4 Ответа
Распятие - это высшая точка, апогей плана Бога о спасении павшего человечества.
Бог премудр и всеведущ, Он всегда достигает целей наилучшими средствами. Предположим, что в многоэтажном доме случился пожар. Существует несколько способов того, каким образом спасать людей. Так вот Бог всегда знает наилучший.
Господь призывает людей исполнять свою благую волю (выраженную в заповедях) и этим обрести блаженство в вечности, в Его Царстве. Бог есть Любовь, а любовь возможна только на основании свободного выбора человека. Как говорится, насильно мил не будешь. Поэтому план спасения Богом человечества ненасильственный.
Таким образом, мы доверяем Богу и не сомневаемся, что Его план безупречен.
См. Крест, Искупление.
Бог, как Премудрый, всегда действует наилучшим образом, и если для спасения человека был предусмотрен именно этот путь (через воплощение Сына Божьего, Его Крестные Страдания и смерть, Воскресение), то значит, именно этот путь следует считать наилучшим (в тех обстоятельствах и условиях, в которых он был осуществлен).
Для того, чтобы лучше понять, в чем конкретно усматривается оптимальность этого спасительного пути, следует указать на следствия Крестных Страданий и смерти Сына Божия. Назовём некоторые и увидим, что их реализация связана со Страданиями и смертью Христа на Кресте.
- Умерев на Кресте, Христос сошёл душой во ад (как и все люди, умирая, сходили тогда душами в ад), победил ад, вывел оттуда тех, кто воспринял Его проповедь.
- Всей своей земной жизнью, и не в последнюю очередь добровольным принятием Крестных страданий и смерти Господь явил образцовый пример святости, послушания Богу (по человеческому естеству).
- Через Крестные Страдания и смерть Сына людям была явлена любовь Божия к человеку. Можно сказать, что через это Господь призывает людей на ответную любовь.
- За Крестною смертью Христа последовало Воскресение, таким образом через Его смерть побеждена сама смерть.
- Через Крестные Страдания и смерть побежден диавол. Ныне он скован в силе и могуществе на "1000" лет.
- Плоть воскреснувшего Христа стала прославленной (а Воскресение, как мы отметили выше, связано со смертью). До смерти она была тленной, после Воскресения является нетленной.
- Отметим особо, почему Христос умер в Страданиях, на Кресте. Согласно утверждению св. Афанасия Великого, Господь, принял именно эту, лютую, "позорную" смерть (а не тихую, безболезненную), зная, какие мучения и страдания предстоит испытать многим Его ученикам, последователям (в противном случае, наверно, нашлось бы немало "неравнодушных граждан", которые бы стали говорить, мол, ученикам приходится страдать за Него, а Сам-то.., а Сам-то...).
Подробнее о догмате Искупления, смотри в работе: Догмат Искупления в Православном богословии.
Пожалуй, самым простым ответом на этот вопрос будет такой - чтобы люди могли осознать всю высоту Божественной любви, зная какой ценой даровано им спасение. Необходимо тут полностью довериться Богу, поскольку в рассматриваемом вопросе речь идет исключительно о действиях Его Самого. Он уж точно знает как было лучше и правильно.
По целому ряду причин. В совокупности они могли быть преодолены лишь позорной смертью безгрешного Сына Божия от иудеев на кресте.
Если кратко, то Его смерть была искуплением за грехопадение Адама и за каждого из нас, носящих в себе первородный грех и прилагающих к нему личные грехи. Итак, нужна была Жертва, и Жертва непорочная, берущая на Себя наши грехи. Как и Адам, Он не был плодом брачного сожительства, поэтому не имел в Себе семени греха, но стал обетованным Семенем Жены.
Нужно было воссоединить нас с Богом, поэтому Жертва должна была быть не только человеком, но и Богом. Свою силу Он доказал чудесами и собственным воскресением.
Он умер вместе за подзаконных и язычников, невинно понеся наше проклятие, состояние отчуждения от Бога. Это проклятие Он взял, хотя и без Своей вины, тем, что "проклят всяк, висящий на древе".
Адам в раю показал свое непослушание Богу тем, что взял рукой плод с древа познания добра и зла. Христос - новый Адам - для исполнения воли Отца за нас распростер руки на древе крестном. Руки Его пронзили, что было предсказано в 21 псалме, но кость Его не сокрушилась.
Согласно пророкам, целый ряд обстоятельств мог исполниться лишь в то время, когда эта смерть и произошла: исполнились семьдесят седьмин Даниила, Христом было совершено очищение храма, Он родился в Вифлееме и потом торжественно вошел именно во второй храм, воины разделили Его ризы и метали жребий о хитоне, напоили Его оцтом с желчью. Он был прямым потомком Авраама и Давида, исполнив личные обетования Бога этим праотцам, причем родился тогда, когда оскудели правители Иудеи из евреев (Ирод был идумеянином), но был распят по инициативе этих правителей и князей земли; за Него заплатили 30 сребреников.
Наконец, такая мучительная и позорная смерть была высшим выражением любви Бога к падшему человечеству - любви даже до смерти Единородного Сына. Со стороны Сына Божия эта смерть стала делом не только любви, но и крайнего уничижения. Все эти аспекты надо учитывать, когда мы размышляем о цене своего спасения и великом милосердии Божием к человечеству.
О следствиях Искупления я не говорю, потому что Вы не спрашивали.
Если Вам желательно полнее узнать православное учение об Искуплении, то советую почитать эту книгу либо соответствующие разделы в догматических руководствах митр. Макария (Булгакова) и свт. Сильвестра (Малеванского).