Почему в Ветхом Завете (Чис.15:32-36) за то, что человек собирал дрова в субботу, приказывает его убить?
Я читаю Евангелие от Марка (Мк.2:27-28), где Господь говорит: суббота для человека, а не человек для субботы.
Почему Господь так жесток в Ветхом Завете, а Евангелие пронизано такой любовью и добротой?
5 Ответов
Блж. Феодорит Кирский объясняет:
Для чего повелел Бог побить камнями собиравшего дрова в субботу? Чтобы не послужил он образцом в беззаконии, как первый преступивший закон сей. Ибо наказание его внушало страх всем.
Что касается того, что в Новом Завете все более лояльно, то это так только на первый взгляд.
Свт. Иоанн Златоуст пишет:
Скажи мне, что труднее и тягостнее — не убивать, или даже и не гневаться? Кто более строг, тот ли, кто определяет наказание за человекоубийство, или тот, кто налагает его даже и за гнев? Тот ли, кто карает прелюбодея по совершении греха, или тот, кто за само вожделение подвергает наказанию, и наказанию вечному? Видите, как мы дошли до заключения, совершенно противного лжеумствованиям еретиков!
Бог древнего закона, называемый ими жестоким, оказывается кротким и милостивым; Бог же нового закона, признаваемый ими за благого, представляется, по их безумию, строгим и жестоким. Но мы исповедуем единого Законодателя в Ветхом и Новом завете, Который все устроил, как нужно было, и по различию самых времен постановил и два различные закона.
Итак, ни ветхозаветные заповеди не были жестоки, ни новозаветные не обременительны и не тягостны; но и те и другие показывают одинаковую попечительность и любовь.
Новозаветные заповеди гораздо более строгие и за нарушение Закона угрожается уже не смертью, а вечными муками.
Нужно добавить, что древние нравы быль столь жестокими, что Ветхозаветные наказания были по сравнению с ними гуманными.
Заповеди и Закон приучал народ Божий к значительно более мягкому отншению между людьми, чем существовали в тех древних обществах.
Например, заповедь Моисея давать жене специальное письмо о разводе, имело революционное значение. Жёны в древности рассматривались как имущество. И если жена не нравилась, то муж убивал её, чтоб другим не досталась. Даже если не убивал, то она выжить не могла, ибо становилась бесхозной, и принять её в дом не могли, но могли насиловать и прочее. Для того Моисей повелел письма давать от мужа, чтоб её как свободную не убили и могли принять в другую семью.
Сама заповедь "не убий" имела новизну. В те времена отец семейства мог убить сына-младенца, которого он не принял, невозлюбил. Закон Моисея запретил убивать близких без суда.
Воровство подлежало осуждением смертью, вне зависимости от размера ущерба. Ветхозаветный Закон определил невиданное гуманное отношение - око за око, зуб за зуб. А сегодня мы и этому удивляемся.
Или, в древности не раздумывая убивали незамужних дочерей, о которых просто подумали, что она посмотрела с вожделением на другого мужчину. Почему убивали - её никто замуж не возьмёт, а лишний рот не нужен. Как знаем, Закон запретил убийство за блуд, заменив побивание камнями.
Про жертвоприношения идолам особо скажем. В голодный год в жертву приносили самое ценное - грудных детей и чистых девушек. Их не просто резали, острых ножей не было. Головы жертв разбивали камнями на жертвеннике, кровью орашали идола.
Когда Бог ограничил это массовое безобразие в еврейском народе, то они выглядели высоко прогрессивным народом в окружающей среде. У них появился утвержденный Законом судебный порядок, где положены свидетели, справедливые судьи. В это же время, соседи жили по прихоти своих кровожадных правителей.
Бог не изменяется - изменяемся мы сами. Ветхие люди требовали более сурового и скорого наказания. Для нас, смягченных Новым Заветом, наказание требуется иное.
Чтобы у Вас не было желания противопоставить Бога в Ветхом и Новом Заветах, приведу одну цитату из самого начального периода истории Церкви:
Некоторый же муж, именем Анания, с женою своею Сапфирою, продав имение, утаил из цены, с ведома и жены своей, а некоторую часть принес и положил к ногам апостолов. Но Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли? Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу. Услышав сии слова, Анания пал бездыханен; и великий страх объял всех, слышавших это. И встав, юноши приготовили его к погребению и, вынеся, похоронили. Часа через три после сего пришла и жена его, не зная о случившемся. Петр же спросил ее: скажи мне, за столько ли продали вы землю? Она сказала: да, за столько. Но Петр сказал ей: что это согласились вы искусить Духа Господня? вот, входят в двери погребавшие мужа твоего; и тебя вынесут. Вдруг она упала у ног его и испустила дух. И юноши, войдя, нашли ее мертвою и, вынеся, похоронили подле мужа ее. И великий страх объял всю церковь и всех слышавших это. (Деян.5:1-11)
Причина такой суровости - та же, что в приведенном выше объяснении блж. Феодорита Кирского.
О жестокости в Ветхом Завете:
- Жесток ли Ветхий Завет? диакон Андрей
- Как воспринимать жестокость Ветхого Завета?
- О жестокости Ветхого Завета прот. Андрей Ткачев
Каждому времени свои законы. Многое из того, что 100-200 лет назад было нормой, мы сейчас совершенно не принимаем. Например, дискриминация чернокожих. И наоборот, многое из того, что было неприемлемо еще 100 лет назад, сейчас пытаются возвести в ранг нормы. Например, оправдание содомского греха. Поэтому не стоит удивляться тому, что к людям Ветхого Завета Бог был строг, а Христос уже говорил о любви.