Может ли в рай попасть сатанист-богохульник, покаявшийся за день до смерти?
Человек был крещён, но всю жизнь хулил Бога и был сатанистом, вел греховную жизнь, но тяжело заболел раком последней стадии и за день до смерти к нему пришёл священник и тот исповедал ему все свои грехи: богохульство, сатанизм и так далее. Причём видно было, что он кается искренне, для него эти грехи стали ужасны. И что он с такими грехами уже был готов идти в ад. После исповеди священник его причастил.
На следующий день он скончался. Прощены ли ему будут грехи и может ли он быть спасён и попасть в рай?
5 Ответов
Ответ на этот вопрос даётся в Исповедании православной веры Восточной Церкви:
Те же, кто впали в смертные грехи, но скончались не в отчаянии, а покаялись, еще пребывая в телесной жизни, хотя и не принесли никакого плода покаяния: проливанием слез, коленопреклоненным бодрствованием в молитвах, сокрушением, утешением бедных и вообще выражением в делах любви к Богу и ближнему – тем, что Кафолическая Церковь с самого начала верно называла удовлетворением, – их души отходят в ад и претерпевают там воздаяние за те грехи, которые они совершили.
Но они знают о своем будущем освобождении оттуда и бывают избавлены Высшей Благостью, благодаря молитвам священников и добрым делам, которые родственники каждого из них совершают для своих усопших; особенно же великую силу имеет бескровная Жертва, которую каждый совершает отдельно за своих почивших родственников, а Кафолическая и Апостольская Церковь – ежедневно за всех вообще.
Если человек перед смертью принесет посильные плоды покаяния (например, со смирением и благодарностью переносит смертельную болезнь), то он может получить полное прощение всех грехов и наследовать сразу рай.
У разбойника было несколько часов на то, чтобы принести плоды покаяния, например, через проливание слез, покаянную молитву и смиренное терпение мучительной смерти. Если любой другой человек перед смертью принесет посильные плоды покаяния (например, со смирением и благодарностью переносит смертельную болезнь), то он также может наследовать сразу рай. Просто вы не уточняли этих подробностей в своем первом вопросе.
Про Благоразумного разбойника: https://azbyka.org/forum/xfa-blog-entry/iskljuchitelnyj-sluchaj-kak-universalnyj-argument-ili-bogoslovskie-metamorfozy.1010/
На следующий день он скончался. Прощены ли ему будут грехи и может ли он быть спасён и попасть в рай?
Конечно, он может быть прощён. Человек и его близкие сделали достаточно много для такого развития событий. Жизнь дана, чтоб найти дорогу к Богу, и Ваш близкий нашёл путь, и вступил на него.
Не каждый способен признать своё главное заблуждение. Факт согласия на исповедь это сильный шаг, это преодоление себя, это результат мощного диалога с собой, это оценка своих поступков на предмет соответствия зову совести. Ваш знакомый преодолел мощное сопротивление бесовских сил, вцепившихся в его душу.
Для ворожея сама физическая возможность исповедоваться крайне ограничена - и машины ломаются, и дождь, и жара, и всё будет против его идеи. Бесы были обескураженны потерей "клиента", и ответственные за него уже получили жесткое наказание.
Но мы знаем, Суд принадлежит Христу, о чём учит Церковь в 7 части Символа Веры, и окончательное решение за Ним.
Остаётся только молить Бога о добром решении. Теперь есть возможноть полноценно молиться за этого человека. И Вам необходимо это с усердием делать на протяжении своей жизни.
Если покаяние этого человека было действительно искренним, то он, скорее всего, спасся и пребывает в Раю. Величие Бога состоит в том числе и в Его великодушии: Он прощает любые грехи ради покаяния грешника. Вспомним евангельскую притчу о работниках последнего часа. Мф. 20:1-16.
В описанной вами ситуации есть и "обратная проекция": не всем тяжким грешникам Бог создает условия для того, чтобы они получили возможность умереть в покаянии и в мире с Ним. Из истории мы знаем, что Лев Толстой, например, перед смертью высказывал желание вернуться в Церковь, но это желание осталось нереализованным. Видимо, описанный вами человек чем-то в своей жизни все-таки заслужил расположение к себе Бога, раз получил возможность примириться с Ним перед смертью.
С уважением,
Прп. Анастасий Синаит, убеждая в человеколюбии Христа, напоминает историю ап. Иоанна Богослова, который взял на себя грехи разбойника, а также добавляет историю покаявшегося разбойника. Думаю, это очень сходно с Вашим случаем, с той лишь разницей, что в этой истории нет даже таинства исповеди, только слезное покаяние.
