Имеется ввиду учение об осознанности о котором говорят многие духовные учителя. Самый известный из них Экхарт Толле. Есть еще на русском ютьюбе Н. Кузьмич. В основном там говорится о том, что можно стать осознанным, то есть пребывать в состоянии осознанности, здесь и сейчас, тоже самое что просветление. Сам много лет назад попробовал это учение и очень сильно потом об этом пожалел. Священник к которому я подходил с вопросом по поводу этого учения, если не ошибаюсь (давно было), сказал, что это все об одном и том же. Соответственно (намного моложе тогда был) я поверил ему и стал практиковать это учение.
5 Ответов
Судя по книге Э.Толле, его мировозрение направлено на возвеличивание собственного эго через принятие только настоящего момента. Этот метод, по мнению автора, позволяет отсечь прошлое и будущее и смотреть на мир свысока, этим достигая отрешенность от суеты, которая есть причина депрессий и суицидальных проявлений.
Христианство, конечно, никак не может согласиться с этим подходом, так как метод уничтожает Любовь, отрицает Любовь, которая сопереживает миру, а не отворачивается от него.
Меня все время удивляет то, что христиане, игнорируя богатую традицию Церкви, ищут себе различных экзотических приключений. Вопрос: зачем, если путь святости открыт и истолкован в Св. Писании и церковной традиции? Что касается различных авторов, которые претендуют на то, чтобы открыть некие духовные пути своим последователям, то посмотрите на их мировоззрение. Исповедуют ли они Иисуса Христа Господом и Спасителем? Признают ли Церковь единственным достоверным источником откровения Бога в этом мире?
Если нет, то и не стоит им верить в остальном, что касается духовного развития. Основа уже гнилая.
Толле, судя по Википедии и его сайту, всецело принадлежит движению нью-эйдж - современной реплике древнего гностицизма. Он предлагает найти в себе нечто божественное, достигнув вожделенного знания, которое называет осознанностью. Как и у гностиков, это знание само по себе является у него спасительным. Что не мешает ему жить в блуде (с гражданской женой), отрицать Иисуса Христа как единственный живой путь к единственному Богу, игнорировать и нарушать заповеди Христовы. Поэтому мне кажется, что за давностью лет Вы что-то важное упустили в том ответе священника. Вполне возможно, что он не знал об Экхарте Толле (как не знал о нем и я до вчерашнего дня), но само учение, в котором нечто хорошее достигается без усердного обращения к Богу, без покаяния, без участия в таинствах, без деятельного исполнения заповедей,- такое учение никаким образом нельзя считать совместимым с христианством.
Наконец, кратко скажу, почему измышления Толле в принципе ошибочны. Каждого из нас когда-то не было, т.е. мы имеем начало. Что имеет начало, по логике вещей, должно иметь и конец, т.е. мы не имеет источника бытия в самих себе. Сколько бы бы люди ни расширяли свое сознание путем медитаций и других практик, никуда от этого не денешься. Но и отдельная душа тоже не является полным человеком, как мы это видим по себе сейчас. Достаточно перестать себя кормить некоторое время: как будет душа себя чувствовать? Даже если заболит один лишь зуб, куда пропадет наша безмятежность? Итак, душа зависит от тела, а тело от души (поскольку именно душа руководит телом). Целый же человек вполне зависим от своего Творца, поскольку получил жизнь извне.
Будучи совершенным, всемогущим, всеведущим и праведным, Творец должен быть наполнен и любовью к творению, иначе Он не был бы совершенным. По любви Он не может не открыть Себя творению, но не будет принуждать принять Его. По всеведению Он знает, как именно открыть Себя в доступной для нас полноте. По всемогуществу Он может устроить так, что желающие узнают Его и придут к Нему. Наконец, по Своей праведности Он чужд всякого греха и должен отвергнуть любого грешника.
Вы понимаете, что всего этого нет у Толле. Верить ему значит жить в мире иллюзий, и этот печальный опыт у Вас уже есть. Теперь Вы можете постараться исправить свои ошибки. Не упустите этой возможности.
Лучше всего то, каковы духовные учителя вне Православия, показывают они сами своими убеждениями:
«Бытие — это вечная, вездесущая Единая Жизнь, которая существует за пределами мириад своих форм, подверженных рождению и смерти. - Когда вы говорите «Бытие», вы имеете в виду Бога? Если да, то почему вы не употребляете слово Бог? - Слово «Бог» утратило всякое значение в результате неправильного употребления на протяжении тысячелетий. Я иногда использую его, но очень редко… Слово «Бог» стало ограниченным понятием… Ни слово «Бог», ни слово «Бытие», ни какое-либо другое слово не могут служить ни определением, ни объяснением невыразимой и не поддающейся описанию реальности, стоящей за этим словом… Слово «Бытие» ничего не объясняет — как и слово «Бог». Тем не менее, слово «Бытие» обладает преимуществом, поскольку является открытым понятием. Оно не сводит бесконечное незримое к конечному. Невозможно сформировать его ментальный образ. Никто не может претендовать на исключительное владение Бытием. Это сама ваша суть, доступная вам в любой момент в виде чувства собственного присутствия, осознавания себя как Я есть, предшествующего осознанию себя как «Я есть то» или «Я есть это». Таким образом только небольшой шаг отделяет слово «Бытие» от проживания Бытия».
«Новый Завет содержит как глубокую духовную истину, так и искажения. Это искажения двух типов. Одни явились результатом неверного понимания учения Иисуса, другие возникли оттого, что люди преследовали свои цели (и хотели, чтобы Иисус вписывался в их предвзятые представления, или хотели обратить в свою веру и т.п.). Когда-нибудь, если будет выходить ещё одна книга, я, может быть, напишу об этом более подробно. Но вы сами можете выяснить всё это для себя. В состоянии присутствия вам доступно ваше внутреннее знание, поэтому вы сами будете чувствовать, что истинно, а что было добавлено или искажено» (Э.Толле).
На его сайте сказано: «Толле взял суть духовной мудрости у таких великих учителей, как Иисус и Будда, и выразил её современным языком». А по сути, он просто олицетворение того искажения, о котором сам и сказал: «люди преследовали свои цели (и хотели, чтобы Иисус вписывался в их предвзятые представления, или хотели обратить в свою веру и т. п.)».
Учение Толле оккультно, основано, в первую очередь, на буддизме, а христианские мотивы там используются только там, где это удобно самому Толле. Это учение противоречит Православию.
Осознанность по Э.Толле совсем не равна тому, что понимают под осознанностью в Православии. Я думаю, священник, к которому Вы обращались, просто не знал об этом учении, и исходил из слова осознанность, осознанная жизнь. Или же было иное непонимание между вами. А на будущее советую остерегаться учений, где говорят о просветлении. В большинстве случаев это слово - маркер недопустимых для православных людей псевдовосточных оккультных учений, основанных на буддизме и пр.
Ересь это. Я взглянул в глаза Толле Экхарта и ужаснулся. Мне вспомнились слова Христа:
Мф.6:22 Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло;
Мф.6:23 если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?
Мф.6:24 Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне*. //*Богатству.
Истинный душевный мир и величайшую радость можно обрести лишь с Богом. А путь к Богу лежит через обретение Веры, молитву, покаяние.