составитель Терещенко Т. Н.

Источник

МОЛИТВА ЗА ДРУГИХ

А что А. И. не благоволит к вам… вы будьте покойны, только причин или вин к оскорблению ей постарайтесь не подавать и Господа Бога об ней молите и просите, дабы дал ей Бог по Своему человеколюбию здравый разум и истинное рассуждение к познанию достодолжных христианских правил, и когда по нашему совету будешь употреблять, то А. И. совсем против вас будет другая и любовью сорастворенная (прп. Лев, 20).

* * *

Первейшее и самонужнейшее… средство к примирению с обидящими и гонящими нас есть молить о них по заповеди Христовой (прп. Лев, 20).

* * *

О поминовении на проскомидии справедливо вам говорит духовная особа, что не должно поминать явно грешников, пребывающих в нераскаянии, в заблуждении и расколах; по толкованию учителей церковных – через соединение частиц, вынутых за их имена, с Божественной Кровью, – не очищение, но [высшее] осуждение для них бывает. О грешниках же, но кающихся и полагающих начало, можно и молиться, и подавать на проскомидию, также поминать на молитве и обращении их можно, как и Церковь молит о соединении всех, однако ж, дабы с такой разборчивостью не подпасть бы вам фарисейскому мудрованию, подавайте на проскомидию о ближних ваших, известных вам; а о прочих молись вообще, и в мысли стараясь считать всех святыми (впрочем, не подражая делам их худым), [окажите] любовь свою каждому делами при случающихся обстоятельствах. Это будет надежнее, а то и в том и в другом случае опасно, [надо] избежать фарисейского мудрования и о себе мнения (прп. Лев, 20).

* * *

Опыт указал мне такое правило: если кому нужно сделать выговор или замечание, то надо прежде в сердце помолиться за него Богу. Думаешь иногда, что брат тот не примет замечания, а если помолишься за него сперва, то, смотришь, сверх ожидания он и замечание выслушает спокойно, и исправление бывает (прп. Моисей, 23).

* * *

Недужных братий сколько можно поддерживать всеми мерами, а более всего возлагать на Господа печаль о них, ибо где человеческие средства не успевают ко благу и исправлению других, там ожидать от Господа с упованием, да исправятся стопы человека. Богу все возможно. K Нему взор души нашей да обращается с молитвой о всех и каждом (прп. Моисей, 20).

* * *

Будем молить Бога о недужных братьях, да исцелит их, ибо есть недуги, которые Одному только Ему исцелить возможно, а кроме ни человек, ни Ангел не уврачуют. Впрочем, не оставлять и средств к цельбе недугующего, но с Божией помощью благонамеренно все меры употребить к тому, как Он, Господь вразумит и умудрит во благое (прп. Моисей, 20).

* * *

Прошу вас за обидящих вас молиться, говоря: «Ненавидящих и обидящих нас, рабов Твоих (имярек), прости, Господи Человеколюбче, не ведят бо, что творят, и согрей их сердце на любовь к нам, недостойным» (прп. Антоний, 20).

* * *

Говорите: «В руце Твоего превеликого милосердия, о Боже мой, вручаю душу мою и многоболезненное тело, мужа, от Тебе мне данного, и всех возлюбленных детей. Ты будь помощником нашим и покровителем во всей жизни нашей, во исходе нашем и по кончине, и во всем, как в радости и печали, в счастии и в несчастии, в болезни и здоровье, в жизни и смерти, во всем да будет с нами воля Твоя святая, яко на небеси и на земли. Аминь» (прп. Антоний, 20).

* * *

Ты, верно, понимаешь, что хотя мы и должны молиться друг за друга, но не должны приписывать молитве своей чудодейственную силу, не должны думать, что просимое нами всегда Господом исполнится. Это мнение исходит от гордости и ведет в прелесть (прп. Иларион, 24).

* * *

Мы молимся за обидящих, да и сердимся на него вместе, и оттого и нет успеха, стало быть, это дело не нашей меры, а наше дело объясняться, изыскивать расположение у ближнего, и это, кажется, ближе к смирению (прп. Иларион, 20).

* * *

Молитва за близких нами должна быть приносима со смирением всеведущему и всесильному Богу. Где невозможно помочь делом и советом, заповедь имеем молиться друг за друга, да исцелеемся (прп. Амвросий, 1).

