5 Ответов
Как говорит Священное Писание, Христос "предал Себя для искупления всех" (1Тим.2:6) Никто не исключен из Его спасительных деяний. Однако искупление направлено не на какие-то неодушевленные предметы, а на людей, обладающих собственной волей - наше спасение не может совершиться помимо нас самих. В Евангелии есть притча о званых на пир - гостеприимный хозяин приготовил все необходимое, места хватит на всех, и позвал людей на пир. Но, увы, многие отказались прийти - и, естественно, остались без пира.
Христос умер за всех, и все, кто захотят прийти к Нему, будут спасены. Но те, кто не захотят войти в дверь - увы, останутся за дверью.
Христос действительно умер ради спасения всех людей. Однако и среди Его современников было немало таких людей, которые отказывались признавать Его своим Спасителем, отказывались идти по указанному Им спасительному пути (Мк.8:34). Таких людей было немало и в последующие времена, немало их и сейчас. Спасение подразумевает осознанное и свободное следование за Христом (в данном случае речь не идёт о несмышленых младенцах, которые принимают крещение по вере близких). Мыслимо ли, чтобы упорно не желающих спасаться беззаконников влачили в Царство Божие насильно? Напротив, усилия требуются от самого грешника: "всякий усилием входит в него" (Лк.16:16).
Ответ на Ваш вопрос дает в полном объеме св. Макарий Невский.
«Несмотря на то, что искупительная жертва принесена Христом-Спасителем за всех людей, плодами её могут пользоваться только те, кто веруют во Христа, принадлежат к созданному Им телу – единой, святой, соборной и апостольской Церкви, которые вошли в общение со Христом через причащение Его тела и Крови. Значит, неверующие во Христа и не принадлежащие к святой православной Церкви, не могут пользоваться плодами искупления, совершённого Господом Иисусом Христом. А таковых на всей земле и в отечестве нашем остаётся ещё много... Все они имеют нужду в проповеди о Христе и о созданной Им Церкви».
(Свт. Макарий (Невский)).
Свт. Феофан Затворник пишет:
В лице Христа Спасителя точно все уже спасены, – спасение, Им совершенное, довлетельно для всех. Но для того, чтобы и каждый частно соделался спасенным чрез Него, надлежит прийти к Нему определенным путем и получить сие спасение. Всякому спасение готово; но сам приди и возьми его. Вот тут и труды, и труды не малые, и скорби, и опасения, и борения.