6 Ответов
Здравствуйте, Федор! Прежде всего, нужно выяснить кто эти люди и почему они обижают Вас. Молитва за обидчиков должна идти в сочетании с иными средствами решения проблемы. Если это люди воцерковленные, то к этой ситуации вполне применимы слова Спасителя: Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему (Лк.17:3). То есть уместно и даже необходимо без злобы указать на неподобающее поведение, чтобы побудить обидчика задуматься и покаяться. В любом случае, нужно предпринимать попытки к решению этой ненормальной ситуации.
Феодор, молиться можно, как и в других случаях, любыми словами, т.к. молитва Богу — это не заговор. Но можно говорить о более правильном подходе к такой молитве, который тогда определяет и слова, которыми лучше молиться. Прп. Амвросий Оптинский советует:
Молись и за оскорбляющих тебя сими словами: «Спаси, Господи, такую-то… и молитвами ее помилуй и меня, грешную». Особенно молись так во время сильного смущения. Хорошо при этом полагать великие поклоны, если позволяет место.
Аналогично советует прп. Иосиф Оптинский:
Молиться за ненавидящих и обидящих должно так: «Спаси, Господи, и помилуй рабу Твою, сестру мою возлюбленную (имя), и ее ради святых молитв помилуй и меня, окаянную грешницу»
Т.е. здесь человек такими словами как бы выражает смирение, считает обижающего человека выше себя, менее грешным и стоящим ближе к Богу, раз призывает его молитвы. Чем избегает греха осуждения и злобного отношения к обижающему. Т.е. нужно сочувствовать ему, что он такой злобный, а самому злобы не испытывать, и такая молитва помогает от нее избавиться.
Мне думается, нужны не только молитвы. Во время оскорблений, а лучше до и после них желательно чаще вспоминать свои грехи и принимать случающиеся скорби как наказание за них. Тогда в сам момент оскорбления Вы вновь вернетесь в это чувство смирения перед наказанием от Бога, хотя бы и через людей, но обиды на людей не будет. Вот для иллюстрации история из “Древнего патерика”:
Однажды авва Иоанн Колов сидел против церкви; братия окружили старца и спрашивали о своих помыслах. И некто из старцев, увидев это, побуждаемый завистью, говорит ему: «Сосуд твой, Иоанн, полон яда». Авва Иоанн отвечает ему: «Так, отец! И ты сказал это, потому что видишь одну наружность; а что бы сказал ты, если бы увидел внутренность?»