знаем, что обрядовые изменения, включая форму крестного знамения, менялись в истории Церкви не один раз и до этого. Люди перепутали форму и содержание и ушли из-за этого в раскол. Они до сих пор очень держатся своих старых обрядов и враждебно отзываются о православных, использующих измененный обряд (то есть, о нас). При этом, Русская Православная Церковь в 1971 году подтвердила, что старый и новый богослужебный обряд равноценны и равноспасительны.
Вера у нас с ними одинаковая, однако мы не держимся так за обряды, как они, потому что различаем форму и содержание веры. В тоже время, у старообрядцев нарушено апостольское преемство, поэтому у них уже давно нет законных священников и действительных Таинств (за исключением Крещения). Старообрядцы принимаются в Православную Церковь после принесения покаяния и совершения над ними Таинства Миропомазания.
Более подробный разбор заблуждений раскольников можно найти в трудах архим. Павла (Леднева).
Здравствуйте!
Если говорить совсем просто, то в старообрядчестве присутствует многое из языческих или природных поклонений (обоснований обрядов), закон выше Духа.
Когда патриарх Никон сравнил сложившиеся в России традиции с изначальными византийскими, он понял, что надо возвращать все назад. Но заблуждение всегда фанатично. О чем и свидетельствует история противостояния.
Приведу пример: старообрядцы объясняют направление движения крестного хода по солнцу. Многие бытовые вещи введены в ранг не пререкаемого закона. Я как то общался с известным старообрядческим писателем и попросил привести пример разницы. Он сослался на то, что тропари сокращены, но конкретного примера привести не смог. Нашел какое-то малозначительное слово в псалмах. На этом его аргументация закончилась. Почитал его книги - простите, жуть и мрак!
Помощи Божией!