Воровство всегда считается грехом, но воруют не только деньги или материальные ценности на протяжении многих веков не прекращается воровство чужого труда: рабство, крепостное право, а капитализм вообще эксплуатация человека человеком. Какова позиция церкви в этой проблеме? Например отношение к крепостному праву?
4 Ответа
Рабовладельческий, феодальный, капиталистический, социалистический - это строй, система общественных взаимоотношений, которая никак не зависит от Церкви. Более того, Церковь может существовать и существует в любой из этих формаций.
Что же касается Вашего определения данных формаций как греха воровства, то позволю себе не согласиться. Рабство - это не воровство труда, это владение человеком в собственности. Как бы цинично это не звучало, но труд раба при рабовладельческом строе не более, чем труд домашнего скота или машины, также находящейся в собственности рабовладельца. Нельзя украсть у того, что принадлежит тебе. Даже если это раб. Конечно, ничего хорошего в рабстве нет, но увы, рабство до сих существует.
Крепостное право, при всех его отрицательных свойствах, также не является воровством чужого труда. Оно регулирует юридические нормы прикрепления крестьян к земле феодала, без разрешения которого крестьяне могли покидать ее. Крестьяне работали на земле феодала и платили подати.
Ну а уж капитализм это и вовсе экономическая система производства и распределения, основанная на частной собственности, юридическом равенстве и свободе предпринимательства. Где тут Вы воровство увидели, ума не приложу. Эксплуатация человеком человека происходит за плату при обоюдном на то согласии.
Давать оценки политическим режимам или экономическим моделям не входит в задачи Церкви. Но можно с уверенностью сказать, что именно христианство облагородило человеческие нравы и подготовило почву для отмены таких уродливых явлений, как рабство, крепостничество, пытки и тому подобное.
С уважением,
Официальная позиция Русской Православной Церкви зачастую формулируется в решениях Архиерейских Соборов. Насколько я знаю, каких-либо обсуждений касательно «крепостного права» на официальном уровне в Церкви не велось. Поэтому правильнее говорить не об официальной позиции Церкви касаемо этого исторического явления, а о частных мнениях православных людей. Коим я сейчас с Вами и поделюсь.
Конечно, рабство (насильную эксплуатацию человека) никогда христианство не считало нормой. Некоторые далекие от православия люди ставят в вину христианам такие слова святого апостола Павла: «Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу, не с видимою только услужливостью, как человекоугодники, но как рабы Христовы, исполняя волю Божию от души, служа с усердием, как Господу, а не как человекам, зная, что каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал, раб ли, или свободный» (Еф.6:5–8). Они ложно интерпретируют эти слова как оправдания рабства. Но это не так. Как раз, если заглянуть в историю, христианство способствовало преодолению человечеством этого страшного недуга - рабовладения. Апостол понимал, что моментально путем революции или каких-либо вооруженных конфликтов эту проблему не решить. Поэтому и призывает тогда еще бывших в рабстве людей думать о Высшем, о Христе – быть свободными во Христе.
Апостол не призывал к вооруженному противостоянию для свержения рабства по понятным причинам. К чему такие противостояния приводят, мы знаем на примере истории нашей страны. Когда под лозунгами обретения свободы загубили миллионы людей, а затем так выстроили общество, что теперь, оглядываясь назад, мы понимаем, что никаких свобод для людей в подлинном смысле этого понятия толком-то и не было.
В принципе, не обязательно рабство отождествлять с таким греховным явлением как воровство, рабство само по себе мерзко и является грехом для тех, кто это оправдывает и живет за счет результатов рабского труда.
Русская Православная Церковь дала позитивную оценку деятельности свт. Филарета Московского по подготовке манифеста об освобождении крепостных крестьян. В тексте службы святителю есть такой тропарь в каноне:
Ве́дая го́рькия рабо́ты и тяготы́ жития́ земледе́лателей, святи́телю Филаре́те,/ потща́лся еси́ помощи́ росси́йскому госуда́рю/ провозгласи́ти лю́дем ча́емое свобожде́ние.