Добрый день! Многие читали о прохождении мытарств блаженной Феодорой. Я сделал очень печальные для себя выводы.
Во-первых пройти все 20 мытарств - само по себе крайне сложно. Слишком много там испытаний грехов наших.
А во-вторых, если даже Феодора, которая вела столь благочестивую жизнь и столько добрых дел совершила, была задержана, то что я могу сказать о себе - лютом грешнике, который лишь исповедуется и пытается очиститься как-то от грехов и страстей?! И о себе подобных?
Получается нам простым людям уготована дорога в ад? Не за одно так за другое попадешь. Как тогда можно спастись и возможно ли вообще если ты не святой и не монах?
Всех грехов не вспомнишь, еще могут быть какие-то слабости или то, что не считаешь за грех. Какой тогда выход? Если бесы так тщательно проверяют на грех, то и 5 мытарств очень сложно пройти. Что же говорить про 20!
5 Ответов
"Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа" (Евр.12:14).
Александр, всё было бы так, как Вы пишете, если бы у нас не было Церкви - корабля спасения. Нынешнее время простое для спасения: храмы открыты, масса возможностей для духовного образования, огромный опыт духовной жизни прошлых поколений...
Вот цитата из описания мытарств:
не все подвергаются таким истязаниям, каким подвергалась ты, но только подобные тебе грешники, которые несовершенную исповедь грехов своих совершали пред духовным отцом, стыдясь беззаконных дел своих и утаивая многие из них.
Главное не утаивать грехи, т.е. если возникла мысль: "надо этот грех исповедать", "надо об этом сказать священнику", "надо об этом спросить у священника" не говорить: "да ладно". Про забытые грехи в описании мытарств не сказано, что Феодора за них наказывалась.
"Мытарства блаженной Феодоры" - это средневековый апокриф, написанный в свойственном тому времени стиле. Это не догмат, не канон, не святоотеческое предание. Автор этого произведения не является святым отцом Церкви. Поэтому относиться к "Мытарствам" нужно спокойно, осознавая, кто, когда и для кого написал их. Это средневековые образы, которые были понятны людям того времени. Не стоит воспринимать их буквально.
Невозможное человеку возможно Богу. Без Божией милости ни один человек спастись не сможет. Отрекшийся от Бога К. Икскуль на мытарствах воззвал к Пресвятой Богородице, и получил новый шанс для спасения. См. "Невероятное для многих, но истинное происшествие".
Стремитесь к Богу, не считайте грех в порядке вещей и боритесь с ним, и Бог не даст Вас в обиду. А надеяться выпутаться из мытарств собственными силами бесполезно, это точно.
С уважением,
Мы все призваны к святости и к тому, чтобы быть с Богом. Вся наша надежда на нашего Спасителя, а чтобы избежать ада, святые отцы заповедует нам избегать тяжких грехов и непрестанно сознавать себя грешником, принося покаяние и надеясь на милосердие Божие. Исполнять заповеди Божии, здесь рассказано, как конкретно. Относительно покаяния есть такие слова свт. Игнатия (Брянчанинова):
Не советовал бы я вам входить в подробное и тонкое разбирательство грехов и греховных качеств ваших. Соберите их все в один сосуд покаяния и ввергните в бездну милосердия Божия. Тонкое разбирательство грехов своих нейдет человеку, ведущему светскую жизнь: оно будет только ввергать его в уныние, недоумение, смущение. Бог знает наши грехи, и если мы будем постоянно прибегать к Нему в покаянии, то Он постепенно исцелит самую греховность нашу, то есть греховные навыки, качества сердца. Грехи, сделанные словом, делом, сложением помышлений, должно сказать на исповеди отцу духовному, а в тонкое разбирательство духовных качеств, повторяю, не должно светскому человеку пускаться: это ловушка, ставимая ловителем душ наших. Познается же она по производимому в нас смущению и унынию, хотя по наружности и облечена в благовидность добра.
Благодарю за ответ! С моей раздражительностью и расшатанной нервной системой это наверно первый грех, который я наиболее часто совершаю. Пока только пытаюсь бороться. Но очень туго получается.