* * *

Семейные тяготы должно переносить как добровольно избранную нами долю. Задние мысли тут скорее вредны, нежели полезны. Спасительно лишь то, чтобы о себе и о семействе молиться Богу, да сотворит о нас полезное по воле Своей святой (прп. Амвросий, 1).

* * *

Господь молился за распинающих, а первомученик Стефан молился за убивающих, чтобы не вменилось им в грех, глаголя: «Не ведят бо, что творят». Делай и ты то же, и получишь милость и помощь Божию, и успокоишься (прп. Амвросий, 3, ч. 3).

* * *

Молись и за оскорбляющих тебя сими словами: «Спаси, Господи, такую-то... и молитвами ее помилуй и меня, грешную». Особенно молись так во время сильного смущения. Хорошо при этом полагать великие поклоны, если позволяет место (прп. Амвросий, 3, ч. 3).

* * *

Оставь все человеческие мнения и недоумения и молись за сестру по совету аввы Дорофея: «Помози Господи, якоже веси, рабе Твоей такой-то, и меня, грешную, помилуй. Хощеши бо всем спастися и в разум истины приити» (прп. Амвросий, 3, ч. 3).

* * *

Для избежания скорби, тебя отягощающей, потребно и необходимо молиться за ту особу, на которую скорбишь. И молиться так: «Спаси, Господи, и помилуй возлюбленную мать мою (имя), и за ея молитвами помоги мне окаянной и грешной». Молиться так имеешь евангельскую заповедь от Самого Господа, глаголющего: любите врагов ваших… благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас (Мф. 5, 44). Без такой молитвы нельзя избавиться скорби и успокоиться. А когда будешь молиться так с верой и усердием, то и особа эта к тебе может перемениться на лучшее (прп. Амвросий, 3, ч. 3).

* * *

<Чтобы люди не оставались в беспечности и не возлагали всю свою надежду на постороннюю молитвенную помощь, старец повторял обычную народную поговорку:>

Боже-то поможи, да и сам мужик не лежи. – И прибавлял: – Вспомни, двенадцать апостолов просили Спасителя за жену хананеянку, но Он не услышал их, а сама стала просить – упросила (прп. Амвросий, 4).

* * *

Молитвенно желаю, да подаст вам Господь разум и умение обходиться с матерью Вячеславой. Что делать? У каждого свой характер, под который необходимо иногда подлаживаться. Пишете, что хотелось бы духовно настроить ее нрав. В таком случае первое средство с вашей стороны – усерднее об этом молиться Богу. Ибо Господь сказал: без Меня не можете делать ничего (Ин. 15, 5). Господу Всемогущему все возможно, а немощный человек что может сделать? (прп. Иосиф, 19).

* * *

Молиться за ненавидящих и обидящих должно так: «Спаси, Господи, и помилуй рабу Твою, сестру мою возлюбленную (имя), и ее ради святых молитв помилуй и меня, окаянную грешницу» (прп. Иосиф, 19).

* * *

Болящего отрока Сергия да спасет, и помилует Господь, и сотворит с ним по воле Своей святой, а родителей его на истинный путь наставит. Так и молись о них. Если не слушают твоих речей, а только осмеивают, то лучше молчать. Богу молись, и больше ничего (прп. Иосиф, 19).

* * *

За родителей молись, и за врагов молись, и за сестер молись, а если кто просит у тебя молитвы, то отвечай: «Прошу и тебя за меня молиться», – и больше ничего (прп. Иосиф, 19).

* * *

Сестер и братьев твоих, сбившихся с доброго пути, – жаль. Молись о своих братьях так: «Устрой, Господи, о братьях моих (имена) полезное и спасительное по воле Твоей Святой» (прп. Иосиф, 19).

* * *

Кто тебя бранит, за того Богу молись, и считай за свою благодетельницу, и никак не мсти. Конечно, побуждает ее к сему враг – врага и надо ненавидеть, а ее любить и молиться за нее Богу. Тут-то и учись смирению, когда младшие укоряют. И считай себя стоящей этого по грехам своим (прп. Иосиф, 19).

* * *

Молиться за старца – всегда молись, но только не так, как молилась, а говори: «Упокой, Господи, душу его и его святыми молитвами меня, грешную, помилуй». Можно и к нему обращаться, с простой верой (прп. Иосиф, 19).

* * *

Вы писали о какой-то 30-летней послушнице, которой хотели сделать выговор, что вы знаете все ее козни. Можно погодить об этом говорить, а вместо этого молиться с усердием: «Спаси, Господи, и помилуй сестру (имя) и ее ради святых молитв помилуй и меня, грешную (прп. Иосиф, 19).

