5 Ответов
Грех ведь не в количестве слов, использованных для выражения мысли, а в том, для чего они использованы. Если это пустая болтовня, ни о чем или о чем-то греховном, то это будет грехом. А если Вы просто красиво и подробно раскрываете полезные темы, то это нормально, священников учат в семинарии риторике, например.
Это может быть связано с тщеславием, с желанием демонстрировать знания. Батюшка Димитрий Смирнов неоднократно советовал для избавления от тщеславия, чтобы
1) не говорить первому;
2) если отвечаешь, чтобы ответ был только о тех вещах, о которых спрашивают, желательно вообще чтобы ответ был короче вопроса;
3) ни в коем случае не высказывать свое мнение,
4) а если особенно просят высказать, говорить кратко и без превозношения
(весь отрывок беседы).
Естественно, не говорить первому - это не когда есть срочная необходимость что-то сказать, а когда именно Вы, например, хотите поделиться интересной новостью.
Кроме того, может человек не совсем правильно кается в этом грехе, т.е. просто формально называет "празднословие" и все. И поэтому Вы много раз исповедывали, и нет результата. Конечно, не надо подробно описывать, в чем Вы празднословили. Но бывает, что грех совершается в какой-л одной и той же ситуации. Например, есть определенная тема для празднословия - нужно ее назвать. Или Вы четко видите, что хотите демонстрировать знания. Или только с определенным собеседником. Т.е. если Вы будете не в 1 слове называть этот грех, а например, в 5 словах (но не в 50), то может быть лучше. Об этом говорит еп. Пантелеимон.
Если Вы решили: все, буду бороться, то в рамках этой борьбы, (по-моему) лучше не говорить. Пока у Вас не пропадет или не ослабнет это желание сказать. Святые отцы отличались тем, что они говорили как бы нехотя, т.е. у них пропало желание говорить. Это вообще рассматривается как один из внешних признаков Святого Духа в человеке. Их вынуждала говорить любовь к человеку, но у нас любовь к людям очень слаба, особенно в молодом возрасте, т.е. маловероятно, что у Вас, у меня мотив — любовь в чистом виде, как у Святых. Как я читал, особенно нежелание говорить возникает при длительном занятии Иисусовой молитвой. Но там в видео о. Димитрия, на что я дал ссылку, как я помню, говорится, если Вы встретились с кем-то для беседы, особенно давно не виделись, то можно говорить первой.
Про мотивы точно. Если быть очень честной перед собой — то чувствую (сознание прям противится), что мотивы далеко не благие. Тут скорее тщеславие или желание превознестись в знаниях. Про желание говорить тоже точно, запомню, отсутствие эмоций — наверное, первый хороший признак
Если не "поливаете грязью" других людей и вообще не несете всякой греховной дряни, то болтайте себе на здоровье, ИМХО. Говорите о музыке, о природе, о Божией милости и человеческой доброте... Начните писать стихи и прозу, если так любите и цените слово.
У каждого из нас есть "болячки" поважнее, от которых надо срочно избавляться.
С уважением,
Спасибо за Ваш комментарий! Выписала все четыре пункта и постараюсь им следовать. Возник вопрос — если, например, это не новость, а что-то из Библии, что-то прочитал или понял, на эту тему тоже не стоит говорить первому?