1. Я задавал уже этот вопрос клирику нашего Храма. Он ответил: «Мне не известно писание, в котором запрещается размещать дарственную табличку на лицевой стороне иконы. Т.е. всё, что не запрещено – разрешено».
---
2. Возможно мне необходимо изменить моё мировоззрение и миросозерцание, ибо на данный момент дарственная табличка на лицевой стороне храмовой иконы:
а/ вызывает у меня грех гнева [ибо в таинстве общения между мной и святыми присутствует даритель (перед носом дарственная табличка гос. чиновника)]; и
б/ грех гордыни [нежелание почитать и поклоняться дарителю одновременно с поклонением иконе];
---
3. Причины следствия – вынужденное соподчиненное почитание и поклонение не только иконе, но и дарственной табличке (фактически пиар-трюк чиновника) на иконе. Да и сущность наличия дарственной таблички на лицевой стороне храмовой иконы смотрится как прославление дарителя в Храме на уровне общечтимых святых. Смотрится как местночтимая канонизация благоверности дарителя, причисление дарителя к лику святых при жизни за праведную жизнь, хотя еще не известно, как он закончит свою жизнь.
---
4. Для избежания грехов гнева и гордыни пока избегаю поклоняться этой храмовой иконе с дарственной табличкой, воспринимая эту икону как сувенир, чествующий дарителя. Надеюсь, это не приведет к моей деградации личности.
---
5. Ищу точные цитаты и их местонахождение в писаниях/ регламентирующих канонах Православной Церкви, на базе толкований которых у меня появилась бы возможность дипломатично обратиться к настоятелю храма с просьбой аккуратно элегантно перенести дарственную табличку с лицевой на тыльную сторону храмовой иконы. Несомненно, придерживаясь полного соответствия композиционных законов и регламентирующих канонов Православной Церкви.
5 Ответов
В монастыре, в котором я служу, имеется икона с дарственной табличкой Патриарха. Как нам с ней благословите поступить? Ни игумен, ни наш митрополит вовсе не возражали против подарка и против таблички. Видимо, справедливо считая, что даритель имеет право оставить память о себе.
В базилике св. Димитрия Солунского в Салониках ктитор IV века вообще увековечил себя в храмовой росписи (хотя и с квадратным нимбом), и таких примеров множество. Надо было сбить роспись? Или все-таки принять это как древний церковный обычай?
Итак, Вячеслав, советую Вам найти в себе вместо гнева чувство благодарности к людям, которые заботятся о благоукрашении храма и надеются, что за их труды кто-то о них помолится.
Мастер не имеет права подписывать икону своим именем, это однозначно.
Есть соборные требования в отношении содержания икон, есть обязанность подписывать изображенных на иконе святых. Есть требования соблюдать древние традиции при написании икон.
Нет никаких оснований для установления запретов на дарственные надписи к иконам, и найти их не сможете.
И это логично, поскольку в древности иконы были предметом дарения на венчание, на рождение детей. Над иконами братались, давали обеты, с ними уходили в военные походы. Их устанавливали в дуплах деревьевм на перекрёстках дорог, ставили над городскими воротами, над воротами яроморок. Их станавливали в органах власти, в больницах.
Такое применение не предполагало ограничений для дарителя. Передача иконы в дар осуществлялось на долгую память, с тем чтоб люди перед иконой вспоминали и молились за того, кто передал икону.
А кто мог передать икону в дар, или отреставрировать её, или сделать богатый оклад? Конечно, не только обычные люди, но и князья, цари, и аристократия. Подарки монастырям и церквям несомненно делалилсь с тем, чтоб народ молился перед иконой за государя, за помазанника Божия.
Потому, соборные и церковные запреты на дарственные надписи отсутствуют.
Размещать такие таблички на иконах вполне уместно. Обычно это делается для того, чтобы люди могли помолиться о том, чье имя там значится.
Все остальное не более, чем ваши домыслы. С тем же успехом вы могли бы испытать искушение поклоняться иконописцу, создавшему икону, или столяру, сделавшему к ней киот. Это бессмыслица. Мы даже самим иконам не поклоняемся, а только тем, кто на них изображён.