* * *

Анну, без вести пропавшую, должно поминать о здравии и спасении до тех пор, пока не получится достоверное известие о ее кончине (прп. Иосиф, 19).

* * *

Просишь молитв о тебе. Молюсь, как и о всех, но сама больше молись Богу. В «Отечнике» писано: «Брат просил старца: Отче, помолись, чтобы Бог меня помиловал. А старец сказал: Ни я, ни Бог тебя не помилует, если ты сам не будешь молиться и не будешь смиряться» (прп. Иосиф, 19).

* * *

О братьях не скорбеть, а молиться надо усерднее: душа чувствует за большие тысячи верст молитвенные вопли и имеет радостнотворное утешение, мир души (прп. Иосиф, 19).

* * *

Имена неправославных христиан и вообще при всяком церковном православном богослужении поминать не следует…

Скажут: рассуждать так очень строго. – Что делать? Но ведь у Господа нельзя вымолить милости насильно. Ибо Бог наш – Бог ревнитель (Исх. 20, 5); Господь праведен и возлюбил правду (Пс. 10, 7). Бывали же случаи, когда Сам Он запрещал о людях молиться. Так, пророку Иеремии говорил о народе своем: Ты же не проси за этот народ и не возноси за них молитвы и прошения, и не ходатайствуй предо Мною, ибо Я не услышу тебя(Иер. 7, 16). И это повеление Господне относится к людям еще живым, следовательно, еще имевшим возможность покаяться. И пророк не дерзал преслушать слово Господне, оправдывая свою молитву за них человеколюбием.

Впрочем, говоря об этом, мы имеем здесь в виду молитву за неправославных христиан только церковно-общественную, которую если в самом деле допустить в Православной Церкви, то для Православия неминуемо последует величайший вред, неисчерпаемое зло. Подумаем, например, много ли православных христиан, твердых в исповедуемой ими вере? Не у большой ли из них части вера слабенькая, как искорка, готовая ежеминутно погаснуть? И если таковые люди будут слышать в православных храмах поминовение о здравии или упокоении римских католиков или протестантов, не придут ли они вскорости к такому заключению: стало быть, как ни веруй – все равно? А через это и отпадения от Православной Церкви чаще и чаще должны будут повторяться, если и не формально, то в душе. А тут-то и самое великое горе. Незаметно для самого совращенного он бывает православный только по имени, а в самой вещи неправовер ли вовсе невер.

Так же и христиане других исповеданий, видя, что Православная Церковь молится за них, должны приходить к такому же заключению о равенстве всех вероисповеданий. А это и желающих неправоверов может отвлекать от присоединения к Православной Церкви. «Ведь православные и без того молятся за нас», – будут они говорить…

Впрочем, говоря о строгости нашей Православной Церкви в отношении поминовения неправоверующих христиан, мы не к тому ведем речь, что будто Святая наша Церковь заповедует нам, чадам ее, вовсе никоим образом не молиться о них. Она только запрещает нам своечинную молитву, т.е. молиться – как нам хочется и как вздумается. Мать наша Православная Церковь внушает нам, чтобы все у нас, как и самая молитва, совершалось по чину и благообразно (см. 1Кор. 14, 40). Мы и молимся при всех наших церковных богослужениях о всех разноплеменных народах и о всем мире, чаще всего и сами не зная и не понимая того. Именно мы молимся так, как Господь наш Иисус Христос научил своих апостолов молиться в переданной им молитве: Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли! (Мф. 6, 10). Это всеобъемлющее прошение объемлет собой все нужды, и наши, и единокровных нам, хотя и неправоверных братий наших. Мы тут просим Всеблагого Господа и о душах умерших неправославных христиан, чтобы Он сотворил с ними то, что благоугодно Его святой воле. Ибо Господь безмерно лучше нас знает, кому и какую оказать милость. Итак, православный христианин! Кто бы ты ни был, мирянин или иерей Божий, если во время какого-либо церковного богослужения придет тебе усердие помолиться о каком-либо близком к тебе Kарле или Эдуарде, то при чтении или пении молитвы Господней воздохни о нем ко Господу и скажи: «Да будет о нем святая Твоя воля, Господи!» – и ограничься этой молитвой. Ибо так научен ты молиться Самим Господом. И поверь, что такая твоя молитва будет тысячекратно и Господу угодней, и для души твоей полезней всех твоих самочинных церковных поминовений.

