5 Ответов
Протопоп Аввакум, согласно написанному им самому жизнеописанию, творил множество чудес и имел обилие видений. Он же ругался последними словами на своих противников, клеветал на них, интриговал, осуждал, ссорился со своими ближайшими сподвижниками (в частности, с дьяконом Феодором, с которым был заключен в Пустозерске, даже однажды открыл его проступок страже, из-за чего того избили до полусмерти, а он в это время смеялся над ним), но главное - многократно исповедовал еретические взгляды. Например, такие:
Зри, Игнатий соловьянин, и веруй трисущную Троицу. Существо едино на трое равно разделяй: на трое течет источник божества. По Арию не рцы – три существа неравные, а равные три существа добре, или естества. Не шевели больше того. Несекомую секи, небось, по равенству, едино на три существа, или естества. Якоже бо слово от души рождается и паки в человека не возвращается, тако и Сын от Отца родися и во чрево Отчее не возвратися. Якоже Спас рече: Аз во Отце и Отец во Мне, – волею, а не существо в существе. Три цари небесные, три непостижимые. Комуждо особно сидение: Отцу и Сыну и Святому Духу. Не спрятався сидят три цари небесные: яко Петр и Павел и Иоанн Богослов, трое разстоящи, тому же прилично и божественное трое раздельшееся.
Полемизируя с Феодором, Аввакум писал:
«не скрывайте, еретики, и Христа того, в Троицу месяще недоведоме... Сидит на особом престоле, равно Святей Троице соцарствуя. Сидит Бог и человек одесную Бога на престоле своем царском. Да и ладно так, дитятко бешеное: не замай Его на престоле-том своем сидит, не нехай поганым своим языком с престола того царского к ногам Отца. Помнишь ли, собака, лаешь: существо де Божества внутрь Отца, а смотрение подле ног Отца близь сидит. Так-то ты говорил, громобитный враг».
Аввакум учил, что Христос сошел в утробу Девы не существом, а благодатию:
«Худой еретичешка Федька глаголет самым существом воплотившегося Бога Слова. Аз же исповедую и верую в существе свойство недвижимо, но излиян себе Бог Слово в утробу Девыя силу существа естественную... А самое существо отнюдь, отнюдь непоступно. Отча недра не оставль существом, сошед на землю силою благодати несказанно».
Как видно, Аввакум по своему скудоумию мнящий себя великим святым:
1) мыслит Бога телесным и ограниченным,
2) грубо материально понимает славу Божию как сидение на престолах,
3) Христа сажает рядом с Троицей, рассекая единого Сына на двух Сынов и
4) отрицает догмат о соединении во Христе двух естеств - божеского и человеческого - неслитно, неизменно, нераздельно и неразлучно; вместо этого он видит у Христа лишь полноту благодати Божий, подобно ветхозаветному пророку.
Зачем я это написал? Чтобы Вы понимали, что Бог никак не мог творить чудеса через еретика и раскольника, всеми силами боровшегося с истинной Церковью и лично запятнавшего себя крайней спорливостью и гневливостью.
Поэтому все видения и чудеса Аввакума, которые вели к единой цели,- борьбе с Церковью,- надо приписывать отчасти его богатой фантазии, а отчасти действию диавольскому, которое он сам ложно приписывал Богу, почему и считал себя фактически новым пророком.
Для более детального знакомства с личностью Аввакума советую почитать эту статью, а с его богословскими взглядами - эту прекрасную книгу.
Как сказано, по "плодам узнаете их" Мф. 7:15-16
"Чудесами" Авакума стали многочисленные разнонаправленные в вере осколки бывших православных России, разбросанных по всей планете.
Сатана делает всё, чтоб посеять раздоры между христианами, и даже готов облочиться в белые одежды
Простите, но с чудесами протопопа Аввакума, не знаком, но доводилось сталкиваться с его современными последователями - с иеговистаии и прочими адвентистами, с их напором и проффесиональной подговкой. Но мне на своей шкуре доводилось видеть; как враг САМ передаёт свою добычу своему товарищу, хоть бы и меньшему себя, если тот может справиться с задачей. Выглядит как чудо; а на деле?
Анализ сверхъестественных событий, связанных с жизнью Аввакума есть в статье О чудесах пустозерских узников