Не впадайте в умствования и не усложняйте жизнь, которая и без этого достаточно сложная.
С уважением,
2. Возможно мне необходимо изменить моё мировоззрение
Непременно Вам надо это сделать, поскольку Вы не видите разницы между святым образом и табличкой с именем. Икона и табличка - это не равноценные вещи и почитание Того, кто изображен на иконе не трансформируется в почитание человека, имя которого написано на табличке.
Причины следствия – вынужденное соподчиненное почитание и поклонение не только иконе, но и дарственной табличке
Данный вывод не имеет никакого основания. Займитесь молитвой, а не разглядыванием табличек. Сосредоточение на молитве даст Вам возможность не заниматься бесполезным занятием.
Да и сущность наличия дарственной таблички на лицевой стороне храмовой иконы смотрится как прославление дарителя в Храме на уровне общечтимых святых. Смотрится как местночтимая канонизация благоверности дарителя, причисление дарителя к лику святых при жизни за праведную жизнь, хотя еще не известно, как он закончит свою жизнь.
Никакой причинно-следственной связи между наличием таблички на иконе и возведением дарителя в степень святого нет, это Ваши необоснованные додумки.
Для избежания грехов гнева и гордыни пока избегаю поклоняться этой храмовой иконе с дарственной табличкой, воспринимая эту икону как сувенир, чествующий дарителя.
Икона в храме - это не сувенир, а святой образ. Если даритель и тешил свою гордыню, поместив табличку на икону, то Вы поступаете не менее горделиво, отказываясь чтить святой образ из-за наличия на нем таблички с именем.
1. Сущность моего вопроса
а/ Обратите внимание – семантика сущности заданного мной вопроса касалась не меня персонально (!), а церковно-канонических догм визуализации лицевой стороны иконы, и только;
б/ А вот мои пояснения к вопросу оказались неуклюжими, и видимо ввели в заблуждение ваше внимание, отклонили от сущности вопроса. Извините меня, пожалуйста, за досадность что я вас запутал своими пояснениями.
—
2. Догмы визуализации иконы
Как я понял из всех опубликованных здесь ответов (всем спасибо!):
а/ Нет запретов размещать на лицевой стороне молельной храмовой иконы и дарственную табличку третьего лица;
б/ Нет надобности и оснований просить у Храма перенести дарственную табличку с внешней стороны на внутреннюю сторону иконы;
в/ Мои примечания: (1) Вообще то это не моя сфера влияния «избегать визуализации признаков обмирщения Христианства на иконе в Храме, визуально мешающих стремлениям узреть Бога». Ибо я обычный мирянин, осознающий, что Церковь — это не своего рода социальное учреждение, и не общественная организация. (2) Я и так знал, что в любом Храме все [без исключения] иконы в конечном счете подарены храму кем-то, и это неоспоримо, и это нормально, и я тут ни причем. (3) Стремления же дарителей икон храмам также не входят в сферу внимания рассматриваемого вопроса.
—
3. У меня нет к вам вопросов касательно меня лично. Хочу только остаться с вами друзьями.
—
Спасибо за ваше внимание и время!
С уважением
а/ Не согласен с: …Размещать такие таблички на иконах вполне уместно… Но, если бы эта дарственная табличка была бы расположена на тыльной стороне храмовой иконы — я бы к этому относился с уважением и почтением;
б/ Согласен с: …Обычно это [размещение дарственной таблички на лицевой стороне иконы] делается для того, чтобы люди могли [хотят этого или нет] помолиться о том, чье имя [дарителя на храмовой иконе] там значится;
б/ Согласен с: …самим иконам не поклоняемся [не почитаем], а только тем, кто на них изображён [включая изображению имени дарителя];
—
в/ Я не теолог, и мне не известны писания [источники русского православного церковного права], в которых запрещается размещать именную дарственную табличку третьего лица на лицевой стороне иконы. Т.е. видимо в этом вопросе принципов христианской философии относительно иконы всё, что не запрещено – разрешено;
Спасибо за Ваше внимание и время!
С уважением