Добрый вечер. В прошлом я много блудных грехов совершила, в том числе и извращений. Когда я осознала, что же я творю, я во-первых, завязала с такими делами, а потом, собравшись духом, пошла на исповедь и покаялась. Без подробностей, т.е. не расписывая виды блудных извращений во всём их многообразии. Потом уже я вспомнила ещё один вид, о котором я совсем забыла, когда готовилась к исповеди. И вот теперь, не знаю, то ли снова каяться в извращениях, то ли нет, так как это одна из разновидностей того греха, в котором я уже каялась. Не исключено, что я потом ещё что-нибудь вспомню из своего прошлого, и так и придётся на каждой исповеди каяться в извращениях. Хотя я не делаю так больше. Не подумайте, я совсем не оправдываю себя, мол, не хочется такое говорить, стыдно. Да, стыдно, и даже очень, но страшнее, что грех останется со мной. Просто мне батюшка говорил, что не надо повторять на исповеди те грехи, в которых покаялась раньше. Поэтому я в смущении нахожусь. Посоветуйте, как Вы считаете. Спасибо.
5 Ответов
Не надо к этому возвращаться. Искренне покаялись в блуде и извращениях - и достаточно. А подробности никому не нужны, только священника в смущение введете. Не посвящайте в эти плохие вещи никого и забудьте их сами, от воспоминаний о них один только соблазн и вам, и другим людям.
С уважением,
Бог призвал вас в свою Церковь и дал возможность покаяться. Значит, эти грехи уже не ваши. «Отпустите» их.
С уважением,
Наталья, батюшка Димитрий Смирнов (1951-2020) говорил в своей программе, что через неприятные воспоминания давних грехов человек очищается от них, это как епитимья от Бога. Хотя грех и прощен на Исповеди, повреждение души от него, склонность к нему не сразу полностью изглаживается из души. А также это воспоминание полезно для нашего смирения. Если такое воспоминание становится очень навязчивым - его можно исповедать, не как повторное исповедание греха, а как именно навязчивые помыслы о старых грехах.
«Забывать нужно только смертные грехи; расположение к ним и покаяние за них прекращается добродетельной жизнью. Что же касается малозначительных грехов, в которые и праведник семь раз в день впадает (Притч.24:16), то покаяние за них никогда не должно прекращаться; ибо мы каждодневно волею или неволею делаем их то по неведению, то по забвению, в мысли и в слове, то по обольщению, то по неизбежному увлечению или по немощи плоти. О таких грехах говорит Давид, умоляя Господа очистить и простить: «Кто усмотрит погрешности свои? От тайных моих очисти меня» (Пс.18:13)».
Авва Пинуфий
Наталья, смысл исповеди в покаянии, а не перечислении в подробностях всего совершенного. Покаяние же подразумевает исправление. Итак, Вы исповедались и исправились. Возвращаться к этому вновь на исповеди нет никакого смысла. А если мучают греховные помыслы, навеянные воспоминаниями, то посоветуйтесь со своим духовником. Если такового нет, то с приходским священником.
Отец Дионисий верно указал, что исповедь - это не про перечисление всех возможных видов греха (тем более, блудных грехов), а про покаяние, то есть изменение отношения ко греху, прекращение его совершения и исправление. Если Вы покаялись, изменили свое отношение, понесли заслуженную епитимью после исповеди, то не нужно беспокоиться о прошлом. Господь уничтожил его.
Прп. Иоанн Лествичник предостерегает:
Исповедуя грехи свои Господу, не входи в подробности плотских деяний, как они происходили, чтобы тебе не сделаться наветником самому себе.
Спасибо. Да я бы и рада забыть эту грязь, но эти воспоминания сами по себе приходят в голову, против моей воли. И причиняют мне душевную боль, и ещё порождают такого вот рода сомнения. Ещё раз спасибо за ответ.