Добрый день. Помогите, пожалуйста, понять следующее. В Каноне Пресвятой Богородице и Ангелу Хранителю в песне 7 есть слова "Из Иудеи пришедшие юноши, в Вавилоне некогда верою в Троицу попрали пламя печи, воспевая: “Боже отцов наших, благословен Ты!”" . Как так "верою в Троицу"? Тогда же еще не было понятия Троицы.
2 Ответа
Понятие о Троице прикровенно заложено в тексте Ветхого Завета. Местами, Божье Откровение говорит о Троице вместе, либо об Её Лицах в отдельности.
Для человека трудно понять и соотнести со своим жизненным опытом Троицу. Но именно чёткое и никак не отменяемое обозначение Её проявления в Лицах в Священном Писании, вынудило богословов тонкими понятиями древнегреческого философского языка, внести Троическое поклонение Богу.
Одним словом, святым отцам не для тумана в людских головах, но для чёткого представления о Боге, которое Он различными безусловными фактами явил нам Себя, пришлось в жарких спорах сформировать понятие о Троице. Это понятие они заложили в Символ Веры, с тем, чтоб никто ничего не мог добавить ложного в понимании или интерпретации о Боге.
Теперь к Вашему вопросу. Это история из книги Пророка Даниила описана в третьей главе. В ирмосах канонов говорится о вере в Троицу в отношении трёх отроков, отправленных на сожжение царём Навухудоносором. И вот, когда через языки пламени царь обнаруживает не трёх, но четырёх живых мужей, то он удивляется, что они невредимы, а четвертый из них по словам царя подобен Сыну Божьему. Дан. 3:92 Навухудоносор не стал как фараон из Египта противиться, но ради Бога Всевышнего повелел отрокам выйти из огня, и поклонился Богу, признавая увиденного им Ангела Божьего Дан. 3:95
Здесь мы наблюдаем явление Бога Слова, защитившего отроков, о чём царь-язычник не стал лгать, но открыто признал Его Сыном, и особо поклонился именно Богу Отцу, так как Сын не выходил из огня.
И если царь-язычник увидел и публично признал два Лица Бога, то гимнографы канонов смело и без оглядки смогли утверждать, что три отрока за свою веру, в пламени огня были удостоены лицезрения Бога в Троице.
Например, отдельно:
- о Боге Святом Духе сказано у Исаии: Ис. 48:16 и Ис. 11:2
- О Боге Слове еще сказано: Пс. 2:7 и Пс. 109:1-3
Здравствуйте, Олег. Три отрока имели веру в Троицу, как и все ветхозаветные праведники. Об этом, хотя и прикровенно, говорится в Ветхом Завете:
Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его – все воинство их: (Пс.32:6)
Другое дело, что эта вера была несовершенна, потому что она в полноте еще не была им открыта. Так об этом говорят апостолы:
К сему-то спасению относились изыскания и исследования пророков, которые предсказывали о назначенной вам благодати, исследуя, на которое и на какое время указывал сущий в них Дух Христов, когда Он предвозвещал Христовы страдания и последующую за ними славу. Им открыто было, что не им самим, а нам служило то, что ныне проповедано вам благовествовавшими Духом Святым, посланным с небес, во что желают проникнуть Ангелы. (1Пет.1:10-12)
И еще:
Как вы слышали о домостроительстве благодати Божией, данной мне для вас, потому что мне через откровение возвещена тайна (о чем я и выше писал кратко), то вы, читая, можете усмотреть мое разумение тайны Христовой, которая не была возвещена прежним поколениям сынов человеческих, как ныне открыта святым апостолам Его и пророкам Духом Святым, чтобы и язычникам быть сонаследниками, составляющими одно тело, и сопричастниками обетования Его во Христе Иисусе посредством благовествования, которого служителем сделался я по дару благодати Божией, данной мне действием силы Его. (Еф.3:2-7)
Вместе с тем, три отрока сами собой прообразовали Святую Троицу и были первыми мучениками за Бога, что весьма драгоценно. Поэтому по Уставу на утрени положено сразу две песни в их честь - седьмая и восьмая.