А о том, что рассказанное нами воистину достоверно, свидетельствует и разбойник, распятый на кресте (вместе со Христом), спасенный словом веры; свидетельствуют и другие многочисленные злодеи, спасшиеся покаянием, среди которых из родившихся в нашем веке при Маврикии, императоре христиан, был в пределах Фракии некий начальник разбойников, дикий и бесчеловечный. Был он таков, что даже дороги сделал там непроходимыми, и многие из воинов пытались захватить его, но не смогли. Услышав о нем, божественнейший император Маврикий послал к нему с неким юным отроком свой крест со словами: не бойся. Разбойник сими словами императора при содействии благодати Божией так был тронут, что оставил разбойничий обычай, с кротостью агнца пришел и с раскаянием припал к ногам императора.
Немного дней спустя разбойник впал в жестокую болезнь и был положен в лечебницу, называемую Сампсоновой. Там, приняв немного вина, он погрузился в глубокий сон, потом, пробудясь от сна и придя в себя, застигнутый ночью, почувствовал усилившуюся болезнь и обратился к Всещедрому Богу, со слезами исповедуясь и прося оставления своих грехов такими словами: «Владыко Человеколюбче! Я не ищу у Тебя ничего странного; ибо как на одном из разбойников, бывших до меня, так и на мне яви милость Свою и прими сей мой предсмертный плач, который я изливаю на ложе. И как те, которые пришли в одиннадцатом часу, не сделав ничего достойного награды (однако получили ее), так и мои прими малые слезы, очищая и крестя меня в них. Предсмертное прощение вмени мне вместо крещения и не требуй от меня большего. Ибо нет у меня времени, когда уже и приставники мои приблизились. Не противоборствуй мне, не попирай то благое, что есть во мне. Беззакония мои настигли меня, предварив вечер [моей жизни], долги мои несказанно велики. Но как Ты принял горький плач Апостола Петра, так и меня прими, Человеколюбче. Я проливаю эти слезы на рукописание моих грехов, и губой милосердия Твоего отри погрешности мои, не имеющие себе равных».
Подобным образом в течение многих часов исповедовался разбойник и, отерев собственным платком слезы, испустил дух, как рассказали лежащие рядом с ним. Врач же некий, надсматривавший над той странноприимницей, заснув в своем доме, увидел во сне, как в тот самый час, в который скончался разбойник, множество муринов пришло к его постели с огромным числом хартий, в которые были вписаны грехи разбойника. Потом пришли два светоносных мужа, которые принесли с собой весы. Когда мурины бросили все рукописания [грехов] разбойника на одну чашу, то другая поднялась высоко. Тогда светоносные Ангелы промолвили: «Неужели здесь мы ничего не найдем?» И говорит один другому: «Что мы можем тут найти? Еще не прошел десятый день, как он перестал убивать и разбойничать. Что же мы ищем у него доброго?» Во время этой беседы Ангелы стали ощупывать его постель: не найдут ли и они что доброе? И, найдя лишь один платок, которым разбойник утирал слезы, один из Ангелов говорит другому: «Поистине здесь был только один платок, омоченный его слезами. Но давай бросим его на другую чашу весов, а вместе с ним и [положим] человеколюбие Божие, и посмотрим, что из этого произойдет». И как только они бросили платок в пустую чашу весов, она стала тяжелой, и рассыпались все рукописания, бывшие в другой чаше. Тогда Ангелы воскликнули в один голос: «Победило человеколюбие Владыки» и взяв душу разбойника, унесли ее с собой. Мурины же со стыдом разбежались. А врач от видения сего тотчас пробудился от сна, надел свой плащ и немедленно пришел в странноприимный дом. И, подойдя к постели разбойника, он нашел тело его еще не остывшим, а душу уже отшедшей ко Господу. На глазах его лежал платок, полный слез. И, узнав от лежащих рядом о том, что разбойник принес Богу покаяние, взял платок, отнес его к благочестивейшему императору, показал ему и поведал о том, что он увидел во сне, и о том, что услышал от лежащих рядом с разбойником, сказав императору: «Возблагодарим Бога, благочестивейший государь! Мы слышали о разбойнике, который был спасен исповеданием [грехов] при кресте Небесного Царя, теперь же мы видим разбойника, спасенного исповеданием [грехов] во время твоего царствования».
Но ведь Благоразумный разбойник сразу вошёл в рай, минуя ад, хотя тоже покаялся в грехах именно перед смертью.
Почему же он сразу пошёл в рай?