Здравствуйте. В последнее время происходит переосмысление, изменения жизненных взглядов. Почему-то стали вспоминаться мои неправильные поступки со школьной скамьи и до настоящего времени. То, что раньше казалось в порядке вещей, стало выглядеть неприглядно. Например, то, что прогуливала занятия, списывала, рисовала себе оценки в журнале, розыгрыши неприятные для людей устраивала, зайцем ездила в транспорте, мусорила и т.д. и т.п. Это только малый список моих неблаговидных поступков, то, что я сходу вспомнила. Надо ли о таком говорить на исповеди или это мелочи, а у меня просто мнительность? И если это надо исповедовать, то как это говорить, прямо так по пунктам перечислять или можно обобщить, чтобы священника не задерживать? Например, то, что списывала и оценки рисовала, назвать обманом, то, что ездила зайцем, назвать воровством? Вот только не знаю, как назвать, что мусорила, если это вообще надо называть. Просто прочитав в одном вопросе, что есть мнение, услышанное на проповеди, что прихожане на исповеди несут ерунду, как-то переживательно стало, а может, это тоже ерунда, прямо страх появился, что священник может сказать, мол, зачем ты всё это говоришь? К тому же, мне уже за 40 и тут я буду говорить, что прогуливала и списывала. Тоже этот факт меня очень смущает. Раньше я исповедовалась общими словами, например, осуждала, гневалась, жадничала и т.д. А теперь вот задумалась, может, надо подробнее, и тут же вот этот страх, что не то скажу. Дайте совет, пожалуйста. Спасибо.
7 Ответов
Наталья, вот статья епископа Пантелеимона (Шатова), там он разъясняет, что как раз Ваша исповедь общими словами - это не есть правильно. Это годится только как начальный вариант. Я бы как раз стал исповедовать именно теми словами упомянутые грехи, как вы привели, т.е. "зайцем ездила в транспорте", "мусорила", "рисовала себе оценки в журнале" и т.п. Т.е. не по 1 слову на грех, а 5-10 слов, но не 30-50 - это уже другая крайность.
Стоит ли вообще исповедовать эти грехи - прп. Амвросий Оптинский в письме 390 пишет, что у человека началась мания преследования, т.е. психическая болезнь, т.к. он не захотел покаяться в своих детских грехах. Раз Вы стали видеть какой-то грех, это не что-то случайное, а действие Божие, и нужно исповедать.
Вот пример исповеди у старца схиигумена Саввы:
И вот когда я стала писать, то, по его молитвам, Господь открыл мне все мои грехи. Я так ясно все вспомнила, как будто передо мной снова проходила вся моя жизнь. Мне даже были открыты все мои плохие детские помыслы. Когда я написала последнюю четвертую тетрадь и отдала отцу, то испытала ощущение безгрешия. Это нельзя описать, нет слов для этого. Действительно, покаяние, – это второе крещение. Но все это я смогла только по молитвам нашего отца. Какая в нем была великая Божия сила и благодать, как он очищал нас и помогал нам, грешным!
Я думаю, что все станет проще, если мы вспомним, что есть смертные грехи, а есть обыденные. Первые нужно обязательно исповедовать, они особо опасны (список есть в пособии), а вторые очищаются через повседневную молитву, участие в причащении и добрые дела. Так что я бы так сильно не заморачивался по поводу исповеди, но если скажете священнику, не думаю, что будет лишним для вашего спокойствия. А любое воровство требует возмещения ущерба. Как это сделать в вашем случае, спросите у священника на исповеди.
Обязательно исповедуйте каждый такой грех в 2-3 словах.
Мы просим Бога в молитве: " и прости нам долги наша", уповая на Его милость и собственное исправление.
При воцерквлении многие начинают с исповедования множества детских, школьных и юношеских грехов. Там вспоминаются как ссоры с родителями, с учителями, с бабушками, одноклассниками, так и мелкое вороство, и вякие делишки. Со многими из этих людей не имеем возможности примириться: где-то забыли имена, а кто канул в Лету. Исповедь снимает груз ошибок.
Если вас беспокоят грехи давние и вы уже давно оставили эти дела, то лучше все-таки один раз сказать на исповеди священнику и после этого можно уже забыть. И пусть вас ничто не смущает. Но называйте вещи своими именами. Думаю, что все эти ваши "грехи со школьной скамьи" можно обобщить к словам: "я лгала людям, я не слушалась родителей".
Поправде говоря, я не считаю грехом прогулы. Но если в тот день, когда вы прогулуляли вы обманули родителей словом, то это уже ложь и обман.
А ездить зайцем в транспорте — это неуважение к закону государства, но это не грех перед Богом. К тому же, если у человека нету чем заплатить за проезд, разве он не может попросить у кондуктора или других людей проехаться транспортом по сильной нужде?
Я не одобряю безбилетный проезд и прогулы, но я не вижу в этом греха, если человек делает это без злого умысла, а по нужде.
Отвечать Богу мы будем за все свои грехи, в которых не принесли Богу должного покаяния и не исправились. Поэтому надо исповедовать все грехи, совершенные после крещения, если ранее они не были исповедованы или Вы их повторяли после исповеди.
Вы вполне корректно и немногословно здесь их описали. Если Вас смущает, что будете задерживать священника и народ, надо для такой исповеди выбрать время, когда никого не будете задерживать (например, на буднях, или в конце службы, когда уже никого не будет на исповеди). И вначале скажите священнику, что хотели бы исповедоваться не только в текущих, но и в старых грехах, которые Вы ранее не исповедовали, но забыли или только недавно осмыслили как грехи.