Все высказанные нами мысли, основанные, как всякий может видеть, на Божественном Писании и предании святых отцов, естественно приводят нас к такому заключению: «Молиться за неправославных христиан церковно-общественной молитвой, наравне с православными христианами, т.е. поминать имена их в храмах так же, как поминаются имена православных христиан, противно учению и постановлениям нашей Единой Святой Соборной Апостольской Вселенской Церкви». Так мы говорим, так и поступаем. И это вовсе не по ненависти к неправоверующим христианам и не потому, что мы не желаем им добра, а потому, что самочинная или самовольная наша за них молитва и Богу будет неугодна, и для душ их бесполезна, а молящимся за них обратится в грех. Наглядный этому пример можем видеть в царе Израильском Сауле. Повидимому, он сделал доброе дело, когда перед начатием войны с филистимлянами обратился с молитвой к Богу и жертвоприношением. Но так как он поступил в этом случае самочинно, не дождавшись, как ему было сказано, пророка Божия Самуила, он не только не привлек к себе благоволения и благословения Божия, но и заслужил Божий гнев и наказание. Прибавим к этому, что самоволие и во всем есть грех и даже между людьми нетерпимый порок. Сложилась пословица: «Своя воля и царя боле». Однако заметим: царь наказывает не покоряющихся царским законам. Почему? Потому что самовольник причиняет вред и себе, и своей семье, и обществу, в котором живет, и государству, и Церкви; словом, самовольник – неприятный человек. Да и сами самовольники не повинующихся им не любят и, если имеют возможность, наказывают. А мы все хотим и жить, и молиться – каждый по-своему.

Теперь скажем несколько о частной молитве. Известен в нашей Православной Церкви едва ли не единственный пример, что частная молитва одного угодника Божия помогала душам умерших иноверцев, даже язычников. Так рассказывал о себе преподобный Макарий Египетский. «Однажды, проходя пустыню, нашел я череп какого-то мертвеца, валявшийся на земле. Когда ударил я череп пальмовой палкой, он что-то проговорил мне. Я спросил его:

Кто ты?

Череп отвечал мне:

Я был главным жрецом идолов и язычников, которые жили на этом месте; а ты Макарий-Духоносец. Когда ты, сжалившись о страждущих в мучении, начнешь молиться за них, они чувствуют некоторую отраду…»

Из этого рассказа блаженного отца прежде всего мы видим, что молитва его за страждущих в пламени язычников была не церковно-общественная, а частная. Это – молитва уединенного пустынника, молившегося в тайной клети сердца своего. Ибо если бы он сам не рассказал другим об этой молитве, то она и осталась бы ни для кого неведомой. Затем, молитва эта может отчасти послужить и нам, православным христианам, поводом к тому, чтобы помолиться за живых и умерших неправоверов частной, домашней молитвой; но только поводом, а отнюдь не примером, ибо преподобный не сообщил нам, как он молился за язычников, не научил нас тому; уже потому эта молитва не может служить для нас примером, что молившийся ею преподобный Макарий был великий угодник Божий, следовательно, стяжавший великое дерзновение ко Господу. Нам ли же, в бездне греховной валяющимся, брать пример с такого молитвенника? В одном только она может служить для нас примером, именно в том, что преподобный Макарий молился за язычников не самочинной молитвой, а так, как наставлял его Дух Божий, обитавший в его чистом сердце, который не только его не оставлял, но и заставлял молиться о всем мире – о всех людях, живых и умерших, как это обычно и свойственно любящим сердцам всех угодников Божиих; как и святой апостол Павел писал к Коринфянам: сердце наше расширено. Вам не тесно в нас (2Кор. 6, 11–12).

Итак, мы теперь можем согласиться, что православным христианам молиться за неправославных христиан – живых и умерших – можно частной домашней молитвой; но при том еще и еще напомним, не самочинно молиться – не так, как нам вздумается и пожелается (дабы вместо благоволения не навлечь на себя гнева Божия), а по наставлению опытных в жизни духовной людей (прп. Иосиф, 19).

* * *

Если кто просит тебя помолиться, то довольно сказать ему в ответ: «Спаси тебя Господи». Или на молитве помянуть раз. Конечно, если усердие имеешь, можно и в помянник записать. Но если всех просящих так поминать, это невозможно будет. В церкви молятся о всех, заповедавших нам, недостойным, молиться о них, – вот и клади поклон. Конечно, благодетелей надо и поименно поминать.

Что за священника помолилась ради послушания – это хорошо, но радоваться не надо с мыслью, что по молитвам твоим избави его Господь (прп. Иосиф, 19).

* * *

В настоящее время часто случается, что муж совращает в неверие жену, жена – мужа, и уходят они в штунду173, в толстовство и т.д. и гибнут безвозвратно. Но не так должно быть.

Надо молиться друг за друга: муж за жену, жена – за мужа, отец – за детей и т.д., чтобы Господь не допустил никому погибнуть, но оставаться в лоне Церкви Православной (прп. Варсонофий, 29).

* * *

Представьте себе, что какойнибудь человек семейный, молодой, по ошибке был заподозрен в убийстве и сослан в Сибирь на вечную каторгу. У него осталась молодая жена с маленьким сыном.

Конечно, жена знала, что муж ее страдает невинно. Так проходит, положим, тридцать лет. Безвинно страдающий сидит в тюрьме и в узкое окошко видит всегда по вечерам, что дом генерала-губернатора освещается: там идут балы, танцы, пиры, веселье... Но вот прежнего губернатора сменили, приехал новый. По внешности в доме губернатора ничего не изменилось: также идут пиры и веселье. Но вот новый губернатор пожелал основательно осмотреть тюрьму. Окруженный подчиненными, идет он по тюремным заключениям и спрашивает каждого заключенного, за какую вину он здесь находится. Дошла очередь и до этого безвинного страдальца. Молодой губернатор спрашивает:

А ты за что?

За убийство, – отвечал тот и не стал оправдываться.

Но что-то губернатор начинает в него всматриваться пристальнее, спрашивает, откуда родом он, где жил, есть ли родные. И из рассказа узнает, что это его отец. Оба бросаются друг другу в объятия. Можете представить себе их чувства?! И мог ли предполагать губернатор, что в этой тюрьме сидит его отец, хотя он и видел эту тюрьму каждый день со своего высокого балкона. А также мог ли предполагать заключенный, что в этом роскошном доме, где каждый день пиры и веселье, живет его сын, которого он оставил ребенком пяти лет? Конечно, сын тотчас же освобождает отца! Делает запросы, справки, и оказывается, что действительно он невинно страдал, что убийца – совсем другой человек. Но почему этот заключенный был освобожден? Потому что сын его, когда узнал его, по своей влиятельности и силе повернул дело совсем в другую сторону... Подобно этому может быть, если сын поступит в монастырь, а родители его уже умерли, вот они и узнают, что их сынок поступил во святую обитель, и рады, что есть за них молитвенник. То просфорочку вынет за них, то на панихиде помянет, то еще как помолится, а они все повесточку получают да получают и переходят все к более и более легким мукам, ибо по молитвам Церкви умершие получают облегчение своей загробной участи. А какая польза родителям была бы, если бы он потерял веру в Бога и умер бы с проклятиями на устах?!

Я помню, когда я был маленький, у нас была картина в доме. Она изображала следующее: стоит Петр I Великий, а перед ним на коленях молодой человек, около которого стоит его отец, приговоренный к ссылке в Сибирь за какие-то преступления. Этот молодой человек просит Петра I освободить его отца, ибо он стар, не сможет перенести тяжких трудов, кроме того, в нем нуждается семья.

Лучше сошли меня в Сибирь вместо отца, ибо я молод, силен и свободен, – говорил юноша.

Петр прослезился и сказал: Освобождаю этого человека за то, что у него есть такой сын!

Так мне рассказывал про эту картину мой отец и учил меня молиться за него. Да и вообще учил он меня молиться. Возьмет, бывало, меня, поставит с собой и велит прочесть «Богородицу», «Царю Небесный» и еще что-либо. Учил меня читать 90 псалом, и я его тогда выучил наизусть в один день. Конечно, я теперь молюсь за отца каждый день (прп. Варсонофий, 32).

* * *

173

Штунда – христианское движение протестантской направленности, получившее распространение в России в XIX веке в среде немецких колонистов, а также части населения южнорусских губерний.


Источник: Симфония по творениям преподобных оптинских старцев : в 2 т. / [ред.-сост. Т. Н. Терещенко]. Москва : ДАРЪ, 2009. / Т. 1. А-О. 640 с. ISBN 978-5-485-00259-6

Комментарии для сайта Cackle