5 Ответов
1. Когда и при каких обстоятельствах он появился? Вели ли Вы активную духовную жизнь в этот момент и после этого? Если да, то что говорит Ваш духовник? Если нет, то для чего и за какие заслуги Богу стоило бы дать Вам "дар"?
2. Бог не раздает дары просто так. Никакого дара ради дара от Бога быть не может. Бог дает дары, полезные для спасения. Все Его чудеса - тоже ради спасения. А что дает для спасения знание того, что думает человек в другом городе? Ничего.
Так называемый дар прозорливости может иметь два источника. Бог дает такой дар человеку за его многолетнюю святую, подвижническую христианскую жизнь.
Если же речь идет о ком-то, кто ничем таким не отличился, то подобные явления можно объяснить только повреждением его природной защиты от мира падших духов. И благодаря этому бестелесные злобные существа имеют возможность манипулировать им, создавая видимость наличия у него "дара прозорливости". У них для этого есть широкий спектр возможностей. Это тяжкая духовная болезнь, чреватая большими бедами. Лекарство от нее - сознательный отказ от эксплуатации таких "даров" и упорядоченная жизнь воцерковленного христианина.
С уважением,
София, помимо сказанного выше хочу еще привести Вам цитату из книги "Старец Силуан" про преподобного Силуана Афонского (+1938):
В процессе продолжительной внутренней брани подвижник встречается, кроме указанного выше, с тремя видами прозорливости: первый – в силу естественной некоторым людям интуиции, повышающейся от постнического жития; второй – по действию демоническому, и третий – по дару благодати.
Первый вид для благочестиво настроенного и смиренного человека может быть полезен и добрым образом использован, так как содействует более тонкому хранению заповедей Христа в отношении к ближнему. Гордому и страстному он повредит, ибо умножает поводы к страстям и открывает большие возможности их удовлетворения.
Второй вид чрезвычайно опасен для тех, кто его принимает, ибо рано или поздно приведет к болезненному нарушению всех душевных и духовных сил человека, исказив и самый облик его.
Третий вид сопряжен с величайшею ответственностью и является источником многих духовных страданий для своего обладателя. Гордому он вообще не дается.
Все эти три вида прозорливости причиняют страдания. При первом виде, т. е. естественной интуиции, страдания являются следствием повышенной чувствительности нервно-психического аппарата. При втором – в силу вообще разрушительного, разлагающего свойства демонических действий, что становится явным нередко лишь по прошествии долгого времени. При этой прозорливости если и проявляется иногда способность «прочитать» чужую мысль, то все же глубокий внутренний человек остается недоступным. С несколько большею достоверностью она иногда проявляется по отношению к событиям, имеющим внешний характер. Тем, кто ее принимает, она дает случаи к услаждению тщеславием.
Подлинная духовная прозорливость – есть дар благодати. При этой прозорливости открывается глубина человеческой души, часто скрытая от самого человека. Эта прозорливость ни в какой мере не имеет психопатологического характера и причиняет страдания своему носителю только потому, что, как дар Божий, она полна любви, а видеть ей приходится преимущественно «безобразие и бесславие» человека. Это – страдание любви. Имеющие сей дар никогда не стремятся его удерживать; им чуждо возношение и тщеславие.
Из последнего предложения следует, что если Вам нравится Ваш дар, вы чувствуете себя от этого "особенной", "избранной", "не как все", то это точно не дар от Бога. Т.е. просто начните молиться Богу об отнятии дара. Если Вы чувствуете препятствие такой молитве, Вам жалко терять дар, это дар не от Бога.
Кроме того, Вы плохо представляете, что такое истинный дар прозорливости. Как уже Выше сказано, это не просто знание мыслей или действий - это маловажная информация. Святые видели душу человека, как говорит прп. Силуан. Т.е., например, у человека болезнь, и Святой видел из-за какой причины, из-за какого греха она происходит (т.е. это сам человек может не понимать), и при этом Святой понимает, можно ли сказать об этом самому человеку, и как именно сказать, не навредит ли эта информация, т.к., например, человек еще не готов начать бороться с этим грехом. Т.е. требуется рассуждение. Об этом же пишет Валаамский старец схиигумен Иоанн (Алексеев) (+1958)
Когда я жил в Петрограде в часовне, ходила к нам молиться одна пожилая женщина. Она всегда видела душой, кто к ним идет, и уже готовилась заранее встретить их. Также видела, когда и где был ее муж, как он вел себя в гостях.
Она рассказала об этом отцу Иоанну Кронштадтскому, а он ей сказал: «Тут нет греха, но тебе это не на пользу». И у нее пропала прозорливость.
Такие ясновидящие — так их иногда называют — бывают от природы: получили дар без труда, и он не пользует их самих и других, ибо нет у них рассуждения, приобретенного трудами. А прозорливость у святых — ибо они, по Божией милости, очистили сердце от страстей и имеют истинное рассуждение, — благоразумно приносит пользу другим, ибо ими руководит Дух Святой.
Но дар рассуждения - самый большой. Он достигается после многих десятилетий подвижнической жизни, после долгого опыта борьбы с грехами. Легче достичь бесстрастия, чем рассуждения.
Кроме того, может быть дар прозорливости полностью или частично вымышленный. Т.е. Вы, например, увидели, кто что делает, или думает, т.е. бес дал Вам такую информацию, потом Вы даже проверили - совпало. А потом начинается ложная информация, которую Вы не можете проверить. Когда Вы время от времени что-то можете проверить - опять Вам дается то, что совпадает. Когда Вы начнете делать выводы (или предсказывать другим) на основании такой правдоподобной, но ложной информации, Вы будете вредить себе и людям. Например, если у Вас есть муж, Вам постепенно начнут внушать, что он Вам изменяет, или что что-то замышляет плохое, чтобы Вас обокрасть и развестись. И это будет так обставлено, что Вы